УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТУРИЗМА

Кондратенко Надежда Витальевна
Московский городской педагогический университет
аспирант кафедры Теории и методики профобразования

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности бакалавра туризма.

Ключевые слова: туризм


FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF BACHELOR OF TOURISM

Kondratenko Nadezhda Vitalevna
Moscow City Pedagogical University
postgraduate student of Department Theory and methods of professional education

Abstract
This paper is about features of professional activity of bachelor of tourism.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кондратенко Н.В. Особенности профессиональной деятельности бакалавра туризма // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18794 (дата обращения: 03.06.2017).

Современные темпы развития туристской отрасли в мире и в России, в частности, набирают обороты. Явившись феноменом XX в., туризм, продолжает стремительно расширять и укреплять свои позиции как социокультурная практика и модель рекреации, досуга и бизнеса. По заключению экспертов, XXI столетие станет веком туризма. Согласно данным Барометра международного туризма ЮНВТО (публикация Всемирной туристской организации, которая осуществляет регулярный мониторинг краткосрочных тенденций туризма), объемы международного туризма выросли с 687 млн. человек в 2000 г. до 980 млн. в 2011 г. (т. е. в 1,5 раза), и, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий достигнет 1,6 млрд.

В связи с этим, для работы в сфере туризма требуются профессионалы своего дела. Ежегодные выпуски туристских вузов на рынок труда дипломированных специалистов многочисленны, несмотря на это, по словам работодателей, наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров. Руководители турфирм не спешат предоставлять новоиспеченным специалистам рабочие места. Они аргументируют данную позицию тем, что базовая профессиональная подготовка в высших учебных заведениях, как правило, отстает от передовых научно-технических разработок, что становится серьезным сдерживающим фактором эффективного сотрудничества.

По мнению практических работников, выпускников профильных образовательных учреждений достаточно, однако, большинство из них не способны к осуществлению туристских услуг.  Это происходит из-за ряда проблем, сложившихся в современной системе туристского образования.

Одной из ключевых проблем является содержание подготовки специалистов сферы туризма. Большинство работодателей, директоров турагетств, подчеркивают, что отраслевые вузы составляют программы по принципу “кто как умеет”, в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. Иными словами,  профподготовка не в полной мере обеспечивают формирование компетенций, направленных на высокий уровень профессиональной деятельности будущих специалистов.

Еще одной немаловажной проблемой является то, что у студентов представление о туристской профессии очень идеализированное. Этот настрой поддерживают и учебные заведения, где профессия представляется с внешней, радужной стороны: поездки за границу, практика языка. В нашей стране, зачастую обучаться туризму идут люди, которые считают, что это «легкая» специальность. На практике же оказывается, что туризм – это, прежде всего, законы, технологии, контрактинг, это самый настоящий производственный процесс: надо быть готовым к напряженной работе.

Одновременно, по мнению работников туризма, существует не так много преподающих «практиков». Также отсутствуют соответствия Госстандарта образования с практической работой специалиста. Это приводит к тому, что из вузов выходят специалисты, не умеющие делать расчет тура, не понимающие специфики работы туроператоров и турагентств, не имеющие представления о системах бронирования отелей, о системах бронирования билетов на регулярные рейсы, правилах продажи авиаперевозок, о каждой составляющей индивидуального туристического пакета.

Наряду с этим, большое количество вузовских учебников дают знания практически полностью устаревшие, как следствие квалификация рабочих не адаптирована к современному миру, либо морально устаревает  за короткий промежуток времени.

В связи с вышесказанным, остро встаёт вопрос поиска концептуально новых подходов, определяющих стратегию и тактику построения туристского образования.

Первое, что необходимо принять во внимание, это тот факт, что выпускник, окончивший бакалавриат без каких-либо отличий, получает 1 квалификационную категорию, а особо отличившимся присваивают 2-ую.

Проанализировав профессиональные стандарты к работникам фирм турагенств и туроператоров, мы пришли к выводу, что требования к специалистам данных сфер 1 и 2 квалификационных уровней, существенно не отличаются. Для того, чтобы понять на каких именно аспектах концентрировать образование, мы разделили весь перечень квалификационных навыков, представленных в профессиональном стандарте, на 4 группы: умение работать с людьми, литературой, оргтехникой и документацией. Сравнив процентное соотношение групп для каждого квалификационного уровня, мы получили следующие данные:

Из приведенных выше данных видно, что выпускников бакалавриата, в первую очередь, ожидает работа с документацией, на второй месте стоит работа с людьми и оргтехникой, на последнем месте – работа с литературой.

Но необходимо учитывать тот факт, что в современном обществе просматриваются такие тенденции, как повышение конкуренции при трудоустройстве выпускников туристских вузов и повышенные требования работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников. Это означает, что каждый работник должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых знаний, а также постоянно продолжать свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям.

Таким образом, образование должно работать на опережение. Проанализировав группы умений и навыков работников второго квалификационного уровня, необходимо подчеркнуть значимость развитого коммуникативного аспекта личности специалиста. Почти половину своего рабочего времени специалист будет общаться с людьми. Из этого вытекает неподдельная значимость развития коммуникативности бакалавров.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) “бакалавр”). – М., 2009.
  2. http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-01-18/v-2012-godu-mezhdunarodnyi-turizm-dostignet-milliardnyi-rubezh


Все статьи автора «Nadezhda15»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: