КУЛАГИНА М.Я., ДАВЛЕТКИРЕЕВА Л.З. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ПИТАНИЯ В ШКОЛАХ НА ПРИМЕРЕ МАОУ “МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1″ Г. МАГНИТОГОРСКА. СРАВНЕНИЕ ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ С РАЗРАБОТАННОЙ В ЛИЦЕЕ СИСТЕМОЙ


КУЛАГИНА М.Я., ДАВЛЕТКИРЕЕВА Л.З. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ПИТАНИЯ В ШКОЛАХ НА ПРИМЕРЕ МАОУ "МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1" Г. МАГНИТОГОРСКА. СРАВНЕНИЕ ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ С РАЗРАБОТАННОЙ В ЛИЦЕЕ СИСТЕМОЙ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18192 (дата обращения: 03.06.2017).

Студентка факультета информатики Кулагина М. Я.

Канд. пед. наук, доцент каф. Информационных систем, 

зам. декана по научной работе Давлеткиреева Л. З.

Магнитогорский государственный университет

Важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе, так как за фразой «школьное питание» стоит здоровье детей.   Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием,  химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Поэтому одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, а так же правильная и эффективная система питания и его оплаты.

Такой же политики придерживается и МАОУ «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска.

Питание учащихся в Лицее организовывается двумя способами:

1)    питание младшего и среднего лицея по фиксированному набору блюд и цен;

2)    питание старшего лицея через буфет.

Столовая в Лицее является специально-оборудованным помещением, которое отвечает санитарно-гигиентическим нормам.

Реформирование системы питание надо начинать с модернизации его оплаты, так как именно современные способы оплаты питания дают характеристику Лицею, как учебному заведению, заботящемуся о своих учениках и их родителях и придерживающемуся политики внедрения информационных технологий.

На настоящий момент учет оплаты за питание учащихся в Лицее происходит следующим образом:

  1. Родителями подается заявка на питание ребенка.
  2. Учищегося регистрируют в журнале учета питания.
  3. Классными руководителями собираются деньги на питание лицеистов, одновременно с этим денежная сумма заносится в журнал учета.
  4. Классный руководитель отправляет заявку на питание в столовую и сопровождает детей в столовую.
  5. Записи вносятся о каждом питающемся ученике в журнал отдельно.
  6. Расчет итоговой суммы происходит ежедневно и ежемесячно для того, чтобы обнаружить должников и провести сверку результатов с «Горторгом».
  7. Рассчитанная сумма отправляется в бухгалтерию. Далее деньги через инкасаторов передаются в банк.

Конечно такая система оплаты питания не совершенна, поэтому можно выделить несколько ее недостатков:

1)    вся документация ведется в бумажной форме, вручную классным руководителем или ответственным за питание, что является очень трудоемким процессом. Необходимо постоянно заполнять журнал питания и не допускать там ошибок;

2)    осуществление оплаты за питание происходит только в стенах лицея классным руководителем ребенка, что бывает неудобно для многих родителей;

3)    передача денег непосредственно детям, что влечет за собой возможные хищения или вымогательство денег третьими лицами;

4)    учет поступления денег ведется человеком, а это значит, что при такой организации учета питания, неизбежны ошибки.

Для того, чтобы устранить эти недостатки и сделать оплату питания более удобной, не отнимающей много времени ни у родителей, ни у ответственного за питание. При этом существует цель полностью снять обязанность с классных руководителей собирать деньги за питание.

Соответственно цели автоматизированной системы, которая должна быть внедрена в Лицей сводятся к следующему:

1)    повышения оперативности в обработке документов;

2)    отказ от бумажной формы ведения учета;

3)    повышения качества (полноты, точности, достоверности, своевременности, согласованности) информации;

4)    упрощения поступления денежных средств;

5)    обеспечения сбора и первичной обработки исходной информации, необходимой для подготовки отчетности по следующим направлениям: анализ должников по оплате питания, учет транзакции учащихся, общий отчет.

1-ого апреля 2012 г. в четырех магнитогорских школах (гимназии № 53, школах № 59, 65, лицеи при МаГУ) начался эксперимент по внедрению оплаты школьных обедов и завтраков через электронные терминалы. Дети учатся работать с электронными деньгами, родители контролируют питание ребенка.

Подобная система уже работает в Нижнем Новгороде. Проект называется «Школьная карта». Это инновационная система оплаты, учета и организации питания учащихся. У каждого школьника есть персональный номер  и электронная пластиковая карта с двумя субсчетам – «Горячее питание» и «Буфет». Дети самостоятельно оплачивают завтраки и обеды в школьной столовой без использования наличных средств.

Такая система была предложена и для внедрения в Лицей.

Для того, чтобы определить стоит ли покупать данную систему или разработать новую, необходимо провести сравнение самой системы и требований, выдвигаемых Лицеем.

Такое сравнение можно осуществить выделив факторы сравнения и сведя результаты в таблицу 1.

         Таблица 1 – Сравнение системы «Школьная карта» и требований Лицея к оплате питания.

Параметр сравнения «Школьная карта». Нижний Новгород Требования Лицея
Общие характеристики Инновационный проект, который позволяет решить многие проблемы в организации учебного процесса образовательных учреждений, одно из основных направлений проекта – автоматизированная система учета организации питания.Система осуществляет учет питания учащихся, оплату за него, используя безналичный расчет. Система должна осуществлять учет питания учащихся, оплату за него, используя безналичный расчет.
Сбор денег Через терминалы Через терминалы
Организация питания в буфете Дети питаются по специальным карточкам, работая с электронными деньгами. Система должна применяться в основном для младшего Лицея, а именно, горячего питания в столовой. Автоматизация оплаты питания в буфете не требуется.
Организация питания детей, питающихся за счет бюджетных средств Такой учет в системе ведется, что помогает вести учет бюджетных средств. Учет детей, которые питаются за счет бюджетных средств уже ведется по другой системе, поэтому в данной функции нет необходимости
«Система пропуска» Каждый вход ребенка в образовательное учреждение фиксируется и на него подается заявка на питание. Такая функция присутствовать не должна из-за своих недостатков: если ребенок до обеда покинул Лицей или отказался от обеда, деньги с его счета все равно будут сняты.
Планирование питания каждым учащимся Каждый учащийся может планировать свой рацион самостоятельно. Планирование рациона должно осуществляться работниками «Горторга» – организация, которая проводит питание в стенах Лицея
Работа с терминалом Родители пополняют счета детей через терминал, а дети на нем могут выбирать свой рацион, оплачивать дополнительные образовательные услуги Данная функция не обязательна, так как цель узконаправленна на автоматизацию оплаты питания.
Подача заявки на питание в столовую Заявка подается автоматически Данная функция не обязательна, так как заявка должна подаваться классным руководителем (в силу отрицательных причин, описанных в пункте «Система пропусков»)
Работа детей с электронными деньгами Дети сами могут работать с электронными деньгами. Такой функции в системе быть не должно. Обеды детей оплачивают только родители. Работа с личными картами может повлечь за собой кражу этих карт, или их утерю.
Снятие денег со счета Деньги со счета снимаются автоматически после подачи заявки. Система не должна снимать деньги со счета. Эта функция осуществляется после факта питания учащегося.
Формирование отчетов Отчеты формируются по требованию. Отчеты должны формироваться по требованию.
Стоимость Система достаточно дорога, включает в себя установку турникетов и терминалов в школе. Причем, из бюджета на это денег выделяется немного. То есть оплачивать это должны сами родители. Высокая комиссия. Система должна быть дешевой, настолько, чтобы ее стоимость смогли покрыть бюджетные средства

 

Таким образом, можно выделить основные функции, которые должна выполнять система, внедряемая в Лицей:

1)    автоматическое заполнение базы данных сведениями из банка, на основе которых будут составляться отчеты;

2)    автоматический подсчет результатов по оплате питания на конец каждого дня и месяца на основании данных внесенных ответственным лицом в систему (указывается сумма, на которую поел ребенок ежедневно), а так же на основании данных поступивших из банка;

3)    составление отчетов для лицея, для родителей, а так же специального файла для «Горторга». На основании этих документов ведется внутренняя отчетность и сверка данных с «Горторгом».

         Преимущества разрабатываемой системы:

1)    персонифицированный учет сумм платежей, поступивших от родителей на лицевые счета учащихся. Это позволяет родителям осуществлять платежи за питание детей в любом удобном для них месте;

2)    возможность отказаться от необходимости передачи денег непосредственно детям и дальнейшего контроля за их передачу классным руководителям, защитить детей от возможных хищений или вымогательства денег третьими лицами;

3)    прозрачность и доступность — у родителей всегда есть возможность получить сведения как об остатке на счете, так и о списании средств;

4)    безопасность системы. Только родители могут осуществлять контроль питания своих детей, то есть оплачивать его;

5)    списание денег со счета происходит только после факта питания учащегося;

6)    стоимость данной системы.

В самой системе никаких документов не формируется, кроме базы данных и периодического обращения к ней. Весь анализ входной документации система выполняет автоматически.

Разработанная система является одним из лучших решений для Многопрофильного лицея и для многих других учебных заведениях, нуждающихся в такой модернизации системы оплаты школьного питания. В случае внедрения этой системы будут исключены несвойственные для педагогов функции сбора денег, деньги будут поступать только за питание, а не расходоваться учениками на другие цели, денежные потоки могут отслеживаться родителями в режиме on-line, ответственному за питание легче будет вести учет, а дети будут защищены от кражи наличных средств.

Организация питания учащихся – одна из тех функций, к которой Многопрофильный лицей города Магнитогорска относится с особой ответственностью. Питание учащихся организуется несколько раз в день. Ответственность несут Лицей и организация, которая гарантирует качество продуктов питания, вкусные и полезные блюда.

Осуществлять учет поступления денежных средств за питание очень трудно, так как каждый день в столовой Лицея питаются сотни детей. Для того, чтобы улучшить качество учета оплаты, в Лицее и было принято решение о внедрении новой автоматизированной информационной системе.

 

Список источников

  1. ГОСТ 34.601-90 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;
  2. ГОСТ 34.602-89 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы;
  3. Ипатова Э.Р., Ипатов Ю.В. Проектирование информационных систем: Учеб. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 187 с.;
  4. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска. Зарегистрирован администрацией Правобережного района, №87. – Магнитогорск: 2009. – 23 с.;
  5. За школьное питание не будут брать «наличкой» [Новостная лента БЕЗФОРМАТА.RU] // ‒ Режим доступа: http://magnitogorsk.bezformata.ru/listnews/shkolnoe-pitanie-ne-budut-brat/728815/;
  6. Здоровье – в школу /[Новостная лента Департамента образования] // – Режим доступа: http://edu.irkutsk.ru/glavnaya/news/2012/02/17/847/;
  7. Официальный сайт проекта «Школьная карта» // – Режим доступа: http://new.school-card.ru;
  8. Официальный сайт МАОУ «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска // – Режим доступа: http://maglicey.ru/;
  9. Проект «Школьная карта» // – Режим доступа: https://www.class-life.ru/public/card/about;
  10. Ф. Сокирянский Реформа школьного питания в России. Актуальные проблемы. Эссе главреда «Питпортала» // ‒ Режим доступа: http://rprest.ru/school_lunch/4575.html.


Все статьи автора «Маша Кулагина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: