КРЫЛОВА А.Г. УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИХ


КРЫЛОВА А.Г. УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИХ


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/14688 (дата обращения: 02.06.2017).

Главный капитал любой страны –  это люди,  которые владеют современными знаниями и передовыми технологиями,  стремящиеся к инновациям, к саморазвитию и творческой реализации.

Молодежь –  это будущее государства.  Потенциал молодёжи –  это возможность и способность различных групп выполнять совокупность социально-профессиональных ролей и функций в обществе,  активно и творчески относиться к себе,  обществу,  а также окружающей природной и социальной среде. Важную роль в формировании молодежного потенциала играет образовательный потенциал молодого поколения,  который рассматривается как совокупность знаний,  умений и навыков общего и специального характера,  позволяющих заниматься определённым видом профессиональной деятельности.

Образовательный потенциал молодого поколения определяется уровнем и качеством полученного образования, его общей, профессиональной или иной специальной направленностью.

По мнению большинства исследователей,  качество образования включает в себя следующие составляющие:

  • Качество ценностей, целей и норм;
  • Качество условий;
  • Качество процесса: качество содержания образования и качество технологии образования;
  • Качество результата.

Уровень образования определяется успеваемостью студента,  зависящей от различных факторов социально-психического и социально-педагогического характера,  а также от психофизических особенностей самой личности студента. На протяжении многих лет исследователи,  говоря об учебной деятельности студента и её успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Однако сегодня не приходится сомневаться и в том, что успеваемость учащихся зависит и от ряда других факторов.

Цель: Разработка рекомендаций по возможному повышению успеваемости студентов на основе анализа факторов, ее определяющих.

Задачи:

·        Установить объект и программу исследования

·        Собственно исследование

·        По результатам проведенного исследования разработать выводы и рекомендации.

Объектом наблюдения является поток студентов-менеджеров второго курса института экономики.

Программа исследования:

На основе анализа учебной деятельности студента были отобраны показатели, влияющие, на наш взгляд, на успеваемость студентов:

– Средний балл за ЕГЭ, характеризующий базовый уровень знаний.

– Место проживания – характеризует условия, в которых студент имеет

возможность подготовиться к занятиям.

– Финансовое положение семьи. Высокое благосостояние семьи в некоторых случаях снижает стимул студента к получению знаний, навыков, умений. В то же время такая семья может расширить возможности обучения и развития человека.

– Занятие студента после учебы – наличие серьезного увлечения может сократить время на подготовку к занятиям.

–  Цель обучения.  Студент,  выбравший знания основной целью своего обучения может не посещать отдельные,  неинтересные ему занятия,  плохо успевать по ним. Те же студенты,  целью которых является получение диплома о высшем образовании,  часто бывают даже более успешными.

– «Умение использовать знания других».  Неплохая успеваемость при низкой подготовке к занятиям может быть следствием ловкости студента,   умения вовремя и удачно списать.

– Наличие работы – ограничивает время студента на подготовку к занятием, но дает навыки и практику.

Для определения значений факторов, влияющих на успеваемость студентов, было проведено анкетирование студентов-менеджеров 2 курса института экономики (порядка 100 человек). Основанием для регистрации значений факторов стали ответы опрашиваемых. В обработке информации использовались статистические методы. Были рассчитаны коэффициенты корреляции, взаимосопряженности А.А. Чупрова и другие, позволяющие выявить наличие и силу связи между успеваемостью и факторами, влияющими на нее.

Для определения зависимостей между успеваемостью студентов и числом детей в семье, финансовым положением, а также  временем, которое затрачивается на подготовку к занятиям использовался коэффициент корреляции. Он характеризует тесноту линейной зависимости между результатом и соответствующим фактором.

Для определения зависимостей между успеваемостью студентов и полом опрашиваемых, наличием работы или хобби, а также наличием родственников, работающих по той же  специальности были рассчитаны коэффициенты со­пряженности А.А.Чупрова. Данный показатель используется для измерения связи между качественными (атрибутивными) признаками.

В ходе анализа было выявлено, что средний балл за семестр учебного года – 4,07, что говорит о неплохой успеваемости.

Прямое влияние на успеваемость студента оказывает фактор средний «средний балл за ЕГЭ», то есть основы успеваемости в вузе формируются еще в школе.

Фактор «финансовое положение семьи» оказывает следующее влияние на успеваемость: чем лучше студент оценивает свое финансовое положение, тем ниже его успеваемость и наоборот. Как оказалось, многие ленивые студенты учатся в вузе лишь потому, что родители за обучение платят. Учеба студента вуза стоит недешево, деньги из семейного бюджета обычно «выкраиваются», в итоге многим приходится учиться, дабы не разочаровать родителей и не выкинуть деньги «на ветер». Аналогичная мотивация имеет место у студентов, обучающихся на бюджетном месте, если оно им далось с трудом. Стимулом к хорошей учебе является возможность получения стипендии.

Если рассматривать «коммерческих» и «бюджетных» студентов, то первые чаще нацелены именно на получение знаний, приобретение профессии и дальнейшее саморазвитие, вторые же зачастую учатся просто чтобы получить диплом, пожить студенческой жизнью, провести исследование и т.п. Тем не менее, успех в учебе студентов «коммерческих» существенно хуже, чем у «бюджетников».

Были выявлены следующие различия между работающими и неработающими студентами:

• Посещаемость занятий заметно меняется в зависимости от наличия работы у студентов – те, кто заняты на более или менее постоянной работе, в основном появляются лишь в начале и в конце семестра.

• На успеваемость студента работа либо практически не влияет, либо влияет отрицательно. Последнее касается тех специальностей, где учебные программы насыщены лабораторными и практическими занятиями, которые можно успешно выполнить лишь в самом вузе.

• Активность на занятиях. Большинство преподавателей не видят существенных различий в поведении работающих и неработающих студентов на семинарских занятиях. Однако некоторые преподаватели отметили, что работающие студенты более активны в работе на семинарах, а в своих докладах и выступлениях они более конкретны и чаще используют примеры не только из книг, но и из практики.

• Глубина и специфика знаний предмета. По мнению преподавателей, глубина знания студентов экономических специальностей в основном зависит не от факта наличия или отсутствия у них регулярной работы, а от их личностных качеств – пытливости, целеустремленности, организованности.

Принято считать, что у студентов, профессионально занимающихся спортом, часто возникают определенные сложности в учебе, связанные с участием в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, и некоторая часть профессорско-преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе. Однако, регулярные и систематические занятия студентов в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости: независимо от возраста, пола и специализации она значительно выше, чем у незанимающихся.

Следует отметить, что на успеваемость оказывает значительное влияние время, затраченное на выполнение домашнего задания. Также  девушки обычно лучше успевают по учебе. Кроме того,  средний балл успеваемости выше у студентов имеющих работу или имеющих различные виды хобби.

Закон Йеркса-Додсона, утверждает,  что эффективность деятельности человека зависит от силы мотивации, то есть, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.

Без мотивации нет волевой активности,  мотивация является обязательным условием возникновения волевого поведения. Такая активность,  направлена на удовлетворение потребностей.  В нашем случае основным мотивом,  стимулом к хорошей учебе является улучшение финансового положения, получение диплома.

Исследования ряда психологов (Реан А.А.,  Якунин В.А., Мешков Н.И.,  Хекхаузен Х., Узнадзе Д.М. и др.) помогают выявить любопытные результаты. При сопоставлении данных психологического тестирования с данными об уровне учебной успеваемости студентов, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам,  ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет.  Выявилась и другая закономерность: «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта,  а по силе,  качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне,  они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений.  Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные:  для них,  в первую очередь важно избежать осуждения,  наказания за плохую учёбу не лишиться каких-то благ и т.п.

Это позволяет с уверенностью утверждать,  что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний,  умений,  навыков.

Результаты исследования позволяют составить модель успешного студента и сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение учебной успешности студентов, активизацию и интенсификацию учебного процесса.

Под активизацией учебной деятельности студентов следует понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование такого содержания, таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студента в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применение их на практике, направление деятельности студентов на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний.

Необходимо помогать работающим студентам, так как у них нет другого выбора и многие вынуждены работать, чтобы обеспечить себе элементарное существование. Инициатива в этом должна исходить от каждого преподавателя в отдельности, централизованно данную проблему решить невозможно, да и не нужно.

Правильно построенная политика местных властей и Вуза в области стимулирования физической активности населения поможет не только повысить успеваемость студентов и качество системы высшего образования, но и способствовать занятости студентов, пропаганде здорового образа жизни и целеустремлённости.

Так как стимулом студентов к хорошей учебе может быть улучшение финансовых условий их жизни, в том числе за счет получения стипендии, то в связи с этим необходима более сильная  дифференциация  размера стипендии в зависимости от успеваемости.



Все статьи автора «Gingery»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: