ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Васильченко Лилия Сулеймановна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы специалистов ДОУ, реализующих в своей деятельности идеи музейной педагогики. На основе анализа проведенных исследований намечены перспективы развития по выявленным проблемам.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, музейнаяпедагогика, мультикультурная среда музея дошкольного образовательного учреждения, социокультурное развитие дошкольника


PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT OF A PRESCHOOL EDUCATION ON A PROBLEM OF MUSEUM PEDAGOGICS: A REALITY AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Vasilchenko Liliya Suleymanovna
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University
postgraduate

Abstract
The problems of pre-school professionals that implement the ideas in their activities museum education. Based on the analysis of the research outlined the prospects for the development of the issues identified.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Васильченко Л.С. Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования по проблеме музейной педагогики: реальность и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6614 (дата обращения: 18.03.2024).

В последнее десятилетие, особенно после публикации «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность». Тем не менее, устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам. И все же попытаемся разобраться, что такое «компетентность»? Как трактуется данное понятие в разных источниках?

В Глоссарии терминов [3] Европейского фонда образования (ЕФО,1997) компетентность определяется как:

1. Способность делать что-либо эффективно.

2.Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3.Способность выполнять особые трудовые функции.

То есть компетентность − это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.

Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е.
компетенции), рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. Данное определение предусматривает два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на личностном качестве человека, т.е. компетенция как характеристика человека, другие – как составляющие его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем. А что тогда означает термин «ключевые компетенции» и каково его наполнение? Попробуем разобраться в данном вопросе. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско – Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции – 2000» [3] указывается, что они используются в повседневной жизни при осуществлении образовательной деятельности, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих сферах жизни и служащие залогом успеха и эффективного функционирования общества»[4]. Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определено пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [3]:

- политические и социальные компетенции;

- компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизацией общества;

- способность учиться на протяжении жизни.

Виды компетенций в зарубежных и российских образовательных моделях содержат в себе три больших класса компетенций:

- профессиональные;

- надпрофессиональные;

- ключевые компетенции.

Нас заинтересовала точка зрения на проблему компетенций исследователя В.Хутмахер. В своем докладе на симпозиуме в Берне (1996) он отметил, что «ключевых» компетенций может быть всего две − уметь писать и думать; или семь: учение, исследование, думанье, общение, кооперация, уметь делать дело, принимать себя. Таким образом, во всех подходах к определению «компетенция», как и понятия «компетентность», определяющим является опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию, действию в неопределенных условиях.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А.Зимняя, компетентность − это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью [2]. По определению Д.Б.Эльконина, компетентность- это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов [2]. Следуя логике положений, представленных в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова и П.М.Эрдниева мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Таким образом, компетентность специалиста можно определить как интегративную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям профессиональной деятельности в тех или иных социально- экономических условиях. При этом считаем уместным напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». На наш взгляд, компетенция- это заданное требование к специалисту, а компетентность – актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности. В своей работе мы будем рассматривать проблемы компетентности специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики. Каковы его компетенции? Актуальны ли для его личностного развития предложенные компетенции? Как обстоит дело в реальной практике и каковы перспективы развития данного направления? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

В сфере дошкольного образования проведены исследования профессиональной компетентности педагогов (И.В.Бичева), профессионально – значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В.Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И.Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи стратегического, тактического, оперативного уровней (В.Е.Морозова).

Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области музейной педагогики, не проводились. Недостаточно выявлены специальные: музейнокультурные, мультикультурные компетенции специалиста по работе с воспитанниками в музее дошкольного образовательного учреждения. В работе А.Г.Абсалямовой [1] рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы музейной педагогики. Таким образом, имеется противоречие между недостаточной разработанностью и практической необходимостью определения компетенций для профессионального развития педагога ДОУ по проблеме музейной педагогики. Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре с помощью специалиста, владеющего специальными компетенциями, которые, в конечном счете, и обеспечат успешную деятельность, очевидна. Поиск разрешения противоречия, как в теоретическом, так и практическом аспекте привел нас к проведению исследования с целью выявления и обоснования профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики, а так же наметить перспективы его развития по выявленным проблемам.

В исследовании принимало участие 67 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Уфы. Организация исследования включала: анкетирование, первичную обработку полученных данных, анализ результатов исследования и на основе полученных данных составление паспорта компетенций специалиста и рекомендаций для оптимизации работы по направлению музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях.

Проиллюстрируем ход исследования. Первые три вопроса респондентам были информативного характера и включали сведения о респонденте, об образовательном учреждении. Первый вопрос выявлял компетентность педагога в понятии «музейная педагогика». Ответы респондентов представлены на рис. 1.


Рис. 1. Компетентность педагогов в понятии «музейная педагогика»: 1 − оставили вопрос без ответа; 2 − содержание понятия раскрыли близко к научному толкованию; 3 − понятие связывают с этнографическим музеем ДОУ, с национальными традициями; 4 − связывают понятие с нравственно-патриотическим воспитанием.

Таким образом, у подавляющего большинства респондентов понятие «музейная педагогика» ассоциируется с тем музеем ДОУ, где они работают. Как правило, это музеи этнографического, краеведческого профилей. Наиболее часто встречающееся толкование выглядит таким образом: «Музейная педагогика − это ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой, бытом народа». Ответы респондентов наглядно показывают нам о недостаточной компетентности педагогов по данной проблеме и указывают на необходимость системной работы с ними по данному направлению.

Следующий вопрос позволил выявить о наличие музеев в дошкольных образовательных учреждениях: 92,6% − ответили утвердительно, а 7,4% заявили об их отсутствии. Проанализировав информацию о количестве музеев в дошкольных образовательных учреждениях, мы склонны придерживаться мнения, что не все заявленные музеи соответствуют статусу «музей». К сожалению, приходится констатировать тот факт, что речь идет о «мини-музеях», об уголках национальной культуры. Не умаляя значение вышеназванных развивающих зон, на наш взгляд, для реализации идей музейной педагогики необходимо наличие музея ДОУ. Тем более, когда речь идет о музейнокультурной компетентности специалиста современного дошкольного образовательного учреждения.

На рисунке 2 представлена диаграмма классификации заявленных музеев ДОУ опрошенными респондентами. Как видно затруднения педагогов в определении профиля музеев выявляют их недостаточную некомпетентность по данной проблеме. Например, музеи «Пчела» и «Чудо-дерево» нужно было бы отнести к музеям естественнонаучного профиля. Так же мы отметили, что респондентами не было заявлено ни одного музея технического и литературного профиля.


Рис. 2. Профиль имеющегося в ДОУ музея: 1 – исторического профиля; 2 − этнографического профиля; 3 − художественного профиля;4 − краеведческого профиля; 5 − естественнонаучного профиля; 6 − музыкального профиля;7 – другое.; 8 − не смогли определить профиль музея.

О взаимодействии ДОУ и семьи по направлению музейной педагогики свидетельствует диаграмма на рисунке 3. При обработке анкет наше внимание привлек ответ респондента: «У наших детей нет родителей, а я не знаю каким образом решить проблему отсутствия родителей, домашнего тепла и семейного уюта в учреждениях закрытого типа». Во время консультации данного молодого специалиста из Дома ребенка приняли совместное решение о привлечении Совета ветеранов к созданию музея «В гостях у бабы Мани». Составили план работы, циклы занятий: «Бабушка-сказочница», «Бабушка-рукодельница» и т.д. Таким образом, анкетирование выявило еще одну проблему – отсутствие технологии работы по музейной педагогике с детьми лишенных родителей и обозначила актуальность проведения курсов повышения квалификации по данной проблеме.

Рис. 3. Взаимодействие ДОУ и семьи по направлению музейной педагогики: 1 − данная работа проводится в виде сбора экспонатов для музея ДОУ; 2 –проведение совместных праздников, открытых занятий; 3 – проведение совместных экскурсий; 4 – участие в конкурсах; 5 − составление шежере (родословной); 6 –проведение анкетирования, бесед; 7 − выставки семейных коллекций; 8 – участие в круглых столах; 8 – фотосъемка и видеозапись музейных мероприятий; 9 − у них нет родителей;10 − не ответили.

Проанализировав ответы об осведомленности педагогов о причине открытия музея дошкольного образовательного учреждения, (рис. 4) можно сделать следующий вывод: те респонденты, которые не смогли указать причину открытия музея ДОУ, либо являются новыми сотрудниками и это говорит о непостоянстве кадрового состава в данных учреждениях, либо вообще не проявляли заинтересованности к данному вопросу. Мы же придерживаемся мнения, что работа в музейной среде требует от педагога активной жизненной позиции, духовности и стремления к самообразованию. Если педагог личность, то он всегда найдет повод открыть музей для социокультурного развития детей. А причина одна: музей является тропинкой к душе ребенка.


Рис. 4. Осведомленность педагогов о причине открытия музея в ДОУ: 1 − не указали причину открытия музея ДОУ; 2 – объявление районного конкурса музеев ДОУ; 3 –открытие музея способствует углубленной работе по краеведческому образованию; 4 − наличие накопленного материала по национально-региональному компоненту дошкольного образования; 5 –интерес к прошлому; 6 – потребность в новых формах работы по духовно-нравственному воспитанию; 7 – музей является необходимым компонентом всестороннего развития дошкольника; 8 – открытию музея способствовала личная активность педагогов.

По результатам опроса экспонаты в музеях ДОУ ранжируются следующим образом:

1. Предметы быта

2. Национальная одежда, головные уборы, обувь

3. Куклы разных народов

4 .Декоративно – прикладное искусство

5.Фотографии, открытки

6. Детские книги

В перспективе развития имеющиеся музеи пополнятся следующим образом: 24% − с экспозицией к 65-летию Победы; 9,6% − планируют пополнить имеющиеся экспозиции; 8% − в виде мини-музеев в группах ДОУ; 3,2% − открыть экспозицию о национальной кухне; 3,2% − связывают с экспозицией о башкирской пчеле; 3,2% − планируют открыть выставку тюбетеек и калфаков; 9,6% − связывают экспозицию так или иначе с Башкортостаном; 38,7% − не смогли ответить.

Тот факт, что 38,7% респондентов оставили без внимания данный вопрос свидетельствует о том, что в данных ДОУ нет перспективных планов развития музея. А это значит, работа в музее ведется бессистемно, от случая к случаю.

На вопрос о наличии музеев в близлежащих школ и ДОУ:

– 79% респондентов ответили утвердительно;

– 21% респондентов не владеют информацией.

При сопоставлении положительных ответов респондентов со следующим пунктом анкеты, выяснилось, что из них лишь 44% сотрудничают с музеями близлежащих школ и ДОУ. На наш взгляд, остается невостребованным опыт работы коллег в музейной среде образовательного учреждения. Для оптимизации работы в этом направлении, мы предлагаем составить отдельный план работы преемственности между ДОУ и школой, используя образовательный потенциал музеев данных учреждений. Как правило, руководителями школьных музеев работают опытные профессионалы (например, гимназии №105,48,65,80,109 г. Уфы), и сотрудничество с ними значительно повысило бы музейнокультурные компетенции педагогов ДОУ.

С музеями г. Уфы сотрудничают 55,2% опрошенных респондентов.
При обработке анкет обратили внимание на тот факт, что многие педагоги отмечают о своем желании посещать с детьми музеи г. Уфы. Но руководители ДОУ не разрешают проведение выездных экскурсий, мотивируя требованиями безопасности к жизни и здоровью детей. Данную проблему можно было бы решить организацией экскурсий выходного дня с привлечением попечительских Советов родителей. Лично сами педагоги посещают музеи: часто – ответили 28% респондентов, редко – 72%. Рекомендации педагогов для музейных работников по работе с детьми дошкольного возраста выглядят так:

- разработать программу работы с детьми дошкольного возраста;

- адаптировать имеющуюся информацию для детей дошкольного возраста;

– в конце экскурсий включать сюрпризные моменты;

Из числа опрошенных респондентов курсы повышения квалификации по направлению музейной педагогики посещали 4,5%педагогов. При качественной обработке анкет обратили внимание на тот факт, что наиболее востребованными являются следующие направления:

- деятельность дошкольного образовательного учреждения по музейной педагогике;

- методические аспекты музейной педагогики;

- обучение технологиям работы в этнографических музеях ДОУ;

- личностное развитие дошкольника в мультикультурной среде музея детского сада.

На вопрос об оказании методической помощи воспитателям ДОУ наиболее типичным является ответ:

– помогаю воспитателям подбирать литературу по подготовку к занятиям.

Методической литературы по музейной педагогике в ДОУ «достаточно» ответили 21% респондентов, «недостаточно» 76% респондентов. Педагоги подчеркнули, что владея информационными технологиями, частично можно было бы решить данную проблему. Однако уровень их профессиональной подготовки не позволяет грамотно использовать возможности Интернет сети, мультимедийного оборудования. Очевидно, проведение курсов повышения квалификации по повышению информационной компетентности педагогов были бы востребованными и своевременными. Частично данная проблема была решена на базе НМЦ дошкольного образования при «БГПУ им. М.Акмуллы»: за 2009 год 18 руководителей ДОУ г. Уфы обучались информационным технологиям по управлению ДОУ.

Обработка анкет выявила, что педагоги нуждаются в методических пособиях об организации музея в современном ДОУ; в циклах занятий по ознакомлению дошкольников с предметами быта народов, населяющих Республику Башкортостан; в конспектах развлечений в музейной среде; в методике проведения экскурсий в музеях г. Уфы; в информационном материале о музеях мира.

Последний вопрос выявлял представления респондентов о Музее Детства. По представлению 79% опрошенных Музей Детства в обобщенном виде выглядит так:

«Большое и светлое помещение, в котором
будут игрушки и костюмы детей разных поколений. Сюда придут счастливые дети в сопровождении любящих родителей. Они будут играть, примеряя на себя костюмы детей разных эпох. Папы и мамы, бабушки и дедушки будут вспоминать
свое детство, свои игры и включатся в игры детей».

Таким образом, обобщение полученных в ходе исследования данных позволило выявить проблемы специалистов ДОУ, реализующих в своей деятельности идеи музейной педагогики. В каком направлении нужно работать, чтобы решить выявленные проблемы? Каковы перспективы развития музеев ДОУ?

Для конструктивного решения поставленных вопросов, мы предлагаем следующее:

Во-первых, необходимо
составить профессиограмму компетенций специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики, а так же наметить перспективы его развития по выявленным проблемам; во-вторых, составить программу спецкурса по музейной педагогике для будущих специалистов ДОУ; в-третьих, организовать курсы повышения квалификации, практикумы, мастер-классы с участием музейных педагогов (5); в-четвертых, нужно
разработать методические рекомендации по созданию развивающей мультикультурной среды музея ДОУ; в-пятых, открыть на сайтах дошкольных образовательных учреждений виртуальные музеи Детства.


Библиографический список
  1. Абсалямова, А.Г. Мультикультурное образовательное пространство в организации воспитательного процесса дошкольных учреждений Республики Башкортостан / А.Г.Абсалямова, Н.Ш.Сыртланова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та: Сер. 3, Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – С.81– 85.
  2. Асадуллин, Р.М., Васильев, Л.И., Иванов, В.Г. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография [Текст]. – Уфа: Вагант,2008.132с.
  3. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/Дмитрий Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32с.
  4. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT.
  5. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология. – Уфа: БИРО, 1999. – 86с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vasilchenko.l»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация