ПОЖИТКИНА Н.В., ДМИТРИЕВА Е.Ю., ГОНЧАРОВА Т.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ПОЖИТКИНА Н.В., ДМИТРИЕВА Е.Ю., ГОНЧАРОВА Т.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15351 (дата обращения: 29.09.2017).

Новые социально–экономические условия общественной жизни России и Казахстана, а так же реформирование системы
образования обусловливают целесообразность оценки качества профессиональной подготовки по показателям конкурентоспособности молодых специалистов – выпускников вузов. Стать конкурентоспособными специалистами – это планка будущего живущих уже сейчас старшеклассников.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев считает, что главным критерием оценки успешной интеграции, нашего государства в мировую экономику и сообщество, является достижение такого уровня развития, когда любой гражданин
нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным и конкурентоспособным специалистом. А для этого необходимо, прежде всего, развивать свой собственный
человеческий капитал, и готовить молодых специалистов [1]. Так первое лицо государств демонстрирует заинтересованность в актуальности подготовки конкурентоспособных специалистов из современных старшеклассников. Очевидно, что в логике этих представлений выбор специальности учащимися (профориентация), является важным этапом в подготовке конкурентоспособного специалиста будущего.

Что же мы видим на практике? А на практике трансформируется состав задач профессиональной ориентации, в связи с чем, возникает актуальный вопрос:  «Какие именно качества личности могут служить залогом конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений, источником их дальнейшего познания, будущей активной профессиональной деятельности, самосовершенствования?». Становление субъекта учебно-профессиональной деятельности - один из начальных  этапов профессионализации личности происходит в период юности. Определить свое направление для развития, сделать свой выбор, становится актуальным для человека в юности, в период поиска личностных смыслов и расширения временной перспективы, охватывающей длительные отрезки времени. Несколько десятилетий изучением субъекта в различных ее аспектах занимались такие известные отечественные психологи (С.Л.
Рубинштейн,  Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский).  В настоящее время исследователь Л.М. Митина отмечает,  что психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося конкурентоспособного профессионала в любой области человеческой деятельности выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, мотивация, способность к самоуправлению [3]. Это позволяет нам говорить о наличии актуальной теоретической и эмпирической потребности в изучении специфики мотивационно-потребностной сферы старшеклассников, на наличие которой указывают особенности социализации, личностного и
профессионального самоопределения.

В психологии такие  внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и  др.), определяется как мотивационный профиль. Анализ близких по значению  психологических категорий как направленность личности, внутренняя мотивация и мотивационный профиль, мы представляем в таблице 1.

 

Таблица 1. Общие закономерности и различия между внутренней мотивацией, мотивационным профилем и направленностью личности

 

Общие закономерности

Внутренняя мотивация

Мотивационный профиль

Направленность

личности

внутренние побуждение
индивида, представляет собой устойчивые потребности, установки, интересы,
склонности, идеалы, цели, определяющие направленность активности человека в
профессиональном поведении в целом

Различия

побуждает индивида к
действию с целью улучшить его состояние уверенности и независимости, в
отличие от внешней по отношению к нему цели
это внутренние побуждение и
ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности или
на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности
формируется под влиянием
воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую
человек включен

 

Становление мотивационного профиля  является наименее исследованным фактором в структуре личности. Е. П. Ильин предлагает модель мотивационного профиля, которая доказывает, что успешная деятельность, направленная на достижение конкретной цели, возможна при наличии значимой для человека потребности, которая стимулирует поисковую активность, умения прогнозировать результаты и последствия своих действий в зависимости от выбранного пути, осознанного намерения достичь цели [5].

В данной статье мы решили привести результаты исследование мотивационного профиля юношей и девушек старшего школьного возраста. Объектом, которого выступили учащиеся параллели 11 классов в составе 90 человек, из них
45 юношей и 45 девушек школы комплекса эстетического воспитания № 8 г. Петропавловска. А предметом – мотивационный профиль девушек и юношей старшего школьного возраста (социальные установки, мотивация обучения в ВУЗе). В исследовании использовались: методика В. Э. Мильмана направленная на диагностирование мотивационной структуры личности; методика О.Ф. Потемкиной направленная на диагностику социально-психологических установок
личности в мотивационно – потребностной сфере; методика Т. И. Ильиной направленная на изучение мотивация обучения в вузе. Затем, при помощи U – критерия Манна-Уитни осуществлялось сравнение и анализ данных показателей в группах юношей и девушек. В ходе проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты. На первом этапе исследования мы выявили некоторые устойчи­вые тенденции личности с помощью методики «Диагностика мотивационной структуры личности», автор которой В. Э. Мильман. На основе полученных данных можно составить суж­дение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у юношей, принявших участие в исследовании, в большей степени доминируют такие шкалы как: социальная полезность, общение и творческая деятельность. Для таких старшеклассников характерно стремление реализовать свою социальную направленность посредствам своего увлечения или творческой деятельности, при этом принося пользу обществу. У девушек, принявших участие в исследовании, доминируют шкалы: комфорт, творческая активность и социальный статус. Для таких старшеклассниц  характерно стремление внести разнообразие в свою социальную деятельность, проявляется потребность в определенных параметрах
среды: комфорте, чистоте, бесконфликтности. Так же для наших испытуемых важен их социальный статус, который они
занимают в обществе. На втором этапе исследования мы изучили социально-психологические установки личности в мотивационно - потребностной сфере, с помощью методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» разработанной О. Ф. Потемкиной. В результате было выявлено, что у юношей доминирует шкала установки на альтруизм, как стремление помочь  людям, а у девушек доминирует шкала установки на эгоизм, то есть воля к власти стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении, не желание соглашаться с мнением других. В социально-психологические установки личности в мотивационно - потребностной сфере у юношей и девушек, принявших участие в исследовании, так же выявлены различия. Так у юношей доминирует шкала установки процесс деятельности, это можно объяснить тем, что они обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что «это нужно», активности не проявят. У девушек доминирует шкала установки на результат деятельности, так как для них достаточно сознания того, что они действует так, как с них спрашивают, лишь бы им внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Далее, с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» разработанной Т. И. Ильиной, мы
изучили мотивацию обучения старшеклассников, в связи. Так мы выяснили, что мотивации обучения в ВУЗе, у юношей доминирует шкала «получения диплома», то есть проявляется стремление при­обрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. У девушек доминирует шкала «приобретение знаний», что свидетельствует о любозна­тельности,  интересе к чему – либо новому. В меньшей
степени и у юношей и у девушек преобладает шкала «овладение профессией», то есть стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, в данном случае является наименее важным для испытуемых.

Обобщив результаты исследования, мы приходим к выводу о том, что общая направленность мотивационного профиля и у юношей и у девушек – общежитейская, но её содержание и сущность проявления компонентов имеет ряд различий. На основании полученных данных нам удалось построить мотивационный профиль юношей и девушек старшего школьного возраста принявших участие в исследовании (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Мотивационный профиль юношей и девушек старшего школьного возраста

Компоненты мотивационного профиля

Профиль юношей

Профиль девушек

тенденции личности

социальная полезность

общение

творческая активность

комфорт

творческая активность

социальный статус

социально – психологические установки

установка на «альтруизм»

установка на «эгоизм»

мотивация учения

получение диплома

получение знаний

 

В своей работе мы учитывали, что сознательный и целенаправленный выбор профессии старшеклассниками во многом определяется своеобразием их мотивационно-потребностной сферы, а именно мотивационным профилем. Мы выяснили, то для юношей с общежитейским мотивационным профилем свойственны такие устойчи­вые тенденции
личности как: проявление социальной полезности и общения, альтруизм, установка на результат деятельности и мотив получения диплома, а для девушек с общежитейским мотивационным профилем свойственны такие устойчи­вые тенденции личности как: комфорт и творческая активность, эгоизм, установка на процесс деятельности и мотив получения знаний.

Поэтому, логика  выбора профессии юношами-участниками  исследования,  будет сопряжена со стремлением к признанию и уважению, к реализации своих творческих возможностей; с ориентацией на общение альтруистические ценности и сам процесс деятельности. Учитывая тот факт, что мотивация обучения у юношей направлена на при­обретение диплома при формальном усвоении знаний,  то для них будет характерно стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. Девушки-участницы исследования при выборе профессии будут делать ставку на стремление к комфорту, признанию и уважению, реализации в ней своих творческих возможностей. А социально-психологические установки  девушек на эгоизм  и на результат деятельности,  со стремлением в будущем к наиболее высокому уровню материального достатка, подкрепят их мотивацию обучения и приобретения знаний.

 

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030.  Послание Президента  страны  народу Казахстана «Процветание, безопасность
    и улучшение благосостояния всех казахстанцев». – Алматы: Бiлiм, 1997. –171с.
  2. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от  13.11.2009 http://newworldnews.ru
  3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.– 400 с.
  4. Ильин Е.И. Мотив и Мотивация.  СПб.: Питер, 2001. – 508 с.


Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: