УДК 14.07.07

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Пушкарева Т.Г.1, Сартакова Е.Е.1
1Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье рассматривается модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности студентов.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное учреждение, социальная компетентность студентов


MODEL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A WAY OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS

Pushkareva T.G.1, Sartakova Elena Evgenevna1
1Tomsk State Pedagogical University

Abstract
In this paper model of educational environment is considered as a way of formation of social competence of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пушкарева Т.Г., Сартакова Е.Е. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18817 (дата обращения: 29.09.2017).

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года

В настоящее время главной целью процесса модернизации российского образования является повышение качества, доступности и эффективности образовательных услуг, что обуславливает задачи формирования компетентностного содержания образования, информатизации, реструктуризация сети ОУ, развития государственной и региональных систем оценки качества образования, общественно-государственного характера управления образованием, внедрение новых финансово-экономических и правовых норм деятельности. Решение всех этих задач обусловлено необходимостью подготовки учителя нового типа, обладающего не только современными стереотипами профессиональной деятельности, но и высоким уровнем сформированности социальной компетентности.

В результате историко-педагогического анализа нами было установлено, что в настоящее время разработаны определенные элементы процесса формирования социальной компетентности студентов в рамках системного, функционального подходов. Так, в рамках разработки механизма задачной технологии (А.В. Спирин, А.Г. Петухов, А.А. Демчук, Г. П. Мосягина) создана методика, направленная на содействие приобретению студентами социального опыта посредством решения личностно значимых социальных и профессиональных задач различных типов. Такие исследователи как Ж.А. Шуткина, Н.Н. Кормягина обосновали способ использования игровых, проективных, проблемных, информационных, организационно-деятельностных методов и технологий для формирования социальной компетентности. А.Г. Петухов описал такие методы формирования социальной компетентности как организацию кураторских часов, студенческое самоуправление, волонтерское движение, молодежные кружки и клубы. А.А. Демчуком был разработан механизм формирования взаимодействия студенческой молодежи в образовательном процессе с разными общностями, включение ее в социально значимую (общественно полезную) деятельность. Технология социально-психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социальной компетентности студентов была описана Н.Н. Кормягиной и А.Г. Петуховым.

Однако в условиях формирующегося информационного общества, обусловившего достаточно специфические особенности современной молодежи, эти традиционные педагогические методики формирования социальной компетентности будущего педагога не всегда эффективны. Изменение ценностей, установок студентов связано в первую очередь с процессом интериоризации в процессе коммуникативного взаимодействия. Именно это положение обусловило попытку разработки механизма формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа – социальных практик, которые являются одной из составляющих теории коммуникации в целом, социальной коммуникации (Ю. Подгурецки, А. Зубко, Ф.И.Шарков, А. В. Соколов) как социальной итерации (обмена) автономными знаковыми сообщениями среди людей или другими социальными субъектами, в которых содержится информация, знания, различные мысли и эмоции и т.п., обусловленная множеством социально важных оценок, коммуникативных сфер, определенных ситуаций и норм общения, существующих в данном обществе.

Необходимость проектирования управляемой образовательной среды педагогического колледжа для формирования социальной компетентности студентов путем использования коммуникативных практик обусловило этапы моделирования проекта образовательной среды формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа.

1. Идеология образовательной среды лежит в определении принципов, на основе которых будет базироваться образовательная среда. В процессе проектирования мы будем придерживаться следующих принципов: модальность, открытость, вариативность, инициативность, модальность, социально-коммуникативный характер образовательной среды.

2. В качестве субъектов образовательной среды педагогического колледжа, мы в первую очередь будем рассматривать студентов, которые имеют собственные образовательные, личные, профессиональные, жизненные цели, ценности и установки. Потребности студентов определяется нами посредством анкетирования, которое предполагает их ранжирование по значимости для студентов. Еще одним важным субъектом, на которого должна ориентировать образовательная среда колледжа, на наш взгляд, являются государство и социум, так как именно они -основные «заказчики», определяющие требования, определенные в ФГОС СПО к выпускнику. Субъектами среды являются педагоги, реализующие образовательный процесс в соответствии с ФГОС СПО, управленцы, которые обеспечивают процесс и другой персонал колледжа. При проектировании образовательной среды, необходимо учитывать потребность педагогов в самообразовании, саморазвитии, а так же в обеспечении современных условиях труда (обеспечение техническими средствами, библиотечными фондами и др.). В связи с тем, что образовательная среда строится по принципу открытости, то субъектами ее становятся различные социальные партнеры, каждый из которых имеет свою цель. Например, Центр медицинской профилактики ориентирован на пропаганду здорового образа жизни среди студентов колледжа и его целью является оздоровление молодежи. Потребность образовательных учреждений выражается в получении высококвалифицированных специалистах и т.д. Субъектами образовательной среды колледжа является семейное окружение, как родители студентов, так и их мужья, жены, дети. Таким образом, субъектами образовательной среды педагогического колледжа являются все участники межличностных отношений.

3. Целью проектируемой образовательной среды является формирование социальной компетентности студентов педагогического колледжа. Соответственно, цель непосредственно связана с результатом, который определен как: обладание студентами педагогического колледжа высоким уровнем сформированности социальной компетентности.

Для достижения поставленной общей цели, ежегодно формируются промежуточные цели, определение связано с учетом социального заказа государства, общества, потребностей каждого субъекта образования. Процесс образования сложен и многогранен, в нем участвуют множество субъектов, заинтересованных в результате обучения: государство, студент, родители, педагоги, работодатели. В практических условиях учесть потребности всех субъектов не представляется возможным. В нашей модели мы будем учитывать цели и потребности двух субъектов: государства, как основного заказчика и студента, на обучение и воспитание которого направлен этот процесс, и который, в конечном итоге, является продуктом опосредованного воздействия образовательной среды. Те компетенции, которые формируются пересечением социального заказа государства и образовательных, личностных, профессиональных и др. целей, установок и ценностей студентов будем считать полем, в рамках которого возможны какие-либо изменения личности студента. Необходимо отметить, что такое поле носит динамичный характер, так как после приобретения востребованных умений (компетенций) у студента произойдет изменение его образовательных, личностных и др. установок, ценностей и целей, а соответственно изменятся и компетенции, выявляемые на пересечении.

Таким образом, уровень сформированности социальной компетентности зависит от уровня сформированности компетенций, которые определяют ее содержание. Ежегодное переформулирование промежуточной цели в соответствии с выявленным в процессе анализа дефицитом компетенций, влечет за собой результативность образовательной среды в целом. Это указывает на процессный характер среды.

4. В процессе проектирования образовательной среды педагогического колледжа по формированию социальной компетентности студентов мы использовали такую форму организации деятельности, которая обеспечивает не только продуктивное взаимодействие субъектов образования, но что самое важное, определяет возможность изменение установок и как следствие, ценностей и целей субъекта.

Образовательная среда носит процессный характер нашей модели в виду постоянно развивающейся коммуникации, как следствия смены установок, целее и ценностей студента. На момент организации социальных коммуникаций мы имеем определенное поле компетенций, являющихся актуальными для государства и студента (поле есть пересечение социального заказа государства, определенных в ФГОС СПО и образовательных, социальных и др. целей студента), которое мы разбиваем на конечное число блоков, состоящих из конкретного набора компетенций, определенных как дефицит. К основным этапам проектирования образовательной среды для формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа мы относим следующие: определение информационного поля, способствующего появлению когнитивного диссонанса; когнитивный диссонанс; организация социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация приводит к изменению ценностей, оценок и установок студента, что в свою очередь влечет потребность студента к новообразованиям. Учитывая необходимость вариативности образовательной среды, необходимо организовать множество социальных коммуникаций.

Таким образом, принципы, методы и формы теории коммуникации являются базовыми для определения формы организации межличностных отношений между субъектами, и как следствия, формирования социальной компетентности студентов колледжа.

Если конкретизировать данные формы, то к ним можно отнести: социально-культурную анимацию, ролевые игры, психологические тренинги, социальные, творческие проекты и конкурсы, обучающие семинары и др., то есть те формы и методы, при которых возможно планировать когнитивный диссонанс.

5. Основываясь на принципах теории коммуникации, являющейся основой формирования социальной компетентности, мы рассматриваем когнитивный диссонанс как «толчок» к изменениям установок, целей и ценностей студента, который мотивирует его к изменению существующей действительности. В этом случае информационное поле, в рамках которого возникает когнитивный диссонанс, мы рассматриваем как механизм, задающий содержание образовательной среды.

Информационное поле базируется на конкретных желаниях студента, например «здоровья», «семейного благополучия», «престижной работы» и др., выявленных в результате изучения целей и ценностей студента. Информационное поле удовлетворяет обязательно двум аспектам: во-первых, оно должно вызывать первичный интерес у студента к его осмыслению, а во-вторых, содержать такую информацию, которая должна мотивировать студента на переосмысление существующих у него установок относительно заданной темы. Мы определили, что информационное поле привязано к существующим на данный момент у студента ценностям, установкам и целям, тогда укажем на динамичность содержания образовательной среды. Таким образом, содержание образовательной среды педагогического колледжа будет ежегодно переопределяться в соответствии с изменениями, происходящими в ценностном поле студентов, что указывает на процессный характер предлагаемой нами модели.

Условиями функционирования образовательной среды педагогического колледжа по формированию социальной компетентности является и процесс реализации целевых программ «Социально-психологическая адаптация студентов первого курса», «Формирование социальной и коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа», «Школа студенческого актива», «Студенческое научное общество», «Поддержка талантливых студентов», «Формирование здорового образа жизни», программами дополнительного образования, модульных курсов по выбору.

6. Основным показателем эффективности функционирования образовательной среды являются новообразования, которые студент получил в результате опосредованного воздействия на него образовательной среды. Эти показатели определены мониторингом сформированности уровня социальной компетентности, который включает в себя четыре диагностики. Таким образом, мы очертили поле, в рамках которого построена наша модель, представленная на рисунке 1 «Модель образовательной среды для формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа».

Опишем особенности модели образовательной среды для формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа. Самая главная ее особенность – процессный коммуникативный характер, поэтому на рисунке нами выделен цикличность, что обусловлено непрерывностью самой коммуникации.

Цель образовательной среды – создание условий для формирования социальной компетентности студентов педагогического колледжа.

В основе принципов образовательной среды, лежат принципы соответствующие индивидуальному, творческому, активному и свободному развитию личности студентов педагогического колледжа. Выбор данных принципов обусловлен тем, что социальная компетентность, базирующаяся на установках, целях и ценностях самого студента не может развиваться без смены этих установок, а смена установок и ценностей личности, в свою очередь, возможна только при желании самого студента.

Компоненты образовательной среды представлены: социальный, личностный, психодиагностический, пространственно-предметный. Социальный компонент представлен в модели отношениями, в которые вступают субъекты образовательной среды: социальны партнеры, педагоги колледжа, студенты колледжа. Эти отношения представляют собой активную форму коммуникации, при которой происходит обмен информацией. Причем в модели представлено многообразие всевозможных отношений. Например, образовательные учреждения могут быть ресурсом. Личностный компонент, представлен характеристикой личности студентов, педагогов и социальных партнеров. В основе этого компонента лежат результаты проводимых психодиагностик, анкетирования, опросов и др. Психодиагностический компонент определяет формы, методы деятельности, содержания мероприятий, способы действий, осваиваемые студентами (результат деятельности). Этот компонент нашел отражение в описании процесса формирования социальной компетентности, именно этот компонент носит цикличный характер. Пространственно-предметный компонент определят ресурсные возможности педагогического колледжа.

Пространственно-предметный компонент образовательной среды колледжа представлен кадровым потенциалом и техническим обеспечением. Образовательное учреждение располагает квалифицированным преподавательским составом, обеспечивающим подготовку специалистов в соответствии с требованиями ГОС СПО (с 2011 года ФГОС СПО). Проектируемая среда колледжа характеризуется насыщенностью, осознаваемостью, возможностью, социальной активностью, мобильностью, личными смыслами. Эти критерии нашли отражения в модели:

- Насыщенность образовательной среды (по В.И. Слободчикову) характеризует ресурсный потенциал среды.

- Осознаваемость (по А.В. Ясвину).

- Возможность. Поле возможностей, по которым может происходить преобразование собственной активности и конструирование новых культурных интерпретаций, обеспечивается за счет организации множества социальных коммуникаций. Разнообразие социальных коммуникаций предоставляет студенту выбор собственной траектории движения, а соответственно, учитывает потребности и интересы студентов.

- Социальная активность (по А.В. Ясвину).

- Мобильность.

- Личностные смыслы (по К.Р. Роджерсу).

Обозначенные критерии эффективности нашли отражения в нашей модели образовательной среды. Эффективность проектируемой образовательной среды для формирования социальной компетентности студентов обусловлено соответствие ее шести выделенным нами характеристикам, положительной динамикой изменения уровня сформированности социальной компетентности (наличие новообразований у студентов), процент студентов-аниматоров, для которых социальная компетентность становиться профессиональной.

Таким образом, модель образовательной среды для формирования социальной компетентности студентов педагогических колледжей отвечает требованиям цикличности, массовости, дискретности, результативности, вариативности содержания и включает: 1) целеполагание, выявленного в процессе определения дефицита компетенций при анализе запросов государства, общества и обучающихся; 2) вариативное содержание воспитания в виде в виде системы ценностей, оценок, установок будущих учителей; 3) технологию формирования социальной компетентности через механизм социальных коммуникаций, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образования, включающих определение информационного поля; когнитивный диссонанс; организацию социально-культурной анимации; Критерии эффективности образовательной среды обусловлены ее насыщенностью, осознаваемостью, возможностями, степенью социальной активности, мобильностью, наличием личностных смыслов.

Предложенная нами модель обладает рядом особенностей, к которым можно отнести ее цикличность, использование в качестве одной из ведущих форм работы социально-культурную анимацию, учет социального заказа государства и образовательных желаний студентов, вариативность содержания для каждого цикла.



Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: