РОМАНОВА Л.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Ключевые слова: ,


РОМАНОВА Л.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/18899 (дата обращения: 03.06.2017).

Педагогическое обеспечение  профессионально-нравственного саморазвития учителя  в условиях школьной жизнедеятельности  ставит перед нами достаточно сложную диагностическую задачу: не столько традиционной оценки «состояния» профессионально-нравственного саморазвития учителя, сколько оценки тех «изменений», которые произошли за определенный наблюдаемый период времени под влиянием специальным образом организованных условий. Для нас важно не то, сколько и каких знаний приобрел учитель и какими умениями овладел, а то, в какой степени педагогическая помощь  оказала влияние на формирование целостности его профессионально-нравственной позиции, уровня и динамики профессионально-нравственного саморазвития как основы    продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей (критериев и показателей) профессионально-нравственного саморазвития учителя и динамики их изменений в процессе педагогического обеспечения и разработать процедуру   оценки его эффективности.

Результатирующим  комплексным критерием  эффективности педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя (специальным образом организованной учебно-познавательной профессиональной деятельности учителя)  может стать уровневая динамика такого саморазвития. В свою очередь, в качестве показателя уровня профессионально-нравственного саморазвития учителя может выступать комплекс профессионально-нравственных качеств и умений учителя, проявляющихся (и зафиксированных) в процессе педагогического обеспечения.

С  диагностических позиций  этот комплекс операционально можно  представить в виде совокупности трех компонентов: ценностно-самоактуализирующего, ценностно-когнитивного и ценностно-деятельностного, отражающих соответствующие профессионально-нравственные  качества и умения учителя.

Ценностно-самоактуализирующий компонент отражает сформированный интерес и устойчивость личностной ориентации к профессионально-нравственному саморазвитию под влиянием реализуемых в школе соответствующих условий.

Ценностно-когнитивный компонент в основном формирующийся  в организованном процессе  профессионального образования и самообразования, представляет собой процесс и результат совершенствование учителем своих аксиологических  знаний как основы   актуализации своих индивидуальных особенностей на освоение и закрепление на практике новых способов действий.

Ценностно-деятельностный компонент отражает уровень включенности учителя в процесс профессионально-нравственного саморазвития и овладения им соответствующими  умениями, приемами, позволяющими   выявлять в своей работе положительные стороны и недостатки, анализировать и сравнивать достигнутые результаты с профессионально-нравственными целями и задачами, реально осознавать свои профессиональные возможности. Это непосредственно связано с интеллектуальной, личностной и межличностной рефлексией.

Развитие перечисленных  компонентов, формируемых под влиянием применяемых в школе  условий на основе специально организованного и самостоятельного познания, умения решать творческие задачи, обеспечения взаимодействия интеллектуальной и личностной рефлексии в их единстве и взаимосвязи, составляет процесс и результат, отражающий последовательность, динамику продвижения учителя к более высокому уровню профессионально-нравственного саморазвития.

С учетом выше обозначенных принципиальных операционально-методических позиций, процедура оценки эффективности  педагогического обеспечения  профессионально-нравственного саморазвития учителя  включает в себя три взаимосвязанные методики оценки, различающиеся по характеру направленности, оперативности и структуре оценки:

1. Оперативная методика экспертной оценки отдельных аспектов  процесса профессионально-нравственного саморазвития педагога (знаний, умений) на занятиях, играх, тренингах, выступлениях, дискуссиях, конкурсах и т.п.

2. Сравнительная методика рефлексивной оценки (самооценки) динамики уровня  профессионально-нравственного саморазвития педагога на «входе» и «выходе», то есть в начале и в конце наблюдаемого периода.

3. Методика  оценки учителями, применяемых в процессе педагогического обеспечения в школе соответствующих мер и  условий.

При этом основной методикой оценки эффективности системы педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития учителя является методика рефлексивной оценки (самооценки) уровневой динамики профессионально-нравственного саморазвития педагога (на «входе» и «выходе», то есть в начале и в конце наблюдаемого периода).

В рамках выше представленных методик использовались как общепедагогические формы и методы оценки (метод заданий, наблюдений, различные виды контроля), так и специальные формы, методы оценки (социолого-педагогическое анкетирование, тестирование и пр.), адекватные задача оценивания эффективности   профессионально-нравственного саморазвития учителя  в школе. При этом непосредственно и конкретно поддаются наблюдению и оперционализации следующие наиболее важные направления:

- структура профессионально-нравственной мотивации, направленность на саморазвитие;

- структура, уровень профессионально-нравственных проблем, затруднений учителя и их динамика;

- приращение профессионально-нравственных знаний и умений;

- удовлетворенность процессом обучения и самообучения,  результатами профессионально-нравственного саморазвития;

- удовлетворенность условиями профессионально-нравственного саморазвития;

- степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.

Для определения результативности процесса педагогического обеспечения  профессионально-нравственного саморазвития учителя наиболее целесообразными оказались такие методы сбора первичной инофрмации как: анкеты – мониторы и тестовые задания. Мониторинговую субъективно-значимую роль выполняют анкеты – мониторы (тесты-вопросники). Это своеобразный самоанализ, саморефлексия учителя своих продвижений, своей мотивационной сферы, профессиональных затруднений, уровня  компетенций и пр. Опыт показал, что все они не только выполняют контролирующую и информационную функцию, но и способны стимулировать учителя к поиску творческих подходов к самопознанию и саморазвитию.

Итак, оперативная методика экспертной оценки отдельных аспектов процесса профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях педагогического обеспечения этого процесса осуществляется на основе следующих методов и форм реализации:

- наблюдения за поведением учителей в процессе деловой игры, выполнения задания, обсуждения творческих разработок, диалога и т.п.

- фиксирования профессионально-нравственных элементов поведения, которые они проявляли при выполнении этих заданий;

- заполнения протоколов наблюдения и фиксирование в баллах («переменных»);

- анализа интересов учителей по занятиям, которые их интересовали, и компетенциям, которые они проявляли в ходе этих занятий;

- анализа активности (увеличение количества задаваемых вопросов, частота выступлений внутри учебных микрогрупп и на общегрупповом занятии и дискуссиях).

- подведения итогов, анализ основных затруднений и их причин;

- определения перспектив дальнейшей работы каждого учителя на основе сотрудничества и сотворчества (проектирование индивидуальных планов).

Вся полученная информация систематизируется, анализируется организаторами, что позволяет составить представление о личности конкретного педагога как профессионала, его потребностях и затруднениях, особенностях и возможностях дальнейшего профессионально-нравственного роста. Эта информация позволяет выстраивать стратегию и тактику педагогического взаимодействия: открытого диалога, сотрудничества или сотворчества, создает условия для комфортного (адекватного) взаимопонимания, доверия и формирования необходимого стиля делового общения, что составляет психолого-педагогическую и методическую основу критериально-ориентированного профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях профессионального взаимодействия



Все статьи автора «romanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: