ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гарькавая Татьяна Сергеевна
Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь
соискатель ученой степени канд. пед. наук

Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников.

Ключевые слова: Культура умственного труда, младший школьник, педагогические условия


PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PRIMARY SCHOOL PUPILS' CULTURE OF INTELLECTUAL WORK

Garkavaya Tatyana Sergeevna
National Institute of Education of the Republic of Belarus

Abstract
This article is about pedagogical conditions of formation of primary school pupils' culture of intellectual work.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гарькавая Т.С. Педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18213 (дата обращения: 22.04.2024).

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить условия эффективного формирования культуры умственного труда младших школьников в процессе обучения.

При выделении педагогических условий автор опиралась на значимые исследования Э.Д. Кондраковой, О.М. Луговой, И.П. Сергеевой, А.М. Халилова, И.Х. Хачировой, З.М. Чомаевой, О.М. Шкуропатовой, И.Р. Шнайдера и др.

Исследователи выделяют: целенаправленность деятельности по освоению культуры, приобщение человека к различным ценностям культуры этноса [1], целостность познавательного процесса, его технологичность, культурную ценность содержания учебного материала [6], личностно-ориентированный подход, активность обучающего [3], опору на гуманистические и волевые качества личности, использование межпредметных связей [4], создание внутренней благоприятной социально-психологической сферы, опору на личный жизненный опыт обучающихся, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности [2], организационно-практические условия, психолого-педагогические [8], совершенствование форм, методов и средств обучения, повышение самостоятельности, формирование творческих способностей, ценностное отношение к знаниям [7], усиление практической направленности учебного материала, уровень трудности познавательной деятельности, самостоятельную работу [5].

Анализ перечисленных условий свидетельствует об их многоплановости, и требует сведения в определенную систему и, поскольку они разнородны, акцентирования внимания на тех из них, которые значимы для формирования культуры умственного труда младших школьников.

Среди условий автор выделяет – интерес к изучаемому материалу, его эмоциональную направленность, учет модернизации содержания образования, личностно-ориентированный характер методов и средств обучения, системную организацию обучения, опору на уровни организационной подготовки младших школьников, учет специфики учебного предмета. А так же создание развивающей среды, постепенное усложнение нагрузок и дозированность домашних заданий, использование индивидуализированных заданий, опора на самостоятельность ребят при выполнении заданий.

Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют рассмотреть подробнее педагогические условия, способствующие формированию культуры умственного труда младших школьников и включающие:

– гуманные субъект-субъектные отношения «учащийся – учитель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации младших школьников к формированию культуры умственного труда;

– предоставление «права на ошибку»; создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий, а не боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий;

– владение учителем системой знаний о возрастных особенностях младших школьников, позволяющих последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, формировать положительное отношение к умственному труду;

– определение роли обобщенных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации умственного труда; опора на самостоятельное овладение знаниями, основанных на активном участии младшего школьника в процессе обучения;

– специально организованное обучение младших школьников с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда;

– опора на ценностный потенциал содержания образования, использование отечественного культурного наследия как эффективного средства, способствующего самоопределению личности младшего школьника в системе гуманистических ценностей;

– включение личностного опыта в процесс обучения, приобщение младших школьников к рефлексии результатов своего умственного труда.

Отметим, что удовлетворенная потребность вызывает у младших школьников положительные эмоции, что в свою очередь вызывает новые мотивационные состояния – желания и стремления вновь испытать радость, гордость, ощущение своих больших возможностей. Без благоприятной эмоциональной атмосферы не может состояться активная учебная деятельность. Состояние тревоги, страх, беспокойство угнетают, не способствуют положительным мотивационным состояниям и отрицательно сказываются на учебной деятельности младшего школьника и ее результатах.

Определенное значение имеет и волевая сфера. С одной стороны, учебный умственный труд требует от младших школьников проявления волевых усилий, когда возникают затруднения, и их необходимо преодолеть, а с другой стороны, способствуют развитию волевой сферы, когда затруднения преодолеваются.

Среди перечисленных условий автор выделяет и самостоятельную работу младших школьников. В процессе обучения необходимо не только вооружить младшего школьника знаниями по предмету, но и научить получать эти знания самостоятельно. Выполнение самостоятельной работы требует от младших школьников напряжения умственных способностей, умения планировать свои действия, проявлять творческую инициативу, т. е. владение культурой умственного труда. Автор считает, что самостоятельная работа младших школьников – это, прежде всего, выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя. Правильно организованная самостоятельная работа в начальной школе, с позиций культуры умственного труда, позволяет решить следующие задачи при обучении различным учебным предметам:

– выработать у младших школьников умения и навыки, требуемые программой в соответствии с целевой установкой школы;

– повысить сознательность и прочность усвоения знаний;

– научить младших школьников пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни и бытовой сферах;

– развивать у младших школьников их познавательные способности;

– привить младшим школьникам основы культуры умственного и физического труда, научить их основам самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели;

– готовить младших школьников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной деятельностью в дальнейшем.

Если младшие школьники испытывают трудности при усвоении предлагаемого материала, то их, как правило, обвиняют в лености, невнимательности и т. п. Как показывает проведенный нами анализ опыта педагогов, в данном случае, следует говорить о низком профессиональном уровне учителя. При обучении именно от учителя зависит объем знаний, получаемый младшим школьником, их систематизация и закрепление в долговременную память. Кроме того, каждый учитель должен умело пользоваться необходимым набором приемов и методов.


Библиографический список
  1. Кондракова Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего профессионального образования : дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01. – Пятигорск, 2004.
  2. Луговая О.М. Педагогические условия профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей : автореф. дисс. … кадн. пед. наук : Ставрополь, 2004.
  3. Сергеева И.П. Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов : автореф. дисс. … кадн. пед. наук : 13. 00. 01. – Ставрополь, 2004.
  4. Халилов А.М. Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Карачаевск, 2004.
  5. Хачирова И.Х. Педагогические условия стимулирования самотоятельной работы студентов : автореф. дисс. … кадн. пед. наук : 13.00.01. – Ставрополь, 2001. – 22 с.
  6. Чомаева З.М. Формирование экологической культуры сельского школьника : автореф. дисс. … кадн. пед. наук : 13.00.01. – Карачаевск, 2005.
  7. Шкуропатова О.М. Развитие методологической культуры учителя в практике работы современной общеобразовательной школы : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Ставрополь, 2003.
  8. Шнайдер И.Р. Педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в вузе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – Ставрополь, 2004.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Tatiana S»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация