ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ЯДЕРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Безвинная Ирина Александровна
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Соискатель кафедры прикладной социологии

Аннотация
Одним из наиболее инновационных направлений развития эффективных методов диагностики и терапии является ядерная медицина (ЯМ). Ядерная медицина является наиболее точной технологией диагностики заболеваний на ранних стадиях. Сегодня во всем мире и в России в частности большое внимание уделяется вопросам развития ядерной медицины.

Ключевые слова: ядерная медицина


PROBLEM OF HUMAN CAPITAL IN THE DEVELOPMENT OF NUCLEAR MEDICINE

Bezvinnaya Irina Aleksandrovna
Russian State University for the Humanities
Applicant of Department of Applied Sociology

Abstract
One of the most innovative areas of the development of effective methods of diagnosis and therapy is a nuclear medicine (NM). Nuclear medicine technology is the most accurate diagnosis in the early stages. Today, all over the world and in Russia in particular, great attention is paid to the development of nuclear medicine.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Безвинная И.А. Проблема человеческого капитала в развитии ядерной медицины // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/04/11245 (дата обращения: 10.04.2024).

Основными ключевыми проблемами, сдерживающими как терапевтический, так и диагностический секторы ядерной медицины России являются:

-        относительно высокая стоимость медицинских исследований и процедур диагностики (не оплачиваются страховыми компаниями ОМС и ДМС);

-        отсутствие своевременной модернизации радиодиагностического оборудования;

-        избыточное регулирование со стороны разрешающих и контролирующих органов;

-        низкий уровень информативности – не известность методов ядерной медицины среди врачей и населения

-        недостаточная пропаганда и недостаток образовательных и ознакомительных программ в СМИ (например, «Что такое ядерная медицина?» или «Мы живем в радиоактивном мире»). Ядерная медицина – звучит страшно.

-       ограниченное число специалистов в области ЯМ. Специалисты такого плана растут очень медленно.

 

Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс ор­ганизации.

Именно информация, которой владеет человек, и его способность и готовность поделиться ею определяют ценностный человеческий потенциал. Сегодня сведения и люди связаны между собой – одно не может с полной отдачей работать без другого. Сотрудники нуждаются в своевременных, существенных, и – самое главное – организованных сведениях больше, чем в огромных зданиях и в колоссальном количестве оборудования.

 

Рассмотрим проблему человеческих ресурсов в ядерной медицине подробнее на основе руководства выпущенного МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) в 2006 году (1). В этом руководстве рассматривается процесс подбора персонала, обучения, аттестации, обратную связь и консультирование. Все они требуют тщательного обдумывания, инновационного подхода и внимания к деталям.

 

Авторы работы считают, что эффективное управление – залог успеха любого предприятия, и ядерная медицина не исключение. Центральным ресурсом, притягивающими в предприятие все прочие, будь то материальные или же финансовые ресурсы, являются люди, и их стратегическое значение и в коем случае нельзя недооценивать.

Человеческие ресурсы охватывают общие знания и навыки, талант и творчество, работоспособность в конкретной организации, взгляды и ценности ее сотрудников. Никакое развитие невозможно без надлежащего планирования – планирование является необходимым условием для развития и человеческих ресурсов в том числе. В сфере ядерной медицины такое планирование позволит выполнять текущие задачи, учитывая требования совершенствующихся технологий и расширяющихся программ, путем либо сокращения увольняющихся или выходящих на пенсию сотрудников, либо расширения штата, в зависимости от конкретной ситуации.

Таким образом, цель планирования кадровой политики в области ЯМ есть оптимизация штата, расширение и развитие, подготовка ЯМ к неизбежному столкновению с изменениями.

Также, по мнению авторов, важную роль играет стратегическое мышление. Необходимо определить цели предприятия ЯМ, чтобы спрогнозировать его будущие запросы. Сравнивая текущие человеческие ресурсы и требуемые впоследствии, можно выявить недостатки или пробелы в компетенции сотрудников и обеспечить принятие соответствующих мер. Правильный анализ работы способствует четкому разделению обязанностей и возможности избежать ненужного дублирования и параллелизма действий. Подобные меры послужат хорошей основой для реалистичного и, прежде всего, практичного планирования штата. Важно при этом ставить практичность превыше совершенства.

Конечной целью развития персонала авторы ставят размещение нужных людей в нужное время на нужной должности, дабы задействовать весь потенциал работников на благо организации. Работник не просто закрывает конкретную вакансию и рассматривается как некий ресурс, но и обеспечивается защитой своей чести и достоинства

ЯМ, как показывает практика, не располагает четкими стандартами для подбора персонала. А значит должен быть разработан какой-либо минимальный стандарт для каждой действительной должности в каждой категории. Эти стандарты будут обязательны для всех больниц, медучреждений и клиник, предоставляющих услуги ЯМ для лечения пациентов. Помимо минимальных стандартов работодатель обязан подготовить детальный анализ рабочей деятельности, характерной для каждой должности в области ядерной медицины, включая краткое и четкое описание работы, спецификацию и должностные обязанности. Также должны быть определены производственные стандарты, разработаны модели индивидуального соответствия профессиональным требованиям, связанные с каждой конкретной позицией. Эти стандарты и модели послужат эталонами для сравнения фактических показателей сотрудников, и будут являться важным фактором при аттестации, обратной связи и консультации персонала. Сбор и кодификации данных по подбору сотрудников на национальном уровне должны привести к формированию принципов найма персонала, которые станут руководством к действию для всех тех, кто на практике занимается ЯМ в отдельно взятой стране.

Процесс набора персонала должен отражать цели и ценности организации. Профессиональный опыт и последовательность действий имеют решающее значение в процессе выбора, так как без людей, соответствующих той или иной позиции, мало шансов на успех.

Авторы отмечают, что путем соотнесения фактических показателей каждого работника и согласованных стандартов производительности, можно определить потребности в обучении того или иного человека. Тренинги должны проводиться только с полного согласия будущих стажеров, индивидуальные способности и возможности которых следует ставить на первое место. Под обучением следует понимать повышение квалификации и разработку схемы личного развития. Программа обучения обеспечит конкретные планы действий и новые направления для решения проблем в будущем, отвечая как цели своего создания, так и потребностям работника. А значит необходимо конструктивное участие стажеров в разработке учебной программы.

Схема обучения для различных категорий ЯМ варьируется от получения Диплома в области ЯМ (DRM), Диплома Национального совета (DNB) или Докторской степени (MD) в области ядерной медицины до диплома одногодичных курсов в области медфизики или диплома в области методов ЯМ (Diploma in Medical Radioisotope Techniques, DMRIT). Следует дополнить базовую подготовку специальной, которая зависит от потребностей общества и человека. Обучение ЯМ является непрерывным процессом.

Хорошее планирование и организация гарантируют отсутствие трудностей при обеспечении непрерывного образовательного процесса и подготовки всех категорий специалистов, при необходимости прибегая к услугам существующих учебных центров. Периодические аккредитации специалистов в области ядерной медицины посредством приемлемой процедуры оценки должны стать частью непрерывного образования и подготовки кадров для ядерной медицины, таким образом, не только обеспечивая своевременные знания и навыки, но и повышая состояние морального духа и уверенности в себе.

Подобные аттестации следует проводить периодически, дабы позволить организации отслеживать рост и развитие сотрудника в течение определенного периода времени. Аттестация также способствует планированию дальнейших потребностей в обучении. Положительная обратная связь и консультации выявят любые недостатки или негативное отношение, оба эти фактора рассматриваются в качестве помощи обучению и развитию.

В обучении медицинских специалистов авторы руководства сочетают профессиональную общеврачебную и специальную подготовку в области ЯМ.

В отрасли ЯМ они выделяют ключевую роль врачу, которого иначе называют «медик-ядерщик».

Ядерная медицина является многопрофильной практикой, и подготовка врачей крайне важна для правильного функционирования отделения ЯМ. Однако в большинстве стран не существует отдельных академических учреждений, предоставляющих образовательные услуги, необходимые врачам ЯМ.

В область ответственности врача-ядерщика входит:

—Выявление причин обращения пациента за помощью с точки зрения самого пациента и клинического врача;

—Определение и организация соответствующих тестов и протоколов;

—Адаптация протоколов к потребностям пациента и его состоянию;

—Оценка состояния и медицинское вмешательство при необходимости (физиологическое, фармакологическое или психическое напряжение);

—Корректирование анализа исследования и его интерпретация в зависимости от клинических данных;

—Интерпретирование результатов анализа и их клинических, биологических и патологических последствий;

—Проведение дальнейших консультаций пациента;

—Обеспечение безопасности пациента и персонала;

—Обеспечение подготовки (обучения) технического и младшего медицинского персонала.

Практикующий врач в области ядерной медицины обязан обладать фундаментальными медицинскими знаниями. Также крайне желательна аспирантура в направлении ядерной медицины.

Но, чтобы обеспечить полноценную медпомощь ЯМ, ответственные лица должны признать необходимость хорошо подготовленных специализированных врачей-ядерщиков.

Авторы руководства пишут, что власти большинства стран сходятся во мнении, что существование отрасли ЯМ без квалифицированных сертифицированных врачей сомнительно как этически, так и юридически.

Программа их обучения должна включать следующие компоненты:

(а) Квалифицированные педагоги, которые являются профессиональными практикующими врачами ЯМ;

(б) Врачи, желающие сделать карьеру в области ядерной медицины;

(в) Утвержденный учебный план;

(г) Разработка механизмов контроля преподавателей;

(д) Создание механизмов контроля и оценки слушателей.

Также некоторые страны могут согласовать требования по подготовке специалистов, другие – принять систему непрерывной оценки на протяжении всего курса обучения и/или окончательной оценки.

Успешные учащиеся награждаются дипломом или степенью, свидетельствующей о прохождении ими курса. И то, и другое должно признаваться правительством, местными органами здравоохранения и больницами как подтверждение компетенции специалистов в области ядерной медицины.

Специалисты ЯМ должны иметь четкое понимание общей терапии и неотложной медицинской помощи: реанимации, хирургии, гинекологии, педиатрии и психиатрии. Ядерную медицину нельзя расценивать как последнее пристанище врача в больнице, так как все отделения больницы в той или иной степени нуждаются в услугах ядерного медицины.

Общая профессиональная подготовка в области ядерной медицины ориентирована на врачей, получивших квалификацию и обладающих минимум годом опыта работы штатным медицинским или хирургическим врачом, но еще не зарегистрированных в качестве практикующих врачей. Для этого, по согласованию с национальным образовательным органом, необходимо работать в течении минимум двух лет клиническим врачом. В течение этого периода врач должен принимать непосредственное участие в уходе за больным и накапливать опыт в различных клинических областях. В идеале, не менее, чем три четверти времени клинической практики должен охватывать опыт приема и ведения острых клинических случаев, не менее шести месяцев уходит на приобретение опыта «не выборочной» скорой помощи, то есть выезд минимум на четыре вызова в дней в течение одного месяц. Дальнейшее полугодовое назначение в отделение радиологии рекомендуется стажерам, не планирующим продолжение карьеры в радиологии.

 

Авторы руководства выделяют следующие требования к поступающим:

Срок обучения для аспирантов ЯМ 4 года после получения общего медицинского образования. Обучение в диагностической радиологии обычно занимает четыре года, пятый год посвящен специальности обучения в таких областях, как магнитно-резонансная томография (МРТ), УЗИ, рентгеновская компьютерная томография (КТ) или ядерная медицина.

Национальные органы здравоохранения (НСЗ) в каждой стране несут ответственность за обучение медицинских специалистов. НСЗ может передать эту ответственность ответственным органам. Руководство из обучающей организации должны посещать центры подготовки специалистов по ЯМ для обеспечения наличия квалифицированных специалистов в области ЯМ. Эти визиты должны определять соответствует ли оборудование требованиям учебной программы, что обучающиеся имею достаточный доступ к информации на сайтах и в библиотеках. Важно обеспечить наличие средств на проживание, питание и покупку книг. Если указанные условия не могут быть удовлетворены национальной властью, то следует рассмотреть вариант отправки учащегося центра за пределы страны. После специализированного обучения за рубежом стажеру должно быть предоставлено место, где он сможет наилучшим образом использовать свои недавно приобретенные знания.

Каждая учебная программа должна содержать стандарт, по которому

прогресс стажера может быть оценен для каждого элемента курса. Это может осуществляться с помощью интервью, письменного документа, набором вопросов с множественным выбором, или устный экзамен. Непрерывная оценка является еще одной альтернативой. К концу каждого года оценка должна нести счет, который показывает, насколько кандидат прогрессировал от поставленной цели.

Авторы обращают свое внимание на узкоспециализированное обучение специалистов по следующим отраслям:

 

1) Ядерная кардиология

Доказано, что ядерная кардиология – экономически эффективный метод для оценки состояния пациентов с подозрением на ишемическую болезнь сердца.

Ядерная кардиология представляет собой сверхспециальность, в которой для диагностики и терапии в области кардиологии используются различные методы ядерной медицины. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Обучение сосредоточено на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной кардиологии, а также аспектах гарантии качества.

 

2) Эндокринология

Ядерная эндокринология использует методы ядерной медицины в диагностических и терапевтических целях для лечения пациентов с аномальной гормональной секрецией. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели знакомятся с обязательными, дополнительными и селективными технологиями и методами ядерной эндокринологии, а также связанными с ними аспектами гарантии качества.

Наиболее традиционным и оправдывающим себя методом ядерной медицины является комплексное лечение пациентов с гиперактивностью щитовидной железы или раком щитовидной железы. Клиническое обследование щитовидной железы есть ключ к ее лечению. Пациентам с диагнозом вероятного гипертиреоза требуется клиническая оценка, полное обследование, анализы крови и лечение. Им необходимы консультации о возможном влиянии лечения на супругов, детей, родственников и друзей. Контроль амбулаторного и стационарного введения радиоактивного йода должен проводиться безопасным и надежным способом. За лечением следует дальнейшее наблюдение пациента.

 

3) Ядерная онкология

Ядерная онкология использует методы ядерной медицины в диагностических и терапевтических целях. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной онкологии, а также связанных с ними аспектами гарантии качества

 

4) Ядерная неврология

В ядерной неврологии методы ядерной медицины используются в целях диагностики и исследования. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной неврологии, а также связанных с ними аспектами гарантии качества.

 

5) Ядерная нефро-урология

В ядерной нефро-урологии методы ядерной медицины используются в целях диагностики и исследования мочеполовой системы. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной урология, а также связанных с ними аспектами гарантии качества.

 

6) Респираторная медицина

Методы ядерной медицины используются в целях диагностики и лечения легких и дыхательной системы в респираторной медицине. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной урология, а также связанных с ними аспектами гарантии качества.

 

8) Гастроинтестинальная ядерная медицина

Ядерная медицина применяется для лечения пищеварительной системы. Гастроинтестинальная ядерная медицина включает в себя множество областей специализации, в которых для диагностики и лечения заболеваний гепатобилиарной системы, поджелудочной железы, пищевода, желудка, кишечника и толстой кишки используются различные методы ядерной медицины. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной урология, а также связанных с ними аспектами гарантии качества.

 

9) Ортопедическая ядерная медицина

Ядерная медицина широко используется для диагностики и терапевтического наблюдения нарушений в костях, суставах и мышцах. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах лечения костно-мышечной системы, а также связанных с ними аспектами гарантии качества

 

10) Ядерная гематология и инфекционные заболевания

Ядерная медицина широко используется для диагностики и терапевтического наблюдения пациентов с гематологическими и/или инфекционными заболеваниями. Подать заявку на эти курсы могут только врачи, получившие квалификацию в области ядерной медицины. Слушатели курса сосредоточатся на обязательных, дополнительных и селективных технологиях и методах ядерной медицины этого направления, а также связанных с ними аспектами гарантии качества.

 

В ряде стран, где ядерная медицина уже находится на стадии наличия постоянного спроса на ее специалистов, создаются специализированные курсы. Содержание таких курсов может различаться, однако обычно в них входят следующие опции:

(а) Полноценная очная сертификация, диплом или степень после окончания курсов ЯМ;

(б) Курсы направлены на обучение диагностической визуализации (рентгенография), содержащей важный компонент ядерной медицины;

(в) Внедрение подобных курсов позволяет обеспечить плавный переход из других дисциплин в область ЯМ;

(г) Краткий курс повышения квалификации

Идея создания таких курсов возникает, как правило, в течение нескольких лет по мере развития ЯМ. Обычно все начинается с введения курсов неполной сертификации, которые впоследствии вырастают до полноценной программы. Параллельно с этим создаются профессиональные сообщества технологов, также возрастает количество представителей ЯМ в сообществах более широкого спектра.

Авторы отмечают, что во многих странах создание специализированных курсов и развитие ЯМ происходит довольно медленно. Трудность заключается в отсутствии необходимого количества людей, способных преподавать ядерную медицину, при наличии определенного спроса на новые кадры еще до открытия курсов. Большинство людей, обладающих подходящей квалификацией, уже имеют полную занятость в клинической практике с применением ядерной медицины, у них нет времени на преподавание.

Кроме того, небольшие клинические отделения, часто географически удалены от изначально основанных центров, и посещение лекций становится крайне неудобным для студентов. Небольшое количество студентов объясняется медленной текучестью кадров в имеющихся отделениях. В некоторых странах ядерная медицина развивалась и без создания специализированных курсов: опыт применения новых технологий накапливался в процессе работы. В результате чего, большое количество специалистов не получило никакого формального образования в области ядерной медицины.

Ядерная медицина – развивающаяся отрасль науки.

Во всем мире возрастает объем оказания комплексных услуг в области ЯМ и обращений к соответствующим врачам. Широкий диапазон и эффективность этих процедур, как при диагностике, так и при лечении, приобретают все большее признание и благодарность. Использование ЯМ в рамках стандартного ухода за пациентами помогает соблюдать поистине невыполнимые требования. Централизация ядерной медицины и радиофармацевтических услуг образует звездообразную сеть. Это означает, что пациенты, могут быть обследованы в периферийной больнице, а затем полученные данные передаются на центральный пункт для анализа и составления отчетности. Подобная концепция в особенности применима в вопросах передовых технологий. Будущее ЯМ зависит от высокой скорости передачи изображений.

Ядерная медицина – одна из областей, которая получит наибольшую выгоду от достижений в области информационных технологий, в частности путем широкого использования персональных компьютеров и Интернета. В настоящее время многие центры ЯМ полностью перешли на цифровой формат работы, чтобы обеспечить обмен файлами клинических исследований, телеконсультаций, удаленной отчетности, проведение совместных научных исследований и дистанционного обучения через системы передачи и архивации изображений в целях повышения эффективности. Это, в свою очередь, позволит врачам-ядерщикам оказать помощь коллегам, которые работают в недавно открытых центрах или в отдаленных районах. Такого рода практика является экономически эффективной и имеет неплохое будущее в плане содействия распространению ЯМ, особенно в развивающихся странах. Главным элементом телерадиационной медицины является передача изображений через Интернет. Самая простая практика ТРМ предполагает наличие двух сайтов: для сбора информации (получения изображения) и его интерпретации. В целях предоставления дополнительной информации на сайте сбора необходим цифровой пленочный сканер, дабы обеспечить возможность сравнения данных рентгена, КТ или МРТ.

В странах с развитой сетью ЯМ сайты должны иметь одинаковые системные конфигурации для обеспечения основной совместимости и взаимодействия, позволяющих получить изображение, провести анализ и интерпретацию данных. Особенно важно обеспечить постоянную конфиденциальность данных пациента.

Интернет предоставил ряд новых возможностей для получения знаний в области ядерной медицины с помощью дистанционного обучения. Университеты, научные сообщества и международные организации могут разместить для быстрого доступа и скачивания ряд учебных материалов, таких как слайд-шоу, мультимедийные пакеты обучения, соответствующие учебники и документы, файлы ситуационных исследований. Данные учебные пособия окажутся полезны, как для общего образования, так и для профессионального совершенствования в области ядерной медицины. Путем адаптации этих материалов, сотрудники смогут разработать собственные пакеты обучения, необходимые для достижения своих личных целей. Образовательные ресурсы могут также сохраняться на CD-дисках или других универсальных запоминающих устройствах, и быть, таким образом, доступными при работе на любой стандартной компьютерной системе. Особенно полезной данная опция представляется в случаях отсутствия подключения к Интернету или слишком низкой скорости телефонного подключения для передачи изображений.

Достижения в области телекоммуникаций открыли новые горизонты для развития ядерной медицины во всем мире. Телерадиационная медицина продолжит стремительное развитие по мере решения таких важных проблем, как лицензирование, стандарты, оказание льготных услуг, врачебная тайна, телекоммуникационная инфраструктура и затраты. Рентабельность проекта и его масштабное воздействие непременно определят ЯМ как весьма полезное средство в медицине, в особенности это касается развивающихся стран.

Авторы уверены, спектр и качество услуг улучшится.

Отделения ядерной медицины будут отвечать международным стандартам качества ISO, как для  приема пациентов, так и для окружающей среды. В свою очередь, это способствует проведению аккредитации не только для сотрудников с целью повышения уровня их образованности, но и для оценки качества оборудования и документации пациентов и процедур. При условии вовлечения в процесс развития ЯМ более сложных методик, все члены команды ЯМ, от врачей до технологов, от физиков до фармацевтов-ядерщиков, ощущают всю сложность задачи, стоящей перед ними.

А значит, необходимы интенсивное и экстенсивное обучение и улучшение программы непрерывного образования и практика, все это обеспечит наиболее точные результаты и устойчивое развитие ЯМ. В большинстве стран ядерная медицина недостаточно развита. Как любит говорить Др. Г.Н.Вагнер младший: “Ядерная медицина – самая тщательно скрываемая тайна во всей медицинской сфере”. Это означает, что специалисты и ученые ЯМ должны старательно работать, чтобы распространить знание о ЯМ, это способствует широкому применению ядерных методов. Эмпирическая медпрактика становится стандартом во всем мире, а отдельные практики и институты все чаще включают ЯМ процедуры в процессы диагностики и лечения. Необходимо также акцентировать внимание на вопросе стоимости, дабы избежать излишней дороговизны обследований, кроме того, важно продемонстрировать безвредность малых доз радиации, используемых в большинстве процедур.

Университеты, общества и ассоциации ядерной медицины, коммерческие компании, и такие международные организации, как МАГАТЭ, могут сыграть важную роль в отношении всех перечисленных аспектов. Взаимодействие ключевых организаций ядерной медицины и МАГАТЭ, а также использование электронных журналов улучшат контакты между специалистами-практиками в области ядерной медицины, особенно это касается развивающихся стран.

У ЯМ светлое будущее. И только объединенные усилия специалистов, исследователей и государства  сделать это будущее реальным.


Библиографический список
  1. Nuclear medicine resources manual. — Vienna : International Atomic Energy Agency, 2006.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «bez_irishka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация