УДК 14.07.07

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Сартакова Елена Евгеньевна
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье рассматривается сетевая модель управления образовательным учреждением.

Ключевые слова: образовательная сеть образовательных учреждений, образовательные сети, сетевое взаимодействие образовательных учреждений


NETWORK MODEL OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Sartakova Elena Evgenevna
Tomsk State Pedagogical University

Abstract
This article describes network model of educational institution.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е. Сетевая модель управления образовательным учреждением // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18427 (дата обращения: 29.09.2017).

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года

Одной из актуальнейших проблем развития образования является формирование образовательных сетей (ОС) образовательных учреждений, цель которых – создание условий для повышения доступности и качества образования. ОС могут быть представлены как совокупность взаимодействующих между собой образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные сетевые образовательные программы, проекты и др.

Если организационные и отдельные управленческие аспекты формирования сетевого взаимодействия школ уже в какой-то степени разработаны на практике, то технология непосредственно коммуникации школ в условиях реализации сетевого взаимодействия (реализации проектов, образовательного процесса (очного или дистанционного), повышение профессионального роста педагогов и др.) остается пока открытой.

При этом необходимо различать четыре, фактически параллельно, текущих процесса: 1) процесс формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального); 2) создание систем управления сетевым взаимодействием; 3) технология коммуникации школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др.; 4) технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выявления содержания этих технологий как алгоритмов деятельности по решению поставленной задачи мы рассмотрим их в качестве самостоятельных феноменов. Обратимся к табл. 1.

Представленная таблица демонстрирует, что все указанные технологии являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первой технологии) наиболее значимым является создание управленческих структур (вторая технология); все это сопровождается коммуникативной деятельностью, собственно говоря, в ходе которой реализуются указанные первые технологии, кадровым обеспечением которых является технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия.

Таблица 1

Содержание технологий сетевого взаимодействия ОУ

Этап

Технология формирования
сетевого взаимодействия ОУ

Создание

систем управления сетевым
взаимодействием

Технология коммуникации
школ в условиях реализации сетевого взаимодействия

Технология формирования
новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников
сетевого взаимодействия

Организационное
управленческая диагностика

Переход в инновационный
режим развития ОУ в рамках формирования современных педагогических моделей
учреждения и выявление (стихийное или осознанное) необходимости сетевого
взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса

Выявление модели сетевого
взаимодействия и диагностика уровня готовности сети к соответствующей модели
управления

Информационно-аналитическое
обеспечение процесса коммуникации участников сетевого взаимодействия

Диагностика уровня
сформированности педагогических и управленческих стереотипов педагогических
кадров ОУ – потенциальных участников сетевого взаимодействия

Постановка системы
организационного развития

Постановка задачи создания
педагогических ассоциаций различного типа

Выявление проблем, стоящих
перед сетями и постановка задачи разработки модели управления

Целеполагание коммуникации
ее субъектами на разных этапах формирования сетей ОУ

Определение
организационных структур для формирования новых профессиональных
педагогических стереотипов

Проектирование и
планирование совместной деятельности

Разработка модели ОС

Моделирование системы управления
сетью

Проектирование и
планирование коммуникационных технологий ОУ и сети в целом (эмпатической
коммуникации в том числе)

Проектирование и
планирование программы работы с педагогами сети по формированию новых
профессиональных стереотипов

Организация и
регулирование

Организационное,
экономическое и правовое оформление образовательных сетей

Создание
управленческо-педагогических команд (УПК) ОУ (сети, узлов и др.) Правовое
оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых)

Реализация способов
коммуникации в процессе решения задач сетевого взаимодействия (тактика
глобальной атаки, тактика мелких шагов и др.)

Реализация программы
деятельности по формированию новых профессиональных стереотипов:

- формирование когнитивного
компонента проф. компетентности через курсы ПК;

- формирование
операционного компонента проф. компетентности путем использования механизмов
подражания, управления, организации квази и реальной деятельности;

- формирование
мотивационного компонента проф. компетентности путем изменения проф.
установок педагогов

Мотивация и
координирование

Формирование и поддержка
системы мотивации участников сетевого взаимодействия

Создание системы мотивации
для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия

Формирование эмпатии как
формы мотивации участников сетевого взаимодействия

Формирование мотивов
деятельности УПК, решение проблем когнитивного диссонанса

Контроль и оценка
результатов

Диагностика
результативности деятельности образовательных сетей

Выявление результатов
командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия

Выявление уровня
коммуникативного взаимодействия ОУ и результативности деятельности сетевого
взаимодействия

Диагностика уровня
мотивационного компонента профессиональной компетентности участников сетевого
взаимодействия

 

Составной частью формирования сетей образовательных учреждений является технология создания систем управления сетевым взаимодействием, которая включает следующие этапы:

  • выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления;
  • выявление проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления;
  • моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд (УПК) ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых);
  • создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия;
  • выявление результатов командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия.

На первом этапе данного алгоритма решаются задачи, связанные с вопросом выбора содержания деятельности сети (т. е. вопроса: «Какие задачи решаются сетью?»). В этом случае определяется модель будущей сети: адаптивная, модель использования внешних
ресурсов, ситуационная, модель партнерских взаимоотношений, сетевого взаимодействия. Исходя из этой модели, ставятся задачи, связанные с проведением либо отдельных образовательных событий, либо поддержки авторских проектов, либо создания открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок, реализации сетевых образовательных программ, либо поддержки сетевых форм организации образования.

В рамках этапа, связанного с выявлением проблем, стоящих перед сетями и постановкой задачи разработки модели управления определяется тип предполагаемой модели управления – от школьной, в чистом виде, и смешанной до ситуационной, сетевой, объединяющей лидерские внутришкольные модели управления, сетевой, в чистом виде.  В этом случае формами новой организационной структуры могут быть управленческо-педагогические команды школ (школьные модели), сетевые управленческо-педагогические команды.

УПК есть вид коллегиального органа управления, совмещающего административно-управленческую и профессионально-педагогическую деятельность, решающего задачи сетевого взаимодействия образовательного учреждения. В зависимости от преимущественной модели управления сетевым взаимодействием ОУ формируются различные УПК (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Характеристика управленческо-педагогических команд

Преимущественные модели управления сетевым
взаимодействием ОУ

Вид управленческо-педагогической команды

Школьная

Два варианта:

1) школьная УПК как специально созданный
орган управления сетевым взаимодействием;

2) государственно-общественный орган
управления ОУ, отвечающий за сетевое взаимодействие (возможно с включением
представителей учреждений- партнеров).

Школьная с элементами участия представителей
учреждений внешнего социокультурного пространства

По ситуации; ведущая- школьная с элементами
участия представителей учреждений внешнего социокультурного пространства

Сетевая модель, объединяющая распространяющиеся
по всю сеть лидерские внутришкольные модели управления

Сетевая УПК – сетевой орган управления,
включающий равноправные УПК образовательных учреждений-лидеров в определенных
направлениях деятельности, выполняющих управленческие координирующие функции
в рамках сети.

Сетевая модель при научно-методическом
сопровождении

Сетевая УПК – сетевой орган управления,
включающий равноправные УПК «узлов сети», выполняющих управленческие
координирующие функции в рамках сети при сопровождении со стороны
научно-методического центра (вуза и др.)

 

При создании УПК необходимо решать следующие вопросы: правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия.

Технология формирования УПК представлена следующим алгоритмом деятельности: анализ деятельности ОУ и их педагогических коллективов; проектирование и создание УПК, включая тренинг командообразования; тьюторское сопровождение дальнейшей
деятельности в сети.

Этап повышения квалификации реализовывался при помощи модульной практико-ориентированной технологии (Д. Б. Чернилевский
в рамках трех составляющих. Первая – блок повышения квалификации для формирования способов деятельности в рамках сетевого взаимодействия. На основании сформированного целеполагания было определено и реализовано содержание образования для предполагаемых УПК экспериментальных МКШ согласно разработанного учебного плана.

Вторая – реализация тренинга на командообразование, который осуществлялся параллельно реализации «знаньевого» блока (при изучении каждого модуля) как в виде отдельных тренингов, так в рамках организации коллективной работы путем использования элементов коллективного способа обучения, дебатов, проблематизации и др.

Третьей составляющей может стать процесс командообразования, который сопровождался научно-методическим и управленческим сопровождением.

На этом этапе велась конкретная работа в рамках функционирования УПК, решались задачи планирования собственной деятельности на основе поставленной цели, задач или выполняемых функций; реализации вариативных проектов. 

При формировании организационной структуры управления сетью как целостной совокупности управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления необходимо учитывать специфические характеристики сетевого взаимодействия:

1. Управленческие:

  • наличие целостных многоцентровых объединений ОУ;
  • единый комплекс взаимоувязанных стратегий их развития;
  • фрактальная структура;
  • смягченная и расщепленная должностная иерархия;
  • специализация всех членов сети и пр.;

2. Организационные:

  • взаимоувязанные модели доступа к сетевым образовательным программам;
  • нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение процесса реализации вариативных сетевых образовательных программ, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости сетевой образовательной услуги.

Рассматривая в иерархии целостную систему управления, остановимся на двух моделях управления сетевым взаимодействием: школьной и сетевой. Первая модель практически совпадает с любой из пяти ведущих моделей управления образовательным учреждением. Так, структурно-функциональная модель внутришкольного управления включает такие основные элементы: 1) цели
внутришкольной сети; 2) уровни управления; 3) совокупный субъект управления каждого уровня; 4) содержание деятельности субъектов управления; 5) их взаимосвязи; 6) критерии эффективности управленческого труда.

Основу данной модели могут составлять четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса, чья деятельность будет распространяться и на формируемую при ОУ сеть: членов совета школы, директора, его заместителей по учебно-воспитательной работе, учителей, общественных организаций и, главное, учащихся, а также органов ученического
самоуправления. Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали. Возможен альтернативный вариант, при котором будет, в рамках проектной модели управления, создан новый орган управления – управленческо-педагогическая команда, которая бы решала вопросы сетевого взаимодействия. В этом случае по вертикали и по горизонтали возможна специализация распределения основных функций при их одновременной интеграции; четкое определение количества труда, необходимого для обеспечения сетевого учебно-воспитательного процесса. Такая модель представляет демократическую систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления; определяет баланс задач всех органов со структурой целей, оптимизацию соответствия между задачами, полномочиями и ответственностью
органов управления.

Система управления в реальных сетях, к примеру, сельских школ, чаще всего, в настоящее время, носит в большей степени административный характер. Руководители ОУ создают различные органы управления, иногда в которые входят члены педагогических коллективов «сетевых узлов». На наш взгляд, наиболее оптимальной является система управления сетью, которая формируется из УПК «узлов сети», т. е. школ-лидеров в определенном направлении сетевого взаимодействия, которые по согласованию делегируют представителей в совет сети, обладающий «законодательной властью», безусловно, при согласовании с
руководителями участвующих в сети организаций. Реальная схема управления все же будет проще. При каждом подразделении органа управления сетью будет функционировать совет, работающий на общественных началах. В состав Советов входят представители образовательных учреждений по соответствующим направлениям. Так, при отделе (секторе) воспитания может существовать Совет руководителей воспитательных центров сети, при отделе аттестации целесообразны два подразделения: аттестационная комиссия и Совет руководителей диагностических центров. Отдел (сектор) дополнительного образования может иметь несколько общественных структур: Совет руководителей центров спортивно-массовой работы, Совет по художественному, музыкальному воспитанию и др. Большое место в деятельности отдела по работе с ДОУ может играть Совет руководителей Центров дошкольного образования.

В процессе деятельности сети необходимо психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение их деятельности. Алгоритм реализации научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия ОУ со стороны координирующего центра
включают следующие этапы:

1. Создание потенциала взаимодействия:

  • проявление представлений о качестве образования и инициатив по повышению этого качества разными субъектами влияния;
  • экспертная поддержка авторских проектов по организации взаимодействия в образовательных учреждениях, направленных на повышение качества образования;
  • организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества образования.

2. Усиление влияния потенциала взаимодействия:

  • постановка задач повышения качества образования в региональной системе;
  • использование взаимодействия для создания сетевых программ, проектов, структур;
  • оценка деятельности образовательных учреждений по использованию взаимодействия в решении задач повышения качества образования.

3. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на систему образования:

  • организация исследований по оценке и обобщению опыта и форм взаимодействия разных субъектов влияния на образование;
  • определение задач и направлений взаимодействия для решения задач стратегического развития образования;
  • использование потенциала взаимодействия для создания сектора инновационного образования;
  • организация повышения квалификации педагогов и управленцев в области инновационного образования и взаимодействия.

4. Легитимация форм и субъектов взаимодействия в системе образования:

  • нормативно-правовое обеспечение взаимодействия ОУ;
  • нормативно-правовое обеспечение реализации сетевых проектов, программ и структур;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационных образовательных сообществ в региональной системе образования.

В процессе следующего этапа формирования систем управления является задача определения функционала органов управления сетью в рамках сетевых образовательных программ, создание которых и является специфическим признаком высокой степени сформированности сети в целом, что обусловливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического феномена.

Дать полный анализ по состоянию проектирования образовательных программ в условиях средней школы достаточно сложно по
объективным причинам. В настоящее время педагогическое проектирование как научно-педагогическая область переживает этап становления, обобщения эмпирического опыта и результатов исследования. Можно выделить работы известных специалистов Е. С. Заир-Бек, В. И. Зверевой, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицыной, Л. Г. Осетровой, Н. Г. Стрикун, В. А. Сластенина, С. А. Смирновой, И. Ф. Харламова, A. M. Моисеева, Л. Ю. Монаховой, Г. Корнетова, О. Лебедева, Т. В. Стецюк и т. д.

В современных исследованиях изучены некоторые аспекты формирования образовательных программ: педагогическое проектирование образовательных программ как условие эффективности развития образовательных систем; как основание по подготовке учителя к инновационной деятельности; как фактор становления личностно-профессионального становления будущего учителя; как компонент профессионально-педагогической деятельности; как способ индивидуализации обучения;
как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса; как условия развития личностных качеств старших школьников. В то же время само понятие «образовательная программа» в условиях современной массовой сельской школы изучено недостаточно.

Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих ОС:

  • образовательные программы, реализуемые в рамках классических ОС, осуществляются в рамках отдельных ООУ, реализующих образовательные услуги более чем в двух сельских поселениях;
  • образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ООУ, относящимися к одному или нескольким муниципальным образованиям;
  • образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ООУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром);
  • образовательные программы, реализуемые в рамках выездных ОС как краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ООУ свободно формирующихся ОС;
  • образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных ОС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ООУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов ОС;
  • образовательные программы, реализуемые в рамках профильных ОС – есть образовательные программы, осуществляемые
    взаимодополняющей сетью ООУ при реализации учебных дисциплин среднего полного общего образования;
  • образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ ОС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.

Таким образом, формирование и реализация сетевых образовательных программ позволяет определить специфическую черту ОС – организацию образовательных услуг для обучающихся различных ОУ с целью повышения их качества, доступности и эффективности.

При формировании сетевой образовательной программы (СОП) идет реальное распределение управленческого функционала между участниками сети. Реально это возможно сделать при составлении сетевой карты образовательных услуг, где каждое ОУ определяет свои возможности в области предоставления информации, конкретных образовательных услуг, ресурсного обеспечения, а также потребностей школьников своего учреждения. На основании этой карты возможно выделение еще не проявленных потребностей детей, возможностей всех ОУ, определение потенциальных «узлов связи», а также составление сетевых образовательных маршрутов детей.

При этом все более четче определяется не только объем сетевого образования, но и его содержание, уточняется цель работы сети. В этом случае может быть уже проведенное распределение обязанностей несколько или значительно корректироваться, в соответствии с потребностями участников сети и определяться окончательно составы сетевых УПК, их ролевые функции и их обязанности.

Этап выявления результатов деятельности органов управления сетей обусловлен двумя направлениями работы: с одной стороны, он связан с работой диагностических центров, которые независимо осуществляют мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ; с другой стороны – связан с выявлением эффективности самого процесса командообразования.

Критерии эффективной управленческо-педагогической команды связаны со следующими параметрами: наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы у каждого члена команды; социально-психологическая сплоченность, гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим; развитая гибкая коммуникация как внутри группы (каждый с каждым), так и с внешней средой; гибкая ролевая структура, в которой все подменяют друг друга и даже роль лидера жестко не закреплена; высокий уровень самоконтроля деятельности каждым членом команды и гибкое распределение
ответственности; наличие, помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций; признание человека как личности со всем многообразием его особенностей и потребностей.

Однако управленческие функции, в первую очередь, связаны с процессом сетевой коммуникации. Таким образом, создание систем
управления сетевым взаимодействием является элементом технологии формирования сетевого взаимодействия ОУ.



Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: