ГОНЧАРОВА Т.Н., ПОЖИТКИНА Н.В., ОСИПОВА О.Г. ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ключевые слова:


ГОНЧАРОВА Т.Н., ПОЖИТКИНА Н.В., ОСИПОВА О.Г. ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/15380 (дата обращения: 18.04.2024).

Ориентация современной педагогики  и психологии на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. По данным психолого-педагогических исследований А.А.Казыровой [1], С.М Илюсизовой [2], О.Г. Максимовой [3], процесс личностного развития и самоопределения детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, полоролевой идентификации, проблемами семейного воспитания. Дошкольный и младший школьный возраст определяется учеными как важный этап социализации связанный  с принятием мальчиками и девочками мужской или женской роли, выражающий по существу, становление психологического пола. Однако, в образовательных учреждениях, особенностям организации процесса формирования психологического пола не уделяется должного внимания.
Половая идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий неодинаково.
В более поздних исследованиях Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности [5]:
-   гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу);
-   гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя);
-   дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой);
-   гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе).
С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и
женщин, а также правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?». К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, мы выяснили, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать,
что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. Так, по нашим наблюдениям, в средней и старшей группах детского сада мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки – куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности). Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и ту же роль, их поведение все же может отличаться в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело. Если мы предоставляли возможность  4-летним детям  поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить машинки, кубики, медведей, а девочкам – банты, коляски, посуду, котят. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки – что мальчики хулиганят и играют в «мужиков». Так мальчики, и девочки выражают явное предпочтение маскулинных ролей: мальчики и мужчины смелее, находчивее, они командуют в игре и в семье, у них шире круг возможных форм поведения.

Нами было проведено исследование об эмоциональном восприятии половых ролей и образа Я (Таблица1.). Эмоциональное восприятие образа мальчика или девочки мы отслеживали по тому, какой цвет (эмоционально-позитивный: зеленый, красный, желтый и фиолетовый или эмоционально-негативный: темно-синий, темно-коричневый, серый и черный) выбирали дети для мальчиков и девочек.

 

Таблица 1. Эмоциональное восприятие половых
ролей (количество выборов цвета в тесте Люшера)

Возраст, лет

Понятия

Мальчики

Девочки

светлые

темные

светлые

темные

3-4

Мальчик

4

10

4

12

Девочка

8

6

12

4

Я

5

9

12

4

4-5

Мальчик

5

13

4

10

Девочка

7

11

12

2

Я

5

13

10

4

5-6

Мальчик

5

15

1

13

Девочка

10

10

13

1

Я

8

12

11

3

Всего

Мальчик

14

38

9

35

Девочка

25

27

37

7

Я

18

34

33

11

 

Как следует из данных таблицы, у девочек эмоциональное восприятие девочек позитивнее, чем мальчиков, во всех возрастных группах. В то же время с каждым годом у девочек и, особенно, у мальчиков усиливается негативное эмоциональное восприятие мальчиков. Мы связываем это с тем, что после возникновения самоопределения ребенок оценивает позитивно те вещи, действия и формы поведения, которые связаны с его ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает у него положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли.

Важную роль при формировании психологического пола  и половой роли играет и эмоциональная, интимная связь между ребенком и родителем. И то обстоятельство, что за своеполое поведение ребенка поощряют и меньше критикуют, не мешает этому. Опрос родителей детей дошкольников показал, что они больше всего ценят в своих детях доброту (35%), честность (10%), нежность и ласку (8%), трудолюбие (7%), скромность (5%), самостоятельность (5%), любовь и заботу о близких людях, желание помочь другим, способность быстро забывать обиду, понимание. Наиболее ожидаемыми со стороны
детей дошкольного возраста  являются следующие формы поощрений: молодец – 75%, умница – 45%,спасибо – 32%, хорошая, хороший, хорошая девочка, хороший мальчик – 22%, отлично – 17%, пожалуйста – 16%, здравствуйте – 11%, прекрасно – 10%, солнышко – 8%, умничка – 7%. Нами отмечено, что в отношении девочек по сравнению с мальчиками, родителями чаще используются такие слова восхищения как:

-    Я тебя так люблю.

-    Ты у меня просто чудо, подарок судьбы.

-    Ты самая удивительная, самая прекрасная.

-    Ты украшаешь мою жизнь.

Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей. Но потребность в восхищении проявляется и у  в мальчиков еще с раннего возраста. Она не всегда осознаваема, однако, это его неотъемлемая потребность. Когда родители смотрят на сына и восхищаются его качествами, свойственными мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему выработать мужские черты характера и осуществить мужской потенциал, в нем заложенный. Вместе с тем в нем просыпается доброе чувство благодарности к родителям, и между ними устанавливаются крепкие узы любви. С 5-6 лет у мальчика появляется иная потребность, чем просто чувствовать себя любимым. Мальчик приходит в этот мир для создания чего-то своего, ему очень важно видеть и получать удовлетворение от того реального, что они создали в этом мире. Это чисто мужская черта. Для мужчины главное – именно достижения, он стремится быть первым и лучшим.

Поэтому, мы рекомендуем использовать слова восхищения и поощрения в равной степени часто, как в отношении девочек, так и мальчиков. Родителям и воспитателям дошкольных учреждений мы предлагаем использовать такие формы поощрений как:

 

Таблица 2. Формы поощрений для детей

Форма поощрений

Примеры

Речевые акты общей оценки Я тобой восхищаюсь!

Я тебят обожаю!

Я поздравляю тебя!

Я в тебя верю!

Я тебя люблю!

Ты лучший!

Ты лучше всех!Характеристика отдельного признака внешности, характера или поведенияДобрейшей души человек!

Это честное решение!

Какое трудолюбие!

Похвальная скромность!

Отличное  самостоятельное решение!

Ценю твою инициативность!

Какой ты справедливый!

Какой ты  щедрый и благородный!

Какой ты  обходительный и воспитанный!

Ты, настоящий друг!

Тебе можно доверять! Характеристика высокого уровня знанийОтличная работа!

Это у тебя  получилось!

Ты  превзошел сам себя!

Ты, можешь, собой гордится!

Великолепная поделка!

Ты  настоящий мастер!

Чудесная работа!

Поздравляю, у тебя это получилось!

Превосходно!

Ты гений!

Я горжусь тобой!

Теперь, я могу приводить тебя в пример ребятам!

Выполнено все на «Ура»!БлагопожеланияПриятного и сладкого сна!

Хорошего тебе дня!

Доброй ночи!

Приятного аппетита!

Будьте здоровы!

Я желаю тебе всего хорошего!Образные эмоциональные обращенияСолнышко мое ненаглядное!

Лапочка  моя!

Маленькая(кий) ты моя(й)!

Радость ты моя!

 

В заключении хотелось бы отметить, что личностное самоопределение складывается из множества компонентов, одним из которых является гендерная идентификация соответствия определенным нормам, традициям, социокультурными стандартам.  Формирование психологического пола и половой роли у детей реализуется в процессе воспитания, начиная с самого рождения, и приобретает особую актуальность в дошкольный период. Для этого родителям и воспитателям необходимо создать благоприятные условия, в которых и мальчики и девочки смогут достичь гендерной константности.

Литература:

  1. Казырова А.А. Педагогические условия формирования коммуникативных умений  детей разных возрастных групп. Уфа , 2004. -175с.
  2. Илюсизова С.М. Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений. Мектеп, 1989. -235с.
  3. Максимова А.Г. Процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик». М.: Аспект Пресс, 2006.- 201с.
  4. Е.И.Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. М, 2001.-315с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация