ШУМАКОВ В.А. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ИНТУИТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова: , ,


ШУМАКОВ В.А. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ИНТУИТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПОЗНАНИЯ


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18507 (дата обращения: 19.04.2024).

Наш научный интерес направлен на исследование феномена эвристической интуиции. Интуитивное познание в общем и интуитивно-эвристическое в научной деятельности в частности само по себе сложная система, неоднозначно детерминированная, понимается и как способ познания, и как способность человека, и как форма познания. Определение компонентов системы влечет за собой и определение механизмов их взаимодействия, что является трудной научной задачей. Одним из подходов к ее решению служит синергетическая парадигма. Поскольку система эвристической интуиции с позиции синергетического подхода будет эволюционировать, то механизмы «жизни» системы будут являться и механизмами взаимодействия-взаимосвязи, и механизмами эволюционирования.

С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей, представлений, мыслей. Причем это имеет силу как для научного, так и для художественного творчества. Это положение приводит к мысли о том, что моделирование эволюционного развития системы эвристической интуиции необходимо проводить в нескольких разрезах, и в соответствии с принципами синергетики можно выделить такие составляющие моделирования эволюции системы: моделирование динамичности эвристической интуиции; моделирование спонтанной самоорганизации эвристической интуиции; моделирование системы эвристической интуиции с детерминированной самоорганизацией.

Эвристическая интуиция как самоорганизующаяся система характеризуется специфическими механизмами самодостраивания, диссипативного состояния, хаотическими и упорядоченными взаимовлияющими процессами. Основным свойством системы является способность к самоорганизации при эволюции. Самоорганизация выражается в усложнении структуры изучаемой системы, которое возникает, когда внешнее воздействие на систему превосходит некоторые критические значения. При этом в системе появляются новые структурные элементы или происходит специализация старых так, что они начинают выполнять новые функции.

Механизм работы эвристической интуиции проявляется как механизм самодостраивания образов и идей, включающий в себя установку (направленность) на возникающее целое; отбор «ненужного» на базе увеличения разнообразия и переоценки познавательных ценностей; поток мыслей и образов, выстраивающий себя в силу своих собственных потенций; кристаллизацию знания, выход на структуру.

Самоорганизующаяся система эвристической интуиции совершает обмен веществом, энергией, информацией; первым каналом связи внутреннего состояния системы с внешним миром служит восприятие как непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Самоорганизация системы есть восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. «Мысли вдруг обретают структуру и ясность» (Е.Н. Князева). Роль побудительной силы, ответственной за самоорганизацию, играет отбор. Он делает понятным как спонтанный, так и стохастический характер самоорганизации системы эвристической интуиции.

Особенностью самоорганизации системы эвристической интуиции служит то, что ее механизмы мало познаваемы, потому что неосознаваемы, а, следовательно, незапоминаемы. Ни один ученый, исследователь не может логически обосновать тот путь, который им пройден в получении интуитивным путем истинного знания, однако, как мы отмечали выше, способен проверить результаты интуитивного познавательного акта при помощи логики. В системе эвристической интуиции естественным образом происходит возникновение разветвления возможностей развития. Выбор реального пути происходит неосознанно, можно даже отметить, что случайно, в этой ситуации происходит взаимоотношение между бессознательными и неосознанными процессами. Применительно к эвристической интуиции, случайности и закономерности рядоположены.

Механизм эвристической интуиции связывается с пониманием «движения» мысли как в области сознания, так и в области подсознания. Отправной точкой в этом движении является идея, замысел, ключевая задача.

Управляющими параметрами эвристической интуиции выступают сознательные психологические акты: перцепция, установки, доминанта. Флуктуирующими силами – шумами, помехами – в эволюционировании системы эвристической интуиции будут являться эмоции исследователя, образующие эмоциональный фон познавательного акта, обладающие высоким напряжением, зависящим от общей эмотивности человека.

Эволюционирование системы эвристической интуиции происходит под воздействием как внешних воздействий – целенаправленных и случайных, так и внутренних взаимодействий, ведущих с самооргаизации системы. Каждый этап самоорганизации сопровождается бифуркационным скачком, а компоненты как бы складываются в единственный способ движения из множества комбинаций компонентов, комбинаций их состояния и «возраста», притягиваясь к аттрактору – в данной комбинации жизни компонентов области неминуемого, приводит систему к новому качественному состоянию.

Объединяя характеристики в системное видение феномена эвристической интуиции, а также пропустив эти знания сквозь призму синергетического подхода мы полагаем следующие предпосылки к синергетическому эвристической интуиции (см. Таблицу).

Таблица

Синергетические функции компонентов эвристической интуиции

Компоненты

Содержание компонента Синергетическая функция

Чувственные процессы

Ощущение Неосознанное и осознанное отражение реальной действительности Становящееся, не покой, а движение, не завершенные, вечные, устойчиво-целостные формы, а переходные, промежуточные, временные, эфемерно-дробные образования; переход внешних воздействий во внутренние состояния системы.
Восприятие Образ времени как темпа становления, как процесса возникновения-исчезновения, как периодической смены дискретно-упорядоченных структур хаотической материи
представление единство внутреннего и внешнего
диалог коммуникативность, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообусловленность Бытие как становление формируется и узнается лишь в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъектов и установления гармонии в результате диалога.
Скрытое знание, опыт (криптогноза) Временно неосознаваемое знание, полученное от непосредственного взаимодействия человека с объективным миром, включающее в себя весь предшествующий опыт субъекта, но не используемый им ранее; объективный источник неисчерпаемых возможностей человеческого сознания; скрытые от ученого возможности его познавательных функций, скрытая часть знаний и сведений об окружающем мире; накопление криптогнозы – неосознанный выбор (извлечение из общего объема накопленного знания того, что необходимо для данного этапа исследования Объект в сознании ученых становится все более очищенным, свободным и прекрасным – «самим собой»

Эмоциональные действия

Напряженность ВзволнованностьВозбужденность

страсть

Селектор, параметры порядка играют двоякую роль: сообщают системе как вести себя и доводят до сведения наблюдателя нечто о макроскопическом состоянии системы;образ субъекта, переходящего из потенции в актуальность по мере усложнения форм бытия.

Логические операции

Сравнение Осознанные мыслительные операции;замысел, планирование решения; дискурсивность, абстрактно-логическое мышление. Визуальные и мысленные образы, идеи, представления,  мысли,
Синтез
Анализ
суждения
Умозаключения
Абстракция
конкретизация

время

Темп, скорость Не зависит от желания субъекта образ времени как темпа становления, как процесса возникновения-исчезновения, как периодической смены дискретно-упорядоченных структур хаотической материи

 

Как показывают исследования Г. Хакена, синергетической системой можно управлять, изменяя действующие на нее внешние факторы, а, следовательно, возможно обнаружить механизмы управления эвристической интуицией.

Нам видится то, что объектами управления эвристической интуиции будут являться не столько ее процессуальные компоненты, они, очевидно, неуправляемы и сложно познаваемы, сколько интегративно проявляемые содержательные ее характеристики: познавательный опыт, в том числе и творческий, воображение, наглядно-образное мышление, аналитическая деятельность исследователя, способы инициирования. Таковы допущения, выведенные логическим способом. В целом, обращаясь к исследованию нашей научной задачи, мы столкнулись с необходимостью не столько детализировать процессы и механизмы интуитивного научного познания, это, скорее, поле деятельности глубинных психологов, сколько с открытием общих закономерностей возникновения и развития акта интуиции, что предполагает дальнейшее развитие наших научных изысканий в этом направлении.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vad»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация