УДК 61

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ В ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Панов Г.А.1, Татаринцева Р.Я.2, Татаринцева Г.Ю.3
1Российский университет дружбы народов, доцент кафедры, к.м.н.,
2Российский университет дружбы народов, заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.
3Российский университет дружбы народов, специалист по учебно-методической работе, психолог

Аннотация
В статье рассматривается представление об эмоциях в традиционной китайской медицине и их современная интерпретация.

Ключевые слова: внутренние органы, китайская медицина. заболевания, концепции, эмоции


EMOTIONS IN TRADITIONAL CHINESE MEDICINE AND IT'S MODERN INTERPRETATION

Panov G.A.1, Tatarintseva R.Ya.2, Tatarintseva G.U.3
1Russian University of Peoples' Friendship, associate professor, Ph.D.,
2Russian University of Peoples' Friendship, head of Department, Professor, Ph.D. (doctor of medical sciences)
3Russian University of Peoples' Friendship, specialist of methodical and educational work, psychologist

Abstract
This article is about emotions in traditional Chinese medicine and it's modern interpretation.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панов Г.А., Татаринцева Р.Я., Татаринцева Г.Ю. Представление об эмоциях в традиционной китайской медицине и их современная интерпретация // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18349 (дата обращения: 29.09.2017).

Современное общество находится в очень непростом положении. С одной стороны, возникла острая необходимость рассматривать вопросы сохранения здоровья, а с другой стороны, нет возможности уберечься от неблагоприятных экологических факторов, информационного напряжения, стрессов и многого другого. Предлагается множество различных концепций по сохранению здоровья, здоровому образу жизни, по культуре здоровья – как классической, традиционной медициной, так и множеством специалистов различных направлений, начиная от народных целителей до откровенных шарлатанов. Но люди все-таки болеют, несмотря на научно-технический прогресс, и число заболеваний продолжает расти, появляются новые и новые заболевания, с которыми медицина в настоящее время справиться не в состоянии.

Что же делать современному человеку, как ему уберечься от болезней, научиться сосуществовать в социуме, развиваться? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно вспомнить некоторые прописные истины, которые были известны в традиционной китайской медицине пять тысяч лет назад и которые являются актуальными и сегодня.

Теория китайской традиционной медицины относит несбалансированные эмоции к внутренним патогенным факторам, которые играют важную роль в возникновении многих заболеваний. Традиционная китайская медицина (ТКМ) утверждает, что каждая эмоция есть биохимическая реакция и ее проявление связано с функцией конкретного органа.

В «Каноне внутренней медицины» сказано: «Чрезмерная радость и смех повреждает сердце и расточает дух». Человек, позволяющий себе радоваться и веселиться сверх всякой меры, замедляет протекание сердечной энергии и переполняет свое сердце, вызывая тем самым сбои сердечного ритма. Но вред причиняется не только сердцу. Поскольку сердце — это вместилище духа, который расточается настолько, что теряет контроль над телом и его жизненными функциями. Смех ассоциируется с энергией Огня, которая управляет сердцем. Западной медицине также известны случаи гибели людей от смеха, или чрезмерной радости.

Гнев — эмоция, связанная с энергией Дерева и печенью. Чрезмерный гнев наносит ущерб «иньской» энергии печени, которая руководит кровью и прочими жидкостями, связанными с печенью. Дисбаланс, возникающий в результате, заставляет «янскую» энергию печени вспыхнуть, подобно пламени, вышедшему из-под контроля. Затем возросшая «янская» энергия поднимается в сердце и в голову и вызывает головную боль, головокружение, помутнение зрения и помрачение рассудка. Недаром английское слово «bilious» может обозначать и избыток желчи в печени, и излишне желчный характер. Частые вспышки гнева повреждают печень, что, в свою очередь, заставляет человека гневаться еще больше и, таким образом, возникает порочный самовозобновляющийся круговорот разрушительной эмоциональной энергии.

«Канон внутренней медицины» утверждает: «Тревога запирает энергию и повреждает легкие. Она переполняет грудь и подавляет дыхание». Поскольку легкие управляют энергией с помощью дыхания, тревога, препятствующая дыханию, нарушает циркуляцию энергии, что, в свою очередь, ослабляет защитный энергетический покров и понижает сопротивляемость организма. Поверхностное и быстрое дыхание — это характерный симптом тревожных состояний, известный и Востоку, и Западу. Тревога повреждает и толстый кишечник — «янский» орган, связанный с легкими. Здесь она может вызвать запор и кишечную колику. Кроме того, постоянная тревога нарушает функции селезенки, поджелудочной железы и желудка, вызывая несварение и, таким образом, лишая весь организм питательной энергии, что, в конечном итоге, опять-таки понижает его сопротивляемость.

Излишняя сосредоточенность вредна для селезенки и поджелудочной железы, равно как и для связанного с ними «янского» органа — желудка. Термин «сосредоточенность» означает навязчивую одержимость разума какой-либо проблемой или постоянной озабоченностью. Чрезмерная сосредоточенность нарушает пищеварение, вызывает боли в животе и снижает сопротивляемость организма, лишая его питающей энергии. Западные медики тоже знают о связи между постоянной озабоченностью и болезнями желудка (в частности, нарушение пищеварения и язвы).

Продолжительная и сильная печаль приносит вред сердцу и легким, а иногда затрагивает и перикард вместе с его «янским» органом — Тройным Обогревателем. Она быстро расходует энергетические запасы организма и, конечно же, значительно снижает его сопротивляемость. Западным врачам хорошо известно о том, что постоянно опечаленные люди чрезвычайно предрасположены ко многим тяжелым болезням, включая рак. Китайский термин «печаль» включает в себя также и пессимизм, особенно пагубный для сердца. Ослабленное сердце предрасполагает нас к постоянной печали и пессимизму, что, в свою очередь, ослабляет его еще больше, и так далее, по непрерывному психофизиологическому кругу.

Излишний страх наносит вред энергии почек и приводит к ее понижению. Иногда он вызывает потерю контроля над мочевым пузырем — «янским» органом, связанным с почками. И наоборот: согласно «Канону внутренней медицины», «тот, у кого слаба энергия почек, склонен к вечному страху». Постоянная боязнь и навязчивые страхи легко могут вызвать почечную недостаточность и необратимые изменения в почках. Детям, страдающим недержанием мочи, свойственны разные навязчивые страхи; и то, и другое часто является следствием слабости почечной энергии. Решить эту проблему помогут специальные тонизирующие травяные сборы и продукты, которые усиливают энергию Воды, регулирующую почки и мочевой пузырь.

Испуг отличается от страха своей внезапностью. Внезапный испуг потрясает всю энергетическую систему, будоражит дух и вызывает растрату энергии. Поскольку дух обитает в сердце, испуг в первую очередь вреден для сердца, особенно в свой самый первый момент. Если испуг не проходит, он превращается в постоянную боязнь и может нанести ущерб почкам.

В общем и целом, сердце наиболее уязвимо для чрезмерных эмоций, поскольку оно является вместилищем духа и сознания. Но вред от избытка выраженности Семи Эмоций не ограничивается сердцем: в соответствии с циклами «порождения» и «разрушения» и балансом Инь-Ян, они разрушают энергетику всех жизненно важных органов. Ведь сердце — это «император» внутренних органов, и любое нарушение энергетики «императора» сказывается на его «подданных», поскольку влечет за собой колебания пульса, кровяного давления и кровообращения в целом. Излишние эмоциональные энергии нарушают тонкий энергетический гомеостаз Инь и Ян внутри физиолого-энергетической системы органов и вызывают сильные отклонения в «порождении» и «разрушении» Пяти Стихийных Энергий. Это не просто вредит тому или иному органу, но и снижает общую сопротивляемость организма, а также создает условия для вторжения Шести Зол, то есть вредоносных внешних энергий.

В связи с тем, что внешние эмоциональные стимулы постоянно сменяют друг друга, эмоции редко возникают поодиночке. Гораздо чаще они приходят в виде контрастных последовательностей, подобно волнам, накатывающим на берег. Конфликтующие энергии этих «противоречивых эмоций» не просто нарушают энергетический баланс и повреждают органы, но и помрачают рассудок, рассеивают дух и являются основным препятствием для высших духовных практик, которые требуют эмоциональной уравновешенности. Противоречивые эмоции вызывают постоянные нарушения энергетики, губительные как для тела, так и для ума. Проникнув в орган, они укореняются в нем, разрушают его энергетическую систему и сами собой поднимаются вверх, стремясь нарушить работу рассудка — даже при отсутствии каких бы то ни было внешних стимулов. Вот почему даосы придают такое значение контролю над Пятью Ворами и Главным Разбойником, то есть над пятью чувствами и эмоциональностью. Ведь, если эмоции не успокоены, человек едва ли сумеет сохранить свое здоровье и никак не сможет добиться равновесия и стабильности, необходимых для медитации, молитвы и прочих духовных практик.

Современные ученые также указывают на эти взаимосвязи. Так, Дениэл Рэйд, в книге «Защита трёх сокровищ», дает эмоциям подробную характеристику с точки зрения ТКМ. Более того, он утверждает, что «в отличие от западных врачей, которые все еще считают нарушения эмоциональной сферы вотчиной психологов и психиатров, китайские медики изначально подходят к ним как к патологическим явлениям, имеющим физиологические причины и вызывающим физиологические последствия. Последние западные открытия в области питания и химии нервной деятельности, как правило, подтверждают традиционную китайскую теорию эмоций.

Медиаторы нервных импульсов (серотонин, ацетилхолин, норадреналин и др.) и роль, которую они играют в физиологии эмоционального стресса и душевной неуравновешенности, хорошо известны медикам «Новой Эры» («New Age»), которые излечивают многие нарушения эмоциональной сферы ударными дозами питательных веществ, в особенности аминокислот, поливитаминов и микроэлементов, способствующих синтезу медиаторов в головном мозге. Простота и эффективность такой терапии приводит в ужас всю фармацевтическую индустрию, поскольку питательные вещества нельзя запатентовать, они отпускаются без рецептов и часто творят чудеса там, где терпят поражение сильнейшие лекарства.

Большинство человеческих болезней и расстройств вызывается внешними и внутренними враждебными энергиями, которые порождаются неблагоприятными условиями окружающей среды и нашими собственными эмоциями, понижающими нашу сопротивляемость и разрушающими иммунную защиту. Если принять меры для того, чтобы противостоять враждебным энергиям окружающей среды, контролировать вредоносные эмоции и культивировать чистую энергию, то можно поддерживать свою сопротивляемость и иммунную защиту на высоком уровне и не допустить, чтобы Шесть Зол и Семь Эмоций губили ваше семя и энергию и прокладывали путь для вторжения в ваш организм микробов, токсинов, паразитов и прочих болезнетворных элементов.

Профессор Йельского университета доктор медицины Джеймс Зоу в своей работе «Основные понятия китайской медицины» утверждает, что «начиная с глубокой древности, китайцы решали трудную задачу: как проводить нескончаемую работу по закаливанию трех сокровищ в своем бренном теле? Это закаливание заключается в очищении сердца и сдерживании желаний, в сосредоточении, умиротворении, успокоении, размышлении и духовном совершенствовании».

Белоусов П.В. своей книге “Теоретические основы китайской медицины” говорит о том, что вслед за распространением в Китае западной медицины представления традиционной китайской медицины о значении головного мозга в жизнедеятельности организма были пополнены. Так, в современной книге “Чжун и да цы дянь” (Большой словарь китайской медицины, 1995 г.) говорится: “Головной мозг-это место высокой концентрации костного мозга, квинтэссенции Цзин и жизненного духа Шэнь. Зрение, слух, обоняние, мышление и память человека тесно связаны с функциями головного мозга”.

Как же современному человеку уберечься от негативных эмоций и сохранить свое здоровье?  Если мы повысим культуру общения, будем уважать друг друга, общаться друг с другом без эмоционального напряжения и негативных эмоций, заботиться и помогать друг другу, будем сохранять мир и покой в своей душе, то это поможет нам в сохранении здоровья – как духовного, психического, так и телесного. Знание лекарственных растений,  применяемых для профилактики, физические упражнения, нормальный сон – все это убережет нас от многих неприятностей, которые приходят со страстями и порождают болезни.


Библиографический список
  1. Белоусов П.В. «Теоретические основы китайской медицины». г.Алматы ISBN: 9965-15-219-5, 2004 г. С. 160
  2. Дениэл Рэйд. Защита трёх сокровищ. Книга 1. Пер. с англ. – К.: «София», Ltd. 1996. – 416 с. С. 119-123.
  3. Джеймс Зоу «Основные понятия китайской медицины».
  4. http://www.vovo.ru/articles_notions_chinese_med.php
  5. Татаринцева Р.Я. Связь эмоций с психосоматической патологией и их врачевание в православном душепопечении // Вестник физиотерапии и курортологии (ежеквартальный научно-медицинский журнал), Евпатория № 2 (том 17), 2011.-С.83-87.


Все статьи автора «Татаринцева Раиса Яковлевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: