ПОЖИТКИНА Н.В., ОКУНЕВА Л.И., ПЕТРОВА А.В., КАПУСТИНА, Е.А. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ


ПОЖИТКИНА Н.В., ОКУНЕВА Л.И., ПЕТРОВА А.В., КАПУСТИНА, Е.А. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15466 (дата обращения: 29.09.2017).

Высшее образование в Республике Казахстан являетсяважнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешниеизменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в современных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой. Но при этом в Казахстане важное место уделяется соответствию сложившейся национальной системе образовательных стандартов высшего образования.

Состояние и  изменения в национальной системе образовательных стандартов высшего образования  Республики Казахстан обусловлены:

-       во-первых, традицией  университетского образования, отличающегося полнотой представленного в университете научного знания;

-       во-вторых, тенденцией развития вузов мира (потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. А кризис, в свою
очередь,  усиливает потребность в международной интеграции  систем образовательных стандартов высшего образования.);

-       в-третьих, актуальность проблемы состояния и изменения стандартов образования вписывается в особенности инновационного развития современного общества, в том числе казахстанского.

В обществе, где большое значение придается созданию национальных инновационных систем, связывающих науку и
бизнес и определяющих конкурентоспособность страны на международном рынке, востребован новый статус  университетов в качестве центра переноса знаний на благо экономики и общества. С одной стороны, этот статус согласуется с выводом международного семинара «Взаимодействие университетов и промышленности» (Брюссель, октябрь 2003г.): инновационная деятельность, наравне с обучением и научными исследованиями, провозглашается
третьей миссией университетов. С другой стороны, статус отвечает повышенному вниманию в Казахстане инновациям как возможности более полного использования научно-технического потенциала ученых, механизма создания экономики знаний, что подробно определено в Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы. В этой связи логика мыслей президента Н.А.Назарбаева такова: «Казахстану требуются учебные заведения нового типа, и уже сейчас. Это должны быть элитные университеты, являющиеся мощными образовательными, исследовательскими и научно-производственными комплексами, тесно связанными с индустрией. Университет должен создавать условия для становления интеллектуальной, научно-технической элиты Казахстана, создания и трансферта знаний, разработок и технологий, нацеленных на потребности кластерных секторов экономики» [1].

Главным аргументом актуальности анализируемой проблемы является ее рассмотрение в контексте категории качества высшего образования. Известно, что в наступившей «эре потребителя-клиента» формируется тип предпринимательского университета, ориентированного на рынок и стандарты. В такой конкурентной обстановке ссылка на «качество», а именно действенность и действительность стандартов высшего образования является отличительной характеристикой конкурентоспособных вузов[2].

 

Из истории разработки государственных общеобязательных стандартов образования
(ГОСО) в Республике Казахстан

В национальной системе образования РК образовательныет стандарты играют организующую и контролирующую роль. Организующая роль ГОСО заключается в том, что весь образовательный процесс организаций образования основан на тех нормах, которые регламентированы в образовательном стандарте. Контролирующая роль ГОСО закреплена в законодательном порядке. В частности, в соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан «деятельность любых
учебных заведений должна соответствовать …стандартам» [3]. В этой связи центральный исполнительный орган в области образования, проводя такие основные виды государственного контроля как промежуточный государственный контроль, государственную аттестацию организаций образования, контроль за соблюдением лицензионных правил, прежде всего, осуществляет проверку соответствия осуществляемой образовательной деятельности требованиям государственных общеобязательных стандартов образования.

Впервые национальные образовательные стандарты в Республике Казахстан были разработаны в 1994-1995 годах (если провести параллель с РФ, то в период с 1994 по 1996 были разработаны государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ГОС ВПО). Разработчиками стандартов образования первого поколения в РК были учебно-методические объединения, которые утверждали и распространяли их среди высших учебных заведений. Данные стандарты образования характеризовались чрезмерной регламентацией учебного процесса, усеченностью академической свободы высших учебных заведений, излишней детализацией нюансов образовательной деятельности. Академическая общественность не всегда соглашалась позицией УМО, поэтому на практике наблюдались ситуации, когда высшие учебные заведения выражали недовольство, как по содержанию образовательных стандартов, так и по требованиям, устанавливаемым к организации учебного процесса,  и зачастую нарушали нормы стандартов.

После принятия Закона «Об образовании» в 1999 году начался новый этап развития системы стандартизации образования РК. В соответствии с Законом государственные общеобязательные стандарты образования приобрели законную силу и стали обязательными для всех учебных заведений и утверждаться Министерством образования и науки Республики Казахстан [4].
Процесс разработки государственных общеобязательных стандартов образования начал проводиться на конкурсной основе. Все представленные на конкурс проекты ГОСО проходят обязательную процедуру экспертизы. Такой подход позволил максимально учесть мнения и интересы академической общественности. Следует отметить, что в законодательных нормах в области образования и нормативных правовых актах Министерства образования и науки Республики Казахстан прямого определения функций и назначения государственных общеобязательных стандартов
образования не существует. Вместе с тем, в Законе РК «Об образовании» установлены косвенные нормы, определяющие функциональное назначение и направленность ГОСО. Так как образовательные стандарты являются важным
стратегическим документом, обеспечивающим реализацию государственной политики в республике, то они должны быть направлены на стимулирование обучающихся к образованию, развитие одаренности, творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование здорового образа жизни, компетентностный подход подготовки специалистов. Поэтому, ГОСО должны обеспечивать преемственность ступеней и уровней образования, повышение качества образования, интеграцию образования, науки и производства, расширение автономности, самостоятельности организаций образования. В связи с чем в 2001-2002 г.г. были разработаны и внедрены в образовательную практику стандарты второго поколения, приобретшие организующую роль.

С принятием Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы начался новый период реформирования высшего профессионального образования, предусматривающий переход на трехступенчатую подготовку специалистов: бакалавр – магистр – доктор (PhD). В этой связи были разработаны образовательные стандарты третьего поколения по образовательным программам бакалавриата с нормативным сроком 4 года обучения (всего 123 стандартов), по образовательным программам высшего специального образования с нормативным сроком освоения 5 лет (всего 2 стандарта) и по образовательным программам магистратуры с нормативным сроком освоения 1-2 года (всего 125 стандартов) [5].

На основании статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года, государственные общеобязательные стандарты образования определяют совокупность общих требований по каждому уровню образования, установленных к [4]:

-       содержанию образования;

-       максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и

-       воспитанников;

-       уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с этим определены структура как основных положений ГОСО, так и стандартов образования по специальностям. Приведем пример структуры основных положений ГОСО  бакалавриата и магистратуры:

ГОСО бакалавриата

ГОСО магистратуры

Предисловие Предисловие
1.Область применения
  1. Область применения
2.Нормативные ссылки
  1. Нормативные  ссылки
3.Определения и сокращения
  1. Общая характеристика направлений подготовки магистра
4.Перечень образовательных программ в рамках специальности
  1. Требования к уровню подготовки поступающих
5.Перечень квалификаций и должностей
  1. Требования к структуре образовательной программы магистратуры
6.Квалификационная характеристика бакалавра
  1. Требования к содержанию образовательных программ магистратуры
7.Основные общенациональные цели образования и иерархия целей(цели по циклам дисциплин и по учебным дисциплинам)
  1. Требования к образовательной среде магистратуры
8.Требования к уровню образованности выпускников
  1. Требования к уровню подготовки лиц, выполнивших образовательные программы магистратуры
9.Требования к образовательной среде подготовки бакалавра Приложение (типовой учебный план)
10.Требования к разработке, обновлению ГОСО
Приложение (типовой учебный план)

ГОСО всех уровней   включает в себя  несколько циклов дисциплин: общеобразовательные дисциплины (ООД), базовые дисциплины (БД), профилирующие дисциплины (ПД) с присутствием в каждом цикле вариативной части, которая обозначается как «компонент по выбору». В стандартах последнего поколения  сохранена цикловая структура, при этом каждый цикл  имеет базовую и вариативную части. Представим в качестве примера стандарт бакалавриата, в котором основным критерием завершенности образовательного процесса  является освоение студентом не менее 128 кредитов или 5760 часов теоретического обучения:

Таблица 1 – Циклы образовательной программы бакалавриата в Республике Казахстан

Циклы

Цели

Объем цикла

%

Кредиты

Часы

общеобразовательных дисциплин (ООД) 

 

компонент по выбор

обеспечение условий для формирования высокого общего
интеллектуального уровня развития, культуры мышления, совершенствования
навыков  научной организации труда,  коммуникативной компетентности

25

19

13

855

585

базовых дисциплин (БД) 

компонент по выбор

создание условий для развития творческого потенциала,
инициативы и новаторства, продолжения студентами образования на последующей
ступени

50

32-44

20-32

1440-1980

900-1440

профилирующих дисциплин (ПД) 

 

компонент по выбор

формирование конкурентоспособности выпускников на рынке
рабочей силы, что обеспечивает возможность оперативного трудоустройства по
специальности

25

12-19

12-19

585-810

540-810

 

В настоящий момент времени в образовательных стандартах расширены границы академической свободы высших
учебных заведений до 50% и предоставлена возможность реализации креативного подхода в педагогической деятельности. При этом стандарты образования не  утрачивают своей организующей роли в учебном процессе, а напротив, позволяют конструктивно организовать образовательную деятельность в целом, включая стратегическое планирование деятельности высшего учебного заведения, организацию учебного процесса, внутренний контроль, создают конкурентную среду на рынке образовательных услуг, что позитивно влияет на качество образования. Увеличение объема компонента по выбору нацеливает на систематическую работу преподавателей над новыми разработками и введением новых дисциплин в образовательную профессиональную программу в соответствии с запросами работодателей и потребностями студентов. Следовательно, обновление содержания образовательных
программ ориентируется на рынок труда и осуществляется с учетом мнений работодателей.

 

О порядке разработки, утверждения и сроках действия ГОСО

Стандарты устанавливают требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ трех уровней системы высшего образования и уровню подготовки их  выпускников. Положения каждого стандарта обязательны для применения и соблюдения всеми организациями, осуществляющими подготовку по 3-х уровневой системы высшего образования: бакалавр, магистр, доктор, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Так же, стандарт может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации организаций образования и науки, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, заказчиками и работодателями и служит основой для экспертизы качества подготовки магистров. Данная процедура осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов
образования» от 2 сентября 1999 года. Министерство образования и науки Республики Казахстан организует и проводит конкурс по разработке государственных общеобязательных стандартов соответствующей уровней образования. С этой целью разрабатывается и утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан порядок проведения конкурса, положение
о конкурсной комиссии и его состав. Вся организационная работа по проведению конкурса на разработку образовательных стандартов высшего профессионального образования (бакалавриата и магистратуры) возлагается на Департамент высшего и послевузовского образования. В состав конкурсной комиссии, как правило, включаются работники Министерства образования и науки, Национального центра государственных стандартов и тестирования, руководители (проректора) высших
учебных заведений, а также видные ученые и педагоги. Разработка государственных общеобязательных стандартов образования осуществляется на основе основополагающих нормативных документов по стандартизации образования. В настоящее время разработаны и введены в образовательную практику «ГОСО РК 5.04.19 – 2008 Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», «ГОСО РК 5.04.033 – 2008 Магистратура. Основные положения» и «ГОСО РК 5.03.002 – 2008 Докторантура. Основные положения» [6-8].

В основе разработки ГОСО по специальностям высшего образования лежит Государственный Классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры Республики Казахстан, в соответствии с которым подготовка в высших учебных заведениях республики ведется по 342 специальностям. Следует
отметить, что на настоящий момент времени, классификатор специальностей  существенно разнится с существующем в России, где указаны принципиально иные коды специальностей, не говоря уже о том, что
отсутствует разделение по уровням образования. Казахстанский классификатор 2008 года включает в себя три базовых уровня: специальности бакалавриата, магистратуры и докторантуры PHD. Таким образом, он содержит последовательную информацию о возможности получения высшего и послевузовского образования. Очевидно и принципиальное расхождение в понимании места и роли магистерского образования: в России и в Казахстане эти подходы принципиально различны. В России
магистратура утвердилась как завершающая стадия вузовского образования, которая до сих пор остается трехступенчатой и связана с получением диплома бакалавра - специалиста – магистра, в то время как в Казахстане это первая ступень послевузовского образования.

Ключевая проблема для всего образовательного пространства стран СНГ, в том числе Казахстана, заключается
в том, что традиционный диплом специалиста не признается за рубежом в качестве равноценного аналога магистерского диплома. В более выгодном положении оказались ведущие российские вузы, являющиеся известными за рубежом образовательными брендами. Вузы Казахстана такого преимущества не имеют, и единственным способом сделать их дипломы ликвидными за рубежом является полная рецепция международных образовательных стандартов.

Проблема нострификации – взаимного признания документов о высшем образовании и ученых званиях – одно из главных
препятствий на пути рецепции международных образовательных стандартов на постсоветском пространстве. Существуют такие области образования, тесно связанные с последующей профессиональной деятельностью, в которых
образовательное сообщество, равно как и само государство стремятся максимально ограничить проникновение людей извне. Нострификация дипломов сопряжена с установлением достаточности объема знаний и навыков, отраженных в национальном документе о высшем образовании. Одним из эффективных способов повышения “кредитоспособности” дипломов, предъявляемых для нострификации, является соответствие структуры полученных знаний и присвоенной квалификации международным стандартам.

Итак, в  описании состояния и основных изменений национальной системы образовательных стандартов высшего образования Республики Казахстан мы постараемся конкретизировать те ориентиры, которые относят к границам применимости стандарта в высшем образовании:

- своим содержанием стандарт определяет ряд требований к максимальному объему учебной нагрузки;

- своей структурой и содержанием стандарт отражает интересы и компетенции государства, региона, вуза;

- содержание и структура стандарта функционально наполнена с точки зрения освоения специальности;

- стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата;

- соблюдение согласованности и преемственности стандартов по всем уровням образования.

В настоящее время интерес  к образовательным стандартам связан с  созданием условий и возможностей по присоединению национальной системы высшего образования к Болонскому процессу. Поэтому, перспективой в
сфере образовательных стандартов высшего образования Республики Казахстан, можно считать разработку новой генерации ГОСО,  в которых регламентация учебного процесса  в высшей школе будет более гибкой в отношении происходящих в обществе изменений. На перспективу, немаловажным является и соблюдение согласованности и преемственности стандартов по всем уровням образования.

Список литературы:

1.Назарбаев Н. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция в
ЕНУ им. Л.Гумилева 26 мая 2006 года http://www.edu.gov.kz/

  1. Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. Астана: Фолиант, 2006. – 476с.
  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г) http://medialaw.asia/
  3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года №389 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года №597 « О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об  образовании»). http://www.infogrant.ru/
  4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на
    2005-2010 годы. http://www.edu.gov.kz/
  5. «ГОСО РК 5.04.19 – 2008 Высшее образование. Бакалавриат. Основные
    положения» http://www.edu.gov.kz/
  6. «ГОСО РК 5.04.033 – 2008 Магистратура. Основные положения» http://www.edu.gov.kz/
  7. «ГОСО РК 5.03.002 – 2008 Докторантура. Основные положения». http://www.edu.gov.kz/


Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: