ПРИЧИНЫ РАСКОЛА КАЗАЧЕСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕГО ОБЪЕДИНЕНИЮ

Черепанов Е.В., Черепанова Л.В.

Ключевые слова: Казачество, реестровые казаки, Северный Кавказ


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черепанов Е.В., Черепанова Л.В. Причины раскола казачества Северного Кавказа и факторы, способствующие его объединению // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16342 (дата обращения: 26.05.2017).

Летом 2011 г. Информационно-аналитическим агентством «Маркетинг и Консалтинг» (г. Москва) под руководством и с участием авторов было проведено исследование «Особенности региональной специфики и самоидентификации современного казачества Юга России в процессе модернизации гражданского общества». Работа имела комплексный характер, включая мощную социологическую составляющую, и финансировалось в качестве президентского гранта согласно распоряжению Президента РФ от 08.10.2010 г. № 300–рп.

Исследование проводилось по авторской методике. Уникальность этой методологии состоит в наличии математически строго обоснованных процедур статистического оценивания частот встречаемости качественных признаков по случайным выборкам из неоднородных совокупностей [1-3]. Этот подход позволяет «в разы» повысить точность оценок (по сравнению с традиционными «квотными» социологическими методологиями) по всему казачеству и получать достаточно точные оценки по отдельным казачьим войскам и по социально-демографическим категориям казаков. Полевые работы проводились в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях, республиках Адыгея и Кабардино-Балкария. Было опрошено около трех тысяч казаков, как реестровых, так и нереестровых казачьих войск, а также «родовых» казаков, не состоящих ни в каких организациях, которые, несмотря на их немногочисленность, пользуются заметным влиянием среди казачества Северного Кавказа. Гарантированная погрешность не превышает 1% по казачеству в целом и 3% по категориям казаков, в том числе – в разрезе казачьих войск.

Казачество сегодня, что ни для кого не является секретом, переживает идеологический и организационный раскол. Основными факторами раскола стало возникновение большого количества общественных организаций внутри казачьего движения, а самое главное – создание государственного реестра казачьих войск.

Краткая историческая справка. Реестровое казачество исторически впервые появилось среди казаков Запорожской Сечи на службе Речи Посполитой при короле Стефане Батории. Далеко не все вольнолюбивые казаки пожелали вступить в реестр, что привело к систематическим попыткам поляков физически ликвидировать нереестровых казаков. В итоге вспыхнувшей освободительной войны против Польши, в которой нереестровых казаков массово поддержали притесняемые ляхами украинские крестьяне, с польским господством было покончено. Возникла Гетманщина, которая, занимая почти всю территорию современной Украины, в корне изменила геополитическую ситуацию в Европе того времени. Вскоре после завоевания независимости, казаки стали сближаться с Москвой, что завершилось в 1653 г. Земским Собором в Москве. На нем было принято решение удовлетворить просьбу гетмана Богдана Хмельницкого и атаманов Запорожского Войска «принять их с землями и городами в состав Русского царства» [4]. Это решение было закреплено на Переяславской Раде 8 января 1654 г.

Возможность бюджетного финансирования реестрового казачества привлекла туда многих лиц, видящих в этом источник обогащения. С другой стороны, не единичны случаи формирования казачьих общественных «нереестровых» организаций в угоду удовлетворения тщеславия их лидеров.

Безусловно, не все атаманы «реестрового» казачества являются поклонниками мамоны. Яркий пример тому мы видели в Майкопском округе Кубанского ВКО, где были поражены дисциплиной казаков и их отношением к службе и военной подготовке. И, безусловно, среди «нереестровых» атаманов большинство действительно пришло в казачье движение по велению сердца. Прекрасным образцом могут служить атаманы Ставропольского казачьего войска Союза Казаков России (СКР), отлично организовавшие свою структуру. Но факт противостояния «реестровых» и «нереестровых» казаков, что общеизвестно, наблюдается практически повсюду на Юге России.

Исследование выявило, что 64% всех казаков Северного Кавказа считают, что «Разделение казаков на «реестровых» и «нереестровых» усилило раскол среди казаков России», то есть в этом отношении 2/3 казаков Юга России отмечают пагубность создания реестра. А как же оценивают казаки возникновение великого множества казачьих общественных организаций? Соответствующие суждения рассмотрим в разрезе «войско», поскольку здесь были выявлены региональные особенности (см. Таблицу 1).

Таблица 1. ВОЙСКО, В КОТОРОМ СОСТОЯТ:

1

ВКО Всевеликое Войско Донское

2

Донское Казачье Войско Союза Казаков России

3

Кубанское ВКО

4

Всекубанское Казачье Войско Союза Казаков России

5

Терское ВКО

6

Ставропольское и Терское Казачьи Войска Союза Казаков России

7

Другое войско

8

Не состоят ни в каком казачьем войске

Как Вы считаете, создание на законных основаниях различных общественных организаций казаков…

1

2

3

4

5

6

7

8

Полезно, так как способствует развитию казачества и возможности иметь казакам собственную позицию

20.5

11.6

40.9

17.4

56.9

90.6

8.71

24.1

Крайне опасно, поскольку нарушает дух единства казачества

72.1

77.3

49.8

82.5

39.6

3.90

84.4

63.2

Затрудняюсь ответить

7.31

11.5

9.26

0.00

3.91

5.45

6.84

12.6

Из Таблицы видно, что по этому вопросу мнение большинства терских казаков и, в особенности, «нереестровых» казаков Ставропольского и Терского Казачьего Войска СКР резко отличаются от мнений остального казачьего населения Юга России. Суждение о том, что “Создание на законных основаниях различных общественных организаций казаков полезно, так как способствует развитию казачества и возможности иметь казакам собственную позицию” отметили как верное более 90% «нереестровых» ставропольцев и терцев. Это, видимо, объясняется тем, что терское казачество подверглось массовому уничтожению в период первой войны с чеченскими сепаратистами, его становление и самоорганизация были вызваны прямой необходимостью выживания. На Ставропольщине и Тереке организация казачьих обществ пошла «снизу», это была инициатива масс, поставленных в критические условия.

Большинство же других казаков Юга России, существуя в более комфортных условиях, имели менее чёткие цели и представления о смысле возрождения казачества. Понятным следствием чего и стало возникновение разношёрстных, порой деструктивных и непримиримых к другим, казачьих обществ (например, донские казачьи организации Н. Козицына и А. Юдина).

Сегодня наблюдается процесс осознания абсолютным большинством казаков пагубности происшедшего раскола. Отсюда и большое количество в их среде тех, кто считает, что “Создание на законных основаниях различных общественных организаций казаков крайне опасно, поскольку нарушает дух единства казачества” (см. Таблицу 1).

Более половины казаков Юга России полагают, что казачество раскололось по причинам, вызванным противниками казачьего возрождения. Так, 56% всех казаков указали, что “Это было сделано искусственно, чтобы ослабить казачье движение”. Среди нереестровых это мнение разделяют 77 % казаков. В этой же категории 38 % казаков полагают, что раскол произошёл “из-за вмешательства в дела казаков представителей местных администраций”.

Интересные выводы следуют из анализа распределения ответов на вопрос о причинах раскола в казачьем движении в «разрезе» войско (см. Таблицу 2).

Таблица 2. ВОЙСКО, В КОТОРОМ СОСТОЯТ:

1

ВКО Всевеликое Войско Донское

2

Донское Казачье Войско Союза Казаков России

3

Кубанское ВКО

4

Всекубанское Казачье Войско Союза Казаков России

5

Терское ВКО

6

Ставропольское и Терское Казачьи Войска Союза Казаков России

7

Другое войско

8

Не состоят ни в каком казачьем войске

Как Вы думаете, почему произошёл раскол в казачьих обществах?

1

2

3

4

5

6

7

8

Из-за неэффективности работы федеральных структур, причастных к делам казачества

13.40

15.24

31.51

17.97

30.24

17.34

8.60

6.17

Из-за вмешательства в дела казаков представителей  местных администраций

24.43

25.98

14.00

8.75

18.74

56.27

20.94

24.05

Из-за личных амбиций атаманов

21.73

19.43

12.41

41.25

23.37

5.16

10.97

37.79

Из-за корыстных целей атаманов, их стремления к обогащению

39.05

11.81

9.71

32.49

24.61

0.75

33.32

25.51

Из-за принципиальной разницы в позициях разных групп казаков

11.87

3.76

17.47

0.00

9.95

1.43

10.61

12.19

Это “болезнь роста” казачьего движения. Со временем она пройдет

5.37

7.94

27.66

0.00

11.46

3.76

2.24

0.00

Это было сделано искусственно, чтобы ослабить казачье движение

60.36

76.93

40.74

81.64

25.90

78.75

75.97

49.87

Затрудняюсь ответить

2.70

0.00

9.23

0.00

3.60

0.71

0.00

6.06

Можно видеть, что:

1)           Большинство представителей всех войск (кроме Терского ВКО), считают, что раскол был вызван искусственными причинами.

2)           Казаки Ставропольского и Терского Казачьих Войск СКР чаще казаков других войск называют причиной раскола в казачестве “вмешательство в дела казаков представителей местных администраций” (56.3%).

3)           41.3% «нереестровых» кубанцев (Всекубанское Казачье Войско СКР) считают, что раскол произошёл “из-за личных амбиций атаманов”.

4)           Также винит атаманов в расколе и значительное число казаков ВКО Всевеликого Войска Донского. Но они чаще считают причиной “корыстные цели атаманов, их стремление к обогащению” (39%).

По мнению казаков, к расколу в казачестве привели корыстолюбие, тщеславные амбиции ряда атаманов, своеволие местных администраций, пассивность федеральных органов власти. Происшедший при содействии одних и бездействии других властных структур раскол в казачестве не был естественным следствием внутренних противоречий в казацкой среде, а является навязанным и искусственно привнесенным явлением.

Вывод об искусственности характера происшедшего в рядах казачества раскола подтверждает и тот факт, что всего 7% казаков Юга России согласны с суждением о невозможности принятия общей системы социальных взглядов, единой казачьей идеологии из-за объективно существующих противоречий в казачьей среде (см. Таблицу 3). Это важный показатель, свидетельствующий о том, что у казаков есть стремление к единым целям и задачам, к созданию единой идеологической основы своей социальной деятельности.

Таблица 3.

 

Может ли, по Вашему мнению, быть разработана и принята общая для всего казачества идеология?                                               

В %

от всех

казаков

Да, это сплотит казаков

45

Нет, это невозможно, слишком много противоречий в самом казачестве

7

Такая идеология уже существует

43

Затрудняюсь ответить

6

Следовательно, имеющиеся сегодня противоречия в казачестве не являются непреодолимыми. И формирование единой идеологии казачества является необходимым атрибутом самоидентификации казаков, осознания ими себя как некой  реальной  социальной общности. Более того, данные опросов заставляют прийти к выводу о том, что ростки гражданского общества сегодня наблюдаются лишь в среде «нереестрового» казачества, с их выборностью «снизу вверх» и безоговорочным подчинением казаков избранным атаманам.

Большинство казаков сходятся во мнении, что преодоление раскола возможно только на основе общей казачьей идеологии, считая это обстоятельство необходимым условием для возрождения казачества.

Какова же эта общая идеология, способная сцементировать казачество?

Исследование показало, что, по мнению 63% казачьего населения Юга России (см. Таблицу 4) в наибольшей степени способствовать объединению казаков сможет “Русская Православная вера”:

Таблица 4.

Как Вы думаете, что, в наибольшей степени,

может способствовать объединению казаков?                                           

В %

от всех

казаков

Русская Православная вера

63

Воспитание подрастающего поколения казаков на дореволюционных традициях

23

Получение казаками от государства особых привилегий

14

Создание Всероссийского Казачьего Войска

12

Создание единой автономной казачьей республики в составе России

14

Признание на государственном уровне казаков особой национальностью

29

Расширение прав казачьего самоуправления

27

Возрождение казачества как военного сословия

13

Возрождение казачьего землепользования путем

образования войскового земельного фонда (долгосрочная аренда)

29

Реальная военная угроза на южных рубежах России

22

Затрудняюсь ответить

1

Распределения ответов в разрезе «войско» даны в  Таблице 5.

Таблица 5. ВОЙСКО, В КОТОРОМ СОСТОЯТ:

1

ВКО Всевеликое Войско Донское

2

Донское Казачье Войско Союза Казаков России

3

Кубанское ВКО

4

Всекубанское Казачье Войско Союза Казаков России

5

Терское ВКО

6

Ставропольское и Терское Казачьи Войска Союза Казаков России

7

Другое войско

8

Не состоят ни в каком казачьем войске

Как Вы думаете, что, в наибольшей степени, может способствовать объединению казаков?                                                           

1

2

3

4

5

6

7

8

Русская Православная вера

42.8

65.4

63.8

77.1

85.1

94.8

41.2

37.4

Воспитание подрастающего поколения казаков на дореволюционных традициях

12.3

7.63

44.8

58.4

43.1

5.06

6.46

18.5

Получение казаками от государства

особых привилегий

12.2

0.00

31.8

0.00

15.8

3.46

2.06

17.7

Создание Всероссийского Казачьего Войска

12.4

0.00

10.7

48.9

23.2

4.23

2.10

24.0

Создание единой автономной казачьей республики в составе России

18.2

11.4

4.99

40.5

11.0

2.17

47.4

18.5

Признание на государственном уровне казаков особой национальностью

51.3

54.1

19.1

4.56

9.31

2.94

41.5

43.9

Расширение прав казачьего самоуправления

44.6

53.2

27.3

14.4

4.92

3.88

23.1

13.2

Возрождение казачества

как военного сословия

16.4

7.76

6.75

9.15

16.7

6.62

35.0

18.8

Возрождение казачьего землепользования путем образования войскового земельного фонда (долгосрочная аренда)

42.1

58.4

19.7

9.19

29.0

13.2

21.9

25.2

Реальная военная угроза на

южных рубежах России

14.2

3.68

12.8

17.3

17.6

61.3

8.30

29.8

Затрудняюсь ответить

1.56

4.32

0.63

0.00

1.04

0.00

0.00

7.00

Анализ распределения ответов в разрезе «войско» показывает:

1)     Православная вера является самым сильным объединяющим фактором по мнению всех казаков Юга России. Лишь представители ВКО Всевеликое Войско Донское чаще отмечали “Признание на государственном уровне казаков особой национальностью” (51.3%) и “Расширение прав казачьего самоуправления” (44.7%). Большое значение они придают также “Возрождению казачьего землепользования путем образования войскового земельного фонда”. Его отметили 42.2% «реестровых» донцов.

2)     «Нереестровые» казаки Донского Казачьего Войска Союза Казаков России называют указанные выше факторы ещё чаще своих «реестровых» земляков. Но при этом они также чаще указывали “Русскую Православную веру” – 65.4%.

3)     Среди кубанцев («реестровых» и «нереестровых») популярно мнение о том, что объединению казачества в наибольшей степени может способствовать “Воспитание подрастающего поколения казаков на дореволюционных традициях”. Так считают соответственно 44.8% и 58.5% казаков. А почти половина (48.1%) «нереестровых» кубанских казаков (представителей Всекубанского Казачьего Войска СКР) находят важным фактором объединения “Создание Всероссийского Казачьего Войска”.  Кроме этого, 40.6%  казаков этого войска отметили “Создание единой автономной казачьей республики в составе России”. Помимо них данный фактор выделяют только представители категории Другое войско (47.5%). Для них он является важнейшим. Отметим, что среди этой категории, в основном, были представлены нереестровые (без СКР) организации донских казаков, в т.ч. казачьи организации Н. Козицына и А. Юдина.

4)     Для казаков Терского ВКО важнейшим фактором объединения может стать “Русская Православная вера”. Так считают 85.1% казаков. Значительное количество представителей этого войска выделило “Воспитание подрастающего поколения казаков на дореволюционных традициях” (43.1%).

5)     Практически все (94%) представители Ставропольского и Терского Казачьих Войск СКР  считают, что в наибольшей степени способствовать объединению казаков сможет “Русская Православная вера”. Ещё 61.4% «нереестровых» ставропольцев и терцев полагают, что “Реальная военная угроза на южных рубежах России” также может сплотить казаков.

Резюме

Наиболее острым вопросом реализации государственной политики в отношении казачества является различие в подходах государства к реестровым и нереестровым казакам. Первые, как считают казаки, пользуются поддержкой со стороны государства, а вторые предоставлены самим себе. Поскольку это беспокоит значительную часть казачества Юга России, Совету при Президенте РФ по делам казачества было бы целесообразно обсудить данный вопрос и представить свои заключения Президенту РФ для принятия решения.

Наиболее радикальным, но и наиболее эффективным решением этой проблемы могло бы стать принципиально иной характер формирования реестровых казачьих войск. Совсем не обязательно дублировать структуру казачества начала ХХ века. Сегодня было бы разумным сформировать лишь несколько (5-10) казачьих войсковых бригад, подчинив их силовым ведомствам. Эти войсковые части и будут новым реестровым казачеством.

Остальное казачество, после его достаточно строгой «переаттестации» (на предмет целей и задач отдельных организаций) и последующей перерегистрации, оставаясь в ведении Совета при Президенте РФ по делам казачества, сможет участвовать  в формировании реального гражданского общества. Вопросы «переаттестации» казачьих общественных организаций лучше было бы поручить не государственным, а общественным структурам, оптимально – Русской Православной Церкви.


Библиографический список
  1. Черепанов Е.В. Стохастическое описание выборочного метода. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. М.: ИС РАН, 2007, 25, с. 167-189.
  2. Черепанов Е.В. Стохастические методы анализа данных выборочных маркетинговых и социальных обследований. // Прикладная эконометрика. М.: ЦЭМИ РАН,  2011, 2, с.48-61.
  3. Черепанов Е.В. Нетрадиционные вероятностно-статистические методы для социально-экономических и социологических исследований. М.: изд. «Спутник Плюс», 2012. – 215 с.
  4.  Акты земских соборов, т. 3. М.: изд. «Юридическая литература», 1985.


Все статьи автора «Черепанов Евгений Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: