ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ “ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ ВОЗДУХА МЕТОДОМ АДИАБАТИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ”

Файн М.Б., Файн Е.Я., Саклакова Н.С.

Ключевые слова: электронное пособие


ELECTRONIC SUPPORT OF LABORATORY WORK "DETERMINING THE RATIO OF SPECIFIC HEATS OF AIR BY ADIABATIC EXPANSION"

Fayn M.B., Fayn E.Ya., Saklakova N.S.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Файн М.Б., Файн Е.Я., Саклакова Н.С. Электронное сопровождение лабораторной работы "Определение отношения удельных теплоёмкостей воздуха методом адиабатического расширения" // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6233 (дата обращения: 28.03.2024).

Конец XX века характеризовался вступлением человечества в новый этап своего развития – построение информационного общества. Массовая информатизация, развитие и внедрение новейших информационных технологий привели к невиданному прогрессу во всех сферах жизнедеятельности.

Опыт практической деятельности по обучению студентов на основе использования современных информационных технологий позволяет сформулировать некоторые его преимущества:

- обеспечения нового качества образовательного процесса;

- обеспечивает более полные и прочные знания об изучаемом явлении или объекте, способствует повышению качества усвоения учебного материала на основе применения интеллектуальных обучающих и тренинговых программ;

- способствует повышению эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности студентов, интенсифицирует труд обучаемых, позволяет каждому выбрать собственный темп изучения учебного материала в зависимости от индивидуальных интеллектуальных возможностей;

- способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает наглядность обучения и делает доступным сложный для восприятия и осмысления учебный материал, позволяет управлять и вносить коррективы в процесс обучения;

- увеличивает объем самостоятельной работы студентов, позволяет осуществлять диагностику и самодиагностику усвоения учебного материала с помощью тестирующих программ, экономит время за счет исключения необходимости конспектировать основные положения учебного материала;

- повышает общую готовность к выполнению длительной умственной работы за счет усиления организованности и повышения интереса к изучению учебной дисциплины и т.д.

Перечисленные выше преимущества использования современных информационных технологий позволяют нам готовить специалистов с учетом международного опыта и мировых тенденций развития образования, повышая эффективность организационных форм и методов обучения, внося в учебный процесс новые познавательные средства. В ходе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла мы пытаемся в определенной степени решать задачу подготовки специалиста, способного применять и развивать современные информационные технологии в профессиональной деятельности, совершенствовать использование всех возможностей компьютерных технологий для повышения эффективности и качества обучения и воспитания. Преподавателями факультета разработаны автоматизированные обучающие программы, электронные учебники и учебно-методические издания по психолого-педагогическим учебным курсам, которые с успехом используются в учебном процессе. Помимо аудиторных занятий мы предлагаем студентам выполнить самостоятельную работу за компьютером, осуществить поиск новых знаний через поисковые и справочные системы, изучить самостоятельно определенный объем учебной информации с помощью обучающих программ, электронных учебников и т.д. Это позволяет перевести процесс обучения с репродуктивного уровня усвоения готовых знаний на поисковый, эвристический, развивая исследовательские интересы студентов, их самостоятельность и творческий потенциал.

Среди типичных недостатков и трудностей, с которыми сталкиваются в практической деятельности педагоги, отмечаются следующие:

- отсутствие разработанного программного обеспечения, прошедшего серьезную экспертизу и допущенного к использованию в учебном процессе (электронные учебники, автоматизированные обучающие программы и т.д.);

- вследствие этого – разработка педагогами, не владеющими в должной мере навыками программирования, плохо реализованных в техническом плане авторских программ и электронных изданий;

- при создании программного обеспечения специалистами в области программирования учителя, как правило, не привлекаются к разработке программных продуктов, в результате чего не в должной мере учитываются их практические нужды;

- недостаточность литературы по проблеме создания и применения НИТ в учебном процессе и др.

Решение этих проблем видится нам в совместной разработке программного обеспечения специалистами в области программирования, педагогики и психологии.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

Известно, что использование современных форм обучения, которые поддерживаются в компьютерных средствах обучения (КСО), стимулирует творческую деятельность учащихся и во многом обеспечивают их запросы в процессе обучения.

КСО обеспечивают новые дополнительные возможности образовательного процесса, к которым следует отнести:

• индивидуальный подход к обучению и усвоению материала, наиболее выраженный при адаптивных формах КСО;

• при дистанционном образовании – возможность работы учащегося с КСО по гибкому графику в оптимальном для него темпе;

• возможность визуального представления не только наблюдаемых и реальных, но также скрытых и воображаемых объектов, явлений, процессов;

• наглядное представление в анимационном виде изучаемых объектов и происходящих процессов, существенно облегчающих усвоение наиболее трудных тем по сравнению с традиционными средствами их представления;

• возможности создания самими студентами моделей реальных объектов и процессов и их исследования с помощью прикладных программ компьютерного моделирования;

• автоматизированный контроль образовательного процесса учащихся с объективной оценкой приобретаемых знаний и умений;

• быстрота и удобство поиска информации в КСО за счет широких возможностей компьютерных форм поиска и подсказок;

• снижена перегрузка учащихся;

• включены родители в образовательный процесс;

• скорректировано содержание непрофильных учебных предметов;

• монологическая деятельность учителя на учебных занятиях уступает место деятельностным формам организации образовательного процесса.

Следует отметить, что при изучении дисциплин в вузах РФ, недостаток современных электронных средств обучения на основе использования новых информационных и компьютерных технологий сдерживает прогрессивные тенденции образовательного процесса и объясняют актуальность разработки КСО по общепрофильным дисциплинам.

Для наглядного объяснения трудно усваиваемых разделов курса физики, связанных с физическими эффектами и принципом действия лабораторных устройств используются интерактивные двух и трехмерные анимационные модели. Наше сопровождение включает описание лабораторной работы, краткую терию, где даётся разъяснение терминов и ключевых слов, методические указания по выполнению работы с набором контрольных вопросов. Так же работа включает два анимационных ролика, позволяющие наглядно и доступно пояснить физические ньюансы, основные формулы и понятия величин. Электронное сопровождение обеспечивает мониторинг усвоения учебного материала и решения задач.

Как показывает многолетняя практика преподавателей, учащиеся плохо усваивают материал на слух. Но это не говорит о том что уровень знаний упал, это говорит только о том, что в основном нас окружают визуалы и кинестики, аудиалов же – меньшенство. Создавая наше электронное сопровождение мы опирались не только на это. Детям всегда интереснее смотреть на динамическую картинку, ежели на скучно выстроенные в ряд формулы и определения. Этой работой мы мотивируем учащихся к самостоятельному изучению физических процессов, показываем им наглядно, что изучать физику – это не только полезно, но еще и интересно.

Таким образом, этой работой мы наполняем интерактивную доску, помогая не только помогая преподавателю интереснее и доступнее изложить материал, ученикам и студентам лучше его усвоить и заинтересовать в дальнейшем изучении материала.

Итак, цели создания нашего электронного сопровождения состояли в создании образовательной среды, ориентированной на следующие аспекты:

1.Разработку системы мониторинга индивидуальных способностей учащихся (и учителей) с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;

2.Создание системы межпредметного взаимодействия, обеспечивающего формирование системного мышления учащихся, которое является основой для развития и мобильности их «творческого потенциала»;

3. Использование обучающих технологий, обеспечивающих реализацию в образовательной деятельности базовых процессов развития творческого потенциала учащихся (и учителей) на принципах здоровьесбережения: (информационно-проектных, исследовательских, деятельностного обучения, модульного обучения, Интернет-технологий и др.)

4. Преимущественное использование современных компьютерных средств обучения, в том числе Интернет ресурсов в образовательном процессе.

5. Создание банка данных педагогических техник, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.

6. Создание электронной базы развития креативного(творческого) потенциала учителей и учащихся.

7. Формирование умений работать с информацией (то есть неадаптированным знанием) с использованием современных технических информационных средств, результатом чего является фундаментальность знаний в избранной области деятельности ( интеллект);

8.Развитие проективной, конструктивной, мобильной силы ума ( технологичности образования);

9. Наполнение интерактивной доски.

Образовательный процесс при условии использования инновационных технологий и средств обучения будет способствовать реализации личностного потенциала учащихся, если:

- учителя будут ознакомлены с инновационными моделями обучения и технологиями, в том числе и информационными;

- будет своевременно и качественно проведена диагностика личностного потенциала учащихся и спроектированы индивидуальные траектории обучения;

-в содержании предметов естественно-научного цикла будет обеспечиваться раскрытие гуманитарных аспектов изучаемых учебных дисциплин;

- содержание предметов гуманитарного цикла будет способствовать овладению учащимися методами научного познания;

- в процессе обучения учащиеся освоят основные методы и способы познания и будут мотивированы на результат;

- перевести образовательный процесс на более высокий технологический уровень: обеспечить образовательный процесс техническими средствами обучения (ПК, мультимедиа, электронными учебниками, Интернет);

- предоставить каждому ученику и учителю проблемную область и сферу деятельности в соответствии с их образовательными и личностными интересами, позволяющими самореализоваться в том числе одаренным детям;

- совершенствовать психологическую подготовку всех педагогов гимназии в целях повышения профессионального мастерства педагогов;

- построить управление образовательным процессом на демократических принципах, когда каждый берет часть ответственности на себя;

- организовать наблюдение и мониторинг за особенностями развития личностного потенциала каждого обучающегося и своевременную коррекцию индивидуальной траектории.

Выполнение данных условий, с нашей точки зрения, неизбежно повлечет за собой изменения содержания, организации образовательного процесса и управления им.

1 2 3 8 13 14 15 20


Библиографический список
  1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: «Филинъ», 2003. – 616 с.
  2. Бордовский Г.А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования//Подготовка специалистов в области образования (структура и содержание) – СПб.: Образование, 1994. – С. 3-8.
  3. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1995. – 364 с.
  4. Макарова Н.В. Научные основы системы обучения новой ИТ: Автореф. дис… д-ра пед. наук. – СПб, 1992.
  5. Роберт И.В. Уч. курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» // Информатика и образование. – 1998. – № 8.
  6. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 255 с.
  7. Мильберн К., Крото Д. Внутренний мир Flash 5 для дизайнера. – К.: «Диасофт», 2000.
  8. Храмцов П.Б. Лабиринт интернет: практическо руководство. – М.: «Элетронинформ», 1996.
  9. Рейнбоу В. Энциклопедия: Компьютерная графика. – СПб.: «Питер», 2003.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Файн Марина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация