ТРОФИМОВА Е.В. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. СТРАТЕГИЯ 2020


ТРОФИМОВА Е.В. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. СТРАТЕГИЯ 2020


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10787 (дата обращения: 02.06.2017).

Введение
Когда мы говорим о миграции, может подразумеваться любая миграция – социальная, политическая, экономическая, но когда мы говорим о миграционной политике России, речь в первую очередь идет о трудовой миграции из стран СНГ и стран Балтии.
Россия столкнулась с миграционными проблемами 20 лет назад. После распада СССР государственно-политическая и социально-экономическая системы разрушились, соответственно, разрушился и механизм регулирования демографических процессов. Сложившиеся экономическая и демографическая ситуации в стране обуславливают все новый приток рабочей силы. Так, в некоторых регионах труд иностранных граждан становится структурообразующим составляющим экономики.
Исходя из результатов проведенных исследований, Собольников В.В. выделяет ряд положений, которые раскрывают причины данной проблемы:
1) Причинами и условиями, порождающими незаконную миграцию, является экономическая привлекательность России, отсутствие с рядом стран визового режима (Казахстан, Таджикистан и др.); реальный спрос на дешевую низкопрофессиональную рабочую силу; несовершенство миграционного законодательства на постсоветском пространстве; недостаточная правовая основа противодействия незаконной миграции и необходимого миграционного взаимодействия.
2) Основной поток мигрантов составляет международная, незаконная трудовая миграция, которая характеризуется определенным стандартом процесса миграции в Россию: образец поведения просматривается в том, что после въезда одного из мигрантов и изучения им ситуации приезжают в последующем его родственники и близкие. В результате на территории России формируются места пребывания, заселения представителями, имеющими не только этническую, но и кровнородственную связь.
3) Уголовная статистика России не отражает реального состояния преступности мигрантов. Высокая латентность противоправной деятельности обусловлена характером неконтролируемой миграции. Незаконные мигранты вследствие неблагоприятных условий постепенно “уходят” в теневую, полукриминальную сферу деятельности, втягиваясь в криминал в составе этноорганизованных групп.
Как пишет Орешкин В.А., Россия превратилась в, своего рода, буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 – 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия – 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек.
Как мы видим, проблема правового регулирования миграции в России очень актуальна, и эта актуальность будет только возрастать.
Нынешняя миграционная политика России
На данный момент, базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В него неоднократно вносились изменения, связанные с новшествами в миграционной политике государства и смягчением условий пребывания иностранцев в России.
Согласно действующему законодательству, временно пребывающий в России иностранец может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, который выдал ему разрешение на работу, а временно проживающий – на территории субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание. Порядок получения разрешительных документов для осуществления иностранцами трудовой деятельности регулируется тем же Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».
Трудоустройство иностранных граждан из стран с безвизовым режимом проще, чем из других стран – работодателю не нужно оформлять приглашение на въезд. Все, что должен сделать работодатель – это уведомить территориальный орган миграционной службы региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения о привлечении на работу иностранных граждан в течение десяти дней с момента заключения трудового договора. Важным моментом является вопрос здравоохранения – если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями, ВИЧ.
С ноября 2006 года (за исключением отдельных положений, которые вступили в силу 15 января 2007 года) ужесточилась ответственность для работодателей, не оформивших иностранных работников должным образом. Так, например, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения. Существует определенный ряд условий, упрощающих процедуру принятия гражданства. Например, в соответствии со статьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территории России, гарантируется упрощенный порядок приобретения гражданства.
Для лиц, состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет, не предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства, но установлен сокращенный срок проживания, необходимый для приема в гражданство Российской Федерации, – один год.
Стратегия 2020
28 апреля этого года при поддержке Российской Академии Народного Хозяйства и Государственного Управления состоялось совместное заседание глав экспертных групп по обновлению «Стратегии-2020». Свое выступление директор Федеральной Миграционной Службы Константин Ромодановский начал с цитаты Фрэнсиса Бэкона – «для процветающего государства необходимо цивилизованное перемещение людей и товаров».
С точки зрения Миграционной Службы «во главе угла должны стоять интересы российских граждан», а у мигранта должны быть свои права и обязанности. В целом миграция должна быть экономически выгодна всем. ФМС должна создавать условия для осуществления трудовой деятельности и для длительного пребывания приезжих, но, в то же время, изменения в законодательстве должны происходить нечасто, что бы не создавать лишнюю путаницу.
Стратегия 2020 – стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. Она включает в себя 21 экспертную группу. 7 группа называется «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и состоит из ректора НИУ ВШЭ Кузьминова Я.И., ректора Московской школы управления “Сколково” Волкова А.Е. и проректора НИУ ВШЭ Четверниной Е.А.
В официальных источниках на данный момент есть только обозначенные приоритетные направления миграционной политики. Направления следующие:
1) Экономическая иммиграция
2) Воссоединение семей
3) Гуманитарная постоянная миграция
4) Региональные программы постоянной миграции
5) Временная миграция
6) Учебная миграция
Изучив все материалы заседаний и интервью этой экспертной группы, а также директора ФМС, я могу резюмировать следующие предложения согласно выделенным направлениям:
1) Изменение фокуса миграционной политики – с правоохранительной направленности на социально-экономическую. Создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и инноваторов
2) Создание гражданского Министерства по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям, единого ведомства, отвечающего за миграционную политику
3) Дифференциация миграционных потоков
4) Разделение мигрантов на 4 категории: высококвалифицированных специалистов и членов их семей, на студентов и ученых, на квалифицированных исполнителей и на работников без определенной квалификации (сохраняются все ограничения по въезду и выезду, введение ограничения на въезд семей и адаптационные программы)
5) Замена разрешения на временное проживание системой видов на жительство с учетом бальных критериев. Баллы будут начисляться по девяти категориям, в частности: возраст, образование, уровень владения русским языком, стаж работы по специальности, профессиональный опыт, предложение и прежняя работа в РФ, наличие родственников и жилья в стране. Наибольший вес в баллах имеют возраст (от 21 года до 45 лет – 20 баллов) и наличие ученой степени (18 баллов).
6) Создание институтов убежища
7) Запрещение «выдворения» мигрантов из страны(нужно, прежде всего, не допускать, чтобы нелегалы были в России. «Выдворение» одного нелегального рабочего обходится примерно в 30 тысяч рублей и происходит за счет налогоплательщиков)
8) Повышение уровня образования трудовых мигрантов
9) Устранение моноэтнических школ
10) Начисление пенсий трудовым мигрантам
11) Взимание страховых взносов с мигрантов
12) Привлечение НКО к проблемам трудовой миграции
13) Введение нулевой квоты для граждан Таджикистана

Выводы
В силу множества причин вопрос миграционной политики в России стоит очень остро – растет недовольство населения, а существующая система регулирования этих вопросов не справляется. Все понимают, что России необходимы перемены.
По сути, «Стратегия 2020» – одна из многих программ партии «Единая Россия», правда, в отличие от других программ и программных документов – эта не оформлена в виде отдельного законченного документа, хотя первое упоминание о ней было еще 2008 году. Тем не менее, те предложения, которые представили экспертная группа №7 и директор ФМС, внушают доверие, так как они базируются на основе тщательно спланированных социологических исследований, отражающих реальную картину мира.
На мой взгляд, некоторые положения, в частности бальная система, вряд ли будут воплощены в жизнь по той простой причине, что их сложно реализовать, а так как они не являются базовыми, возможно, впоследствии, они будут исключены из рассмотрения.

Не смотря на это, многие идеи имеют хорошие шансы воплотиться в жизнь. Предполагаемые нововведения должны увеличить правовую и социальную защищенность граждан, при чем как мигрантов так и титульного населения, в частности, за счет повышения социальной и экономической ответственности работодателей перед мигрантами с одной стороны , и перед экономико-правовой системой российского государства (учет, контроль, налоги и т.д.)
Также, большое внимание уделяется ассимиляции мигрантов (по новой классификации – работников без квалификации). Планируется повышать уровень их образования, начислять пенсии и взимать страховые взносы. Устранение моноэтнических школ будет способствовать более успешной ассимиляции детей мигрантов.
В связи со сложившейся в России демографической ситуацией (в период с 1992 по 2010 года естественная убыль населения России составила 13,1 млн человек). Планируется повысить компенсацию за счет за счет миграционного обмена. Причем, приоритет будет у высококвалифицированных работников. Для того, что это стало реальным, будет повышаться качество условий труда.
В целом новая миграционная политика будет направлена на социально-экономическую сферу, а не только на правовую. Эта приоритетная направленность будет способствовать росту экономического потенциала, снижению социальной напряженности в обществе, причем, как в целом, так и в мигрантском сообществе, что не может благотворно не отразится на существующем положении дел.

Библиография
1. Александров Д.А. «Стратегия-2020»: Моноэтнические школы для детей мигрантов – ошибка государства. РИА-новости. 12:41 26/10/2011
2. Белобородов И. И.Демографическая ситуация в России в 1992—2010 гг. Два десятилетия депопуляции // Демография.ру. 30.06.2011.
3. Власова Н.И. В 30 тыс. рублей обойдется выдворение одного нелегала – эксперт. РИА-новости. 12:18 15/11/2011
4. Власова Н.И. В 30 тыс. рублей обойдется выдворение одного нелегала – эксперт. РИА-новости. 12:18 15/11/2011
5. Власова Н.И. Заседание ЭГ №21 «Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве» по доработке «Стратегии-2020». Стратегия-2020: В России необходимо создать Министерство по миграции. РИА-новости. 16:21 02/11/2011
6. Дайджест исследования «Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России». Автономная некоммерческая организация «Международное агентство содействия сотрудничеству предприятий малого и среднего бизнеса «ОПОРА-ДРУЖБА»
7. Денисенко М.Б. Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
8. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства участника Договора от 29 марта 1996 года
9. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
10. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
11. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
12. Назаров В.С. Взимание страховых взносов с мигрантов повысит занятость россиян – Назаров. РИА-новости. 15:58 03/11/2011
13. Орешкин В.А. Иммиграционная политика России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 11. С. 49.
14. Поставнин В.А. Поставнин: Начисление пенсий мигрантам повысит количество нелегалов. РИА-новости. 17:27 03/11/2011
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 г. Москва О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации
16. Редичкин А. Концепция миграционной политики заработает через год – Ромодановский. РИА-Новости. 18:16 28/04/2011
17. Ромодановский К.О. Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
18. Собольников В.В. Незаконная миграция в системе координат России // Незаконная международная миграция как угроза всеобъемлющей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое обеспечение сотрудничества России и приграничных стран: Материалы Международного теоретического семинара / Науч. ред. проф. А.И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 132 – 136.
19. Ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
21. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
22. Четвернина Т.Я. Разработка новых подходов к миграционной политике. РИА-новости. 20:32 11/04/2011
23. Шевенчко М. НКО необходимо привлекать к решению проблем трудовой миграции – эксперт. РИА-новости. 17:44 29/09/2011



Все статьи автора «Екатерина Трофимова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: