ПУШКОВА Н.Е. К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНА

Ключевые слова: , , , ,


ПУШКОВА Н.Е. К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНА


Рубрика: 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ, 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18199 (дата обращения: 29.09.2017).

Аннотация: В статье представлены основные финансово-экономические инструменты управления АПК Вологодской области. Рассмотрен механизм государственной поддержки сельского хозяйства и определена его эффективность. В качестве результата сделан вывод о необходимости внесения изменений в систему государственной поддержки АПК региона.   Ключевые слова: сельское хозяйство, АПК, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, эффективность государственной поддержки.

 

Сельское хозяйство является структурным звеном агропромышленного комплекса Вологодской области, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен значительный экономический потенциал. В сельском хозяйстве создается около 4% валового регионального продукта и задействовано 5% от общей численности населения занятого в экономике области. Вместе с тем, использование этого экономического потенциала остается низким. Так, в период с 2000 по 2011 гг., и особенно в период мирового финансового кризиса, наблюдались следующие тенденции: уменьшение доли сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, сокращение посевных площадей, поголовья скота и закупок сельскохозяйственной техники (табл. 1).

Таблица 1. Показатели развития сельского хозяйства Вологодской области

Отрасль

2000 г. 2005 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2000 г., %

Доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, %

7,0

4,1

4,0

3,8

4,1

-2,9 п.п.

Посевная площадь в хозяйствах всех категорий, тыс. га

686,1

541,6

478,3

451,8

445,9

65,0

Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов

317,0

233,1

204,5

196,7

184,9

58,3

Коэффициент ликвидации тракторов

7,0

7,8

5,4

5,4

8,1

115,7

Источник: Сельское хозяйство Вологодской области в 2011 году [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011. – 76 с., Сельское хозяйство Вологодской области в 2012 году [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2012. – 76 с.

В условиях преодоления последствий экономического кризиса одним из основных приоритетов экономической политики региона является государственная поддержка Так, например, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, а также содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития региона. Основными направлениями программы являются: – устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; – повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; – сохранение и воспроизводство используемых в с/х производстве земельных и других природных ресурсов [3]. Источники финансирования перечисленных направлений представлены в таблице 2.

Таблица 2. Структура источников финансирования сельского хозяйства Вологодской области согласно Государственной программе развития сельского хозяйства в 2008-2011 гг.

Структура

2008 г.

Доля, %

2009 г.

Доля, %

2010 г.

Доля, %

2011 г.

Доля, %

2011 г. к 2008 г., %

Объем финансирования сельского хозяйства, всего, в том числе

3532,1

100,0

2491,6

100,0

3059,7

100,0

2849,0

100,0

80,7

- из консолидированного бюджета области, млн. руб.

2778,7

78,7

1697,7

68,1

2065,2

67,5

1680,0

59,0

60,5

- из федерального бюджета, млн.руб.

753,4

21,3

793,9

31,9

994,5

32,5

1170,0

41,0

155,3

Источник: Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

В Вологодской области объем бюджетных средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, сократился почти на 20%. Что касается структуры источников финансирования, то с 2008 по 2011 гг. на 55,3% выросла доля федеральных средств, а удельный вес источников консолидированного бюджета, напротив, сократился почти на 40%. На наш взгляд, данного объема средств явно недостаточно для стабилизации ситуации в сельском хозяйстве региона. Если сравнить размер господдержки на поддержание единицы продукции сельского хозяйства, то в Финляндии государственные субсидии на эти цели составляют 219,4 евро, в Швеции – 193,4 евро, в то время как в Вологодской области – 1,7 руб. В результате ограниченного объема финансирования в Вологодской области наблюдается невыполнение большинства целевых показателей программы (табл. 3). Основными причинами этого является низкая обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной техникой, влияние погодных условий, недостаток собственных оборотных средств и сложности сельскохозяйственных товаропроизводителей в привлечении кредитных ресурсов.

Таблица 3. Итоги реализации Государственной программы развития

сельского хозяйства в Вологодской области в 2010-2011 гг.

Результаты

2010 г.

2011 г.

план

факт

% к плану

план

факт

% к плану

Устойчивое развитие сельских территорий

Введено и приобретено жилья в сельской местности, тыс. кв.м.

7,7

1,4

18,2

15,6

7,18

46,0

        в т. ч. для молодых специалистов, тыс. кв.м.

4,4

0,5

11,4

8,2

3,7

45,0

Увеличена протяженность газовых сетей, км

49,7

50,7

102,0

35,7

36,5

102,2

Вырос уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, %

12,4

18,6

150,0

12,8

18,3

143,0

Увеличена протяженность водопроводных сетей, км

7,9

13,7

173,0

9,5

17,5

184,6

Вырос уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, %

33,6

33,6

100,0

34,6

57,3

165,6

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Предотвращено выбытие сельхозугодий, тыс. га

4,3

4,4

102,3

4,4

4,4

100,0

Внесено минеральных удобрений, тыс. тонн

24,0

14,1

58,8

32,3

36,4

100,6

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Производство молока, тыс. тонн

577,6

506,0

87,6

538,0

446,5

83,0

Производство мяса в живом весе, тыс. тонн

92,6

84,0

90,7

91,0

73,8

81,1

Уровень заболеваемости животных гиподерматозом, %

0,0

0,0

100,0

0,0

0,0

100,0

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов области, %

17,6

7,3

43,0

17,9

9,8

54,8

Валовый сбор льна-долгунца, тыс. тонн

1,4

0,3

18,9

1,7

0,4

26,7

Валовый сбор  льноволокна, тыс. тонн

6,7

3,4

51,1

8,0

2,83

35,3

Урожайность льноволокна, ц/га

7,0

4,2

60,0

7,0

5,7

81,4

Площадь закладки многолетних насаждений, га

18,5

28,0

151,4

20,0

84,0

420,0

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Объем кредитов, млрд. руб.

3,9

4,3

110,1

4,1

7,0

170,7

Привлечено кредитов малыми формами хозяйствования, млн. руб.

220,0

190,0

86,4

230,0

227,1

98,7

Удельный вес работающих сельскохозяйственных кооперативов, %

71,7

71,7

100,0

97,0

72,6

74,9

Приобретение сельскохозяйственной техники, в том числе: – тракторов – зерноуборочных комбайнов – кормоуборочных комбайнов

676

59

42

130

9

18

19,2

15,3

42,9

667

59

77

127

34

16

19,0

57,6

20,8

Застрахованная площадь посевов, %

43,0

3,7

8,6

44,0

1,0

2,3

Объем реализации зерна, тыс. тонн

53,4

22,1

41,4

55,0

29,5

53,6

Источник: Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

Одним из финансово-экономических инструментов управления региональным АПК является кредитование аграрного сектора. В 2008 г. между Правительством Вологодской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» заключено соглашение, предметом которого является кредитование аграрного сектора в рамках реализации Госпрограммы.

Предусматривается выдача кредитов на:

  1.  поддержку и финансовое развитие сельскохозяйственных организаций, личных подсобных и фермерских хозяйств;
  2.  улучшение условий жизни на селе;
  3.  финансовое оздоровление и реструктуризацию задолженности организаций АПК;
  4.  потребительское и ипотечное жилищное кредитование жителей сельской местности;
  5.  выделение долгосрочных кредитных ресурсов на строительство, модернизацию и реконструкцию производственных мощностей;
  6.  приобретение поголовья племенных животных и птицы;
  7.  покупку сельскохозяйственной техники и оборудования.

Банковские учреждения имели право выдавать сельскохозяйственным организациям краткосрочные и инвестиционные кредиты – сроком до 1 и до 8 лет, соответственно. Объемы кредитов, привлеченных организациям АПК области за 2008-2011 гг., представлены в табл. 4.

Таблица 4. Объемы кредитов, привлеченных сельскохозяйственными организациями Вологодской области в 2008-2011 гг., млрд. руб.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2008 г., %

объем

объем

в % к 2008 г.

объем

в % к 2009 г.

объем

в % к 2010 г.

Краткосрочные кредиты

3,3

6,3

190,9

2,6

41,3

5,9

226,9

178,8

Инвестиционные кредиты

1,0

4,3

430,0

1,7

39,5

1,1

64,7

110,0

Источник: Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

В 2009 г. объемы выданных кредитов выросли: инвестиционных – в 4,3 раза, краткосрочных – почти в 2 раза. Данный рост обусловлен значительной поддержкой ОАО «Россельхозбанк», за счет которого было привлечено 74% общей суммы кредитов (3,2 млрд. руб.). К 2010 г. предоставление кредитов резко сократилось в результате недостатка свободных денежных средств на счетах в банках, в связи с этим объем займов упал почти в 2 раза. В 2011 г. объемы краткосрочных кредитов, привлеченных субъектами хозяйствования, практически были восстановлены до уровня 2009 г., в то время как инвестиционных кредитов было привлечено на 64,7% меньше, чем в 2010 г. (данная отметка приблизилась к докризисному уровню). Одним из инструментов государственной поддержки, обеспечивающих повышение доступности заемных средств для сельхозтоваропроизводителей, является субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным целевым кредитам. Увеличение объемов полученных кредитов сельскохозяйственными организациями обусловило высокие объемы краткосрочных и долгосрочных субсидий, прирост которых в 2010 г. к уровню 2008 г. составил 70 и 47%, соответственно (табл. 5). Стоит отметить, что убыточное состояние большинства сельскохозяйственных организаций вынуждало федеральные и региональные органы власти предоставлять им по большей части долгосрочные субсидии.

Таблица 5. Субсидии сельскохозяйственным организациям

Вологодской области в 2008-2011 гг., млн. руб.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2008 г., %

объем

объем

в % к 2008 г.

объем

в % к 2009 г.

объем

в % к 2010 г.

Краткосрочные субсидии

159,7

186,7

116,9

271,2

145,3

178,6

65,9

111,8

Долгосрочные субсидии

227,0

249,2

109,8

331,9

133,2

212,4

64,0

93,6

Источник: Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

Тенденция снижения доступности кредитных средств для предприятий путем ужесточения условий кредитования нашла свое продолжение в уменьшении сумм выделяемых субсидий в 2011 г. Так, по сравнению с 2010 г. объем краткосрочных и долгосрочных субсидий уменьшился на 34% и 36% соответственно. Следует отметить, что наибольшую долю участия в предоставлении субсидий сельскохозяйственным организациям занимают федеральные средства (табл. 6).

Таблица 6. Предоставление субсидий сельскохозяйственным организациям

Вологодской области их бюджетов разных уровней, млн. руб.

Показатель

Источник финансирования

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

объем

доля, %

объем

доля, %

Краткосрочные субсидии из федерального бюджета

229,5

84,6

142,0

79,5

61,9

из областного бюджета

41,7

15,4

36,6

20,5

87,8

Долгосрочные субсидии из федерального бюджета

299,0

90,1

178,2

83,9

59,6

из областного бюджета

32,9

9,9

34,2

16,1

104,0

Источник: Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

В период с 2010 г. по 2011 г. объем краткосрочных и долгосрочных субсидий из федерального бюджета сократился на 38,1% и 40,4% соответственно. Заметно выросла доля долгосрочных субсидий, предоставленных организациям АПК из областного бюджета, на 6,2 п.п., причем объем средств за этот период увеличился лишь на 4% – с 32,9 млн. руб. до 34,2 млрд. руб. Важной формой господдержки регионального АПК выступает страхование, целью которого является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В связи с тем, что Вологодская область расположена в зоне рискованного земледелия, Правительство региона разработало «Правила предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений» [4]. В 2010 г. сельхозтоваропроизводителями были получены субсидии на компенсацию части затрат по уплаченному страховому взносу в размере 6,95 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 4,4 млн. руб., из областного бюджета – 2,6 млн. руб. В 2011 г. сельхозпредприятиям области было выплачено субсидий на возмещение части затрат на страхование из федерального бюджета 8,0 млн. руб. (почти в 2 раза больше уровня 2010 г.), из областного – 3,5 млн. руб. В результате реализации направлений Государственной программы путем использования финансово-экономических инструментов управления региональным АПК предполагалось, что рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов [3]. Однако по итогам 2011 г. доля убыточных сельскохозяйственных организаций составила 33%. Рентабельность за этот период составила 4,5% с учетом субсидий (-2,8% без субсидий). Таким образом, реализуемые мероприятия государственной поддержки пока не являются столь действенными и эффективными. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь. Можно сделать вывод о том, что применяемый в настоящее время метод распределения государственной поддержки в агропромышленном комплексе не учитывает важнейшего принципа рациональности – степени окупаемости вкладываемых средств. Нет привязки размера выделяемых бюджетных средств к эффективности ведения сельскохозяйственного производства Как показывает опыт, в ряде стран Запада уровень государственной финансовой поддержки зависит от определенных результатов деятельности товаропроизводителей – продуктивности земельных угодий и сельскохозяйственных животных. Если не достигается установленный уровень, то размер поддержки резко сокращается. Что касается Российской Федерации, то в последнее время немало говорится об эф­фективности государственной поддержки Проблема оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства является наиболее актуальной в условиях ограниченности бюджетных средств в посткризисный период, поэтому суще­ственный научный и практический интерес пред­ставляет определение и расчет экономической эффективности государ­ственной финансовой поддержки. В 2009 г. на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ «Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 г., задачах по его дальнейшему развитию с учетом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник  (в настоящее время освобождена от должности) определила основные мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств. Среди них создание системы автоматизированного учета бюджетных средств, предоставленных сельхозтоваропроизводителям, ведение общероссийского реестра бюджетополучателей, контроль за целевым использованием бюджетных средств. Министром поставлена задача выработать единые критерии контроля и оценки эффективности использования средств государственной поддержки, направляемых в отрасль [8]. Учеными Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) и Уральской ГСХА была разработана методика анализа эффективности использования бюджетных средств, определяемая на основе соотношения объема совокупной поддержки и ее финансового результата. Финансовый результат поддержки определяется на основе показателя выхода продукции (валовой или товарной) на рубль затрат по ее производству и объема совокупной поддержки (1). По замыслу авторов, такая теория основывается на одинаковом использовании в производстве вложенного собственного или бюджетного рубля.   ФРП – финансовый результат поддержки, ВП – валовая продукция, ТП – товарная продукция, ОП – объем господдержки, ЗВТ – затраты на производство валовой продукции, ЗТП – затраты на производство товарной продукции.   Исходя из этого эффективность государственной поддержки определяется (2):   Э – эффективность господ­держки, ВП – валовая продукция, ОП – объем господдержки.   По мнению ученых, методика позволит оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов, проводить мо­ниторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной под­держки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед го­сударством. На основе вышеназванной методики была выполнена оценка эффективности господдержки по валовой продукции сельского хозяйства Вологодской области в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. (табл. 7).

Таблица 7. Эффективность господдержки АПК Вологодской области

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2008 г., %

Всего за 4 года

Объем господдержки АПК, млн.руб.

3 532,1

2 491,6

3 059,7

2 849,0

80,7

11 932,4

Валовая продукция сельско­го хозяйства, млн.руб.

19 993,5

19 269,4

21 038,0

24 533,9

122,7

84 834,8

Затраты на производство валовой продукции, млн. руб.

11 207,0

10 856,9

12 042,3

14 415,3

128,6

48 521,5

Прирост валовой продукции от господдержки, млн. руб.

6 301,3

4 422,2

5 345,3

4 848,8

77,0

20 917,6

Эффективность государственной под­держки*

1,784

1,775

1,747

1,702

95,4

1,753

* Рассчитано автором

Проведенный нами анализ на региональном уровне показывает, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Вологодской области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократилась почти на 5% – с 1,784 в 2008 г. до 1,702 в 2011 г. В целом за 4 года реализации Государственной программы был получен прирост валовой продукции равный 22,7%, однако эффективность государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса Вологодской области составила всего 1,753. Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Вологодской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, характеризующееся слабой материально-технической базой, низким ресурсным потенциалом, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишено эффективной государственной поддержки. Это связано с тем, что распределение господдержки в АПК не учитывает степени окупаемости вкладываемых средств, т.е. уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь. Таким образом, система государственной поддержки АПК региона должна быть выстроена таким образом, чтобы поощрять наиболее эффективные производства и обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям стабильные доходы для устойчивой хозяйственной деятельности и расширенного воспроизводства. При этом объемы государственной поддержки необходимо тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования – ценообразованием, кредитной политикой, страхованием. Бюджетная поддержка как действенный рычаг государственного регулирования позволит обеспечить устойчивость сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность региона, что приведет к формированию конкурентоспособного агропромышленного комплекса региона.

Список литературы

  1.  Барышников, Н.Г., Самыгин, Д.Ю. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве [Текст] / Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин // Аудит и финансовый анализ. – 2008. – №8

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.98 г. – Режим доступа: КонсультантПлюс
  3.  О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 года № 446. – Режим доступа: КонсультантПлюс

  4. Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений [Электронный ресурс] : постановление Правительства Вологодской области от 19.05.2009 N 769. – Режим доступа: КонсультантПлюс
  5.  Основные показатели развития регионов Северо-Западного федерального округа [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011. – 236 с

  6. Официальный сайт Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pskov.ru
  7.  Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/

  8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru
  9.  Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/

  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  11.  Сельское хозяйство Вологодской области в 2011 году [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011. – 76 с

  12. Сельское хозяйство Вологодской области в 2012 году [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2012. – 76 с
  13.  Фролова, О.А. Экономическая эффектив­ность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций [Текст] / О.А. Фроло­ва // Экономика сельскохозяйственных и перера­батывающих предприятий. – 2011. – №9



Все статьи автора «natysa8»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: