ДАНЮШИНА Ю.В. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


ДАНЮШИНА Ю.В. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10502 (дата обращения: 30.09.2017).

Ю.В.Данюшина

д. филол.н., профессор ГУУ (Москва)

 

В современных условиях новых геополитических, социально-экономических и технологических вызовов, встающих перед российским обществом, в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий неизбежно формируется социальный заказ на качественно новый уровень коммуникативной подготовки будущих руководителей и специалистов в рамках вузовского образования.

Предлагаемая концепции предусматривает создание комплексной системы интегрированной коммуникативной подготовки студентов всех управленческих специальностей в вузе («Менеджмент», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и др.), с учетом требований организационной структурированности и методологического единства в осуществлении профессиональной коммуникативной подготовки студентов управленческих специальностей: от базовых общетеоретических – к высоко специализированным дисциплинам, в единой последовательной системе.

Концепция основывается на принципах системного подхода к формированию коммуникативных компетенций будущих управленцев и предполагает последовательное изучение комплекса коммуникативных дисциплин на всех курсах бакалавриата, магистратуры и специалитета всех управленческих (менеджерских) специальностей, а именно:

1-й курс бакалавриата:  Основы теории коммуникаций,

2-й курс бакалавриата, специалитета:  Деловое общение и риторика,

3-й курс бакалавриата, специалитета:  Коммуникации в управлении (управленческая коммуникология),

4-й курс бакалавриата, специалитета или 1-й курс магистратуры:   Коммуникационный менеджмент, инжиниринг и аудит.

Ниже представлено краткое тематическое содержание блоков дисциплин.

Блок 1. Основы теории коммуникаций включает в себя следующие темы:

Теория коммуникаций  в современной научной парадигме

Основные этапы развития теории коммуникаций

Социологические и психологические модели коммуникации

Семиотические модели коммуникации

Модели психотерапевтической коммуникации

Модели мифологической и  аргументирующей коммуникации

Современные теоретические концепции коммуникаций

Коммуникативный процесс

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций

Коммуникации в группах

Массовые коммуникации

Корпоративные коммуникации

Политические коммуникации

Публичные коммуникации

Межкультурные коммуникации

Блок 2. Деловое общение подразумевает изучение следующих тем:

Введение в деловое общение. Основные характеристики общения

Анализ структуры делового общения

Личность в деловом общении

Типологические характеристики личности в деловом общении

Изучение личности делового партнера по невербальным признакам

Основные формы делового общения

Споры и конфликты в деловом общении

Стрессы в деловом общении

Психологическая составляющая делового общения

Универсальные этические нормы и психологические принципы делового общения

Этикет в деловом общении

Документационное обеспечение делового общения

Деловое общение и карьерный успех

Деловое общение при обслуживании клиентов

Современная российская и международная деловая риторика и культура деловой речи

Аргументация и полемическое мастерство

Коммуникативная и функциональная риторика.

Блок 3. Коммуникации в управлении (управленческая коммуникология) включает в себя следующие темы:

Предмет и базовые аспекты управленческой коммуникологии.  Деловая коммуникация, ее сущность и характеристики

Исторические вехи возникновения и развития коммуникологии. Развитие теорий информации и коммуникации

Прикладные модели коммуникации в управлении. Коммуникативная структура организации.

Типы, виды, функции, средства коммуникаций. Средства делового коммуникативного взаимодействия. Структура коммуникативного процесса.

Устные и письменные деловые коммуникации. Публичное выступление руководителя. Невербальные коммуникации в бизнесе

Управление коммуникативным процессом. Социологические  доминанты коммуникации. Переговоры и убеждение.

Руководитель как коммуникативная  личность. Коммуникатор и коммуниканты в контексте управления. Психология деловых коммуникаций.

Структура и содержание управленческой коммуникации. Семиотика языка / дискурса руководителя. Восприятие.

Деловая лингвопрагматика. Аудитория в управленческих средах и процессах. Воздействие и взаимодействие в общении руководителя.

Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. Коммуникации в управлении персоналом. Принятие решений и организация эффективной обратной связи. Современные ИКТ как инструмент руководства.

Факторы эффективности коммуникации в управлении. Проблемы коммуникативной компетентности руководителя. Коммуникативное лидерство

Кризисные и конфликтные коммуникации. Этические и правовые основы управленческих коммуникаций

Коммуникация в различных сферах общественной жизни. Международные и межкультурные деловые коммуникации.

Методы исследования коммуникации.

Стратегические, интегрированные, маркетинговые коммуникации.

Информационные операции как метод управления. Работа пресс-службы

Понятия и основные категории  коммуникационного менеджмента и аудита, коммуникативного консалтинга и инжиниринга.

Блок 4. Коммуникационный менеджмент, инжиниринг и аудит охватывает следующие темы:

Менеджмент как сфера и контекст  деловой коммуникации.

Сущность коммуникационного менеджмента и его роль в стратегии управления организаций.

Организационные условия деловых коммуникаций. Коммуникационная политика организации. Корпоративная идентичность

Принципы и закономерности коммуникационного менеджмента

Особенности коммуникационного менеджмента в коммерческих и некоммерческих организациях

Мотивация в коммуникационном менеджменте. Комплекс коммуникаций в системе маркетинга

Служебная документация и документооборот

Аналитические исследования и письменные доклады

Управление информацией

Межкультурные аспекты коммуникационного менеджмента.

Теории и практики коммуникативного инжиниринга

Коммуникационный аудит в системе управления коммуникациями

Методы и цели работы с информацией. Информационный мониторинг и аудит

Аналитические и диагностические процедуры. Обзор основных информационных источников

Формирование поисковых запросов. Медийный, статистический, структурный и содержательный компоненты комплексного анализа информационных ресурсов.

Принципы, цели и методики измерения эффективности коммуникационных проектов. Выявление и анализ аксиологических и оценочных компонентов

Интеграция технологий коммуникационного менеджмента, инжиниринга, мониторинга и аудита в систему стратегических (интегрированных) коммуникаций

Каждый блок-курс продолжается 17 недель (1 семестр, т.е. 2 модуля), рассчитан на 108 академических часов, что равно трем кредитным единицам; включает в себя 34 часа интерактивных лекций и семинаров-тренингов (по одной паре в неделю) + 4 часа на тест и зачет/экзамен, + 70 часов на самостоятельную работу и подготовку кейсов, проектов, написание рефератов и эссе.

Перечисленные дисциплины могут быть включены в учебные планы всех специальностей как «дисциплины по выбору вуза», и полученная единая система коммуникативного управленческого образования станет первой, уникальной на российском рынке высшего образования, позволит занять перспективную нишу и даст вузу и его выпускникам дополнительное конкурентное преимущество.

Дополнительно, наряду с изучением профессионально-ориентированного иностранного языка, эффективным подспорьем в формировании руководителей и специалистов мирового класса станет введение двух (общеуниверситетских) факультативов на английском языке: для бакалавриата и специалитета – Business Communication (бизнес-коммуникации), для магистратуры и программ МВА – Managerial Communication (управленческие коммуникации).

В результате освоения предлагаемого комплекса коммуникативных дисциплин студент сможет сформировать следующие компетенции, предписанные Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования для управленческих специальностей:

для бакалавров

- общекультурные компетенции:

владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

- профессиональные компетенции:

организационно-управленческая деятельность:

способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;

информационно-аналитическая деятельность:

владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;

умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

предпринимательская деятельность:

способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);

для магистров

- общекультурные компетенции:

способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций,

- профессиональные компетенции:

в области организационно-управленческой деятельности

способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

способность разрабатывать корпоративную стратегию;

в области аналитической деятельности:

способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;

способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности.

в области научно-исследовательской деятельности:

способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;

способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

Материально-техническое обеспечение коммуникативных дисциплин включает в себя стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: ноутбук, видеопроектор, экран настенный.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины основаны на применении современных эффективных образовательных  технологий, используемых при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями компетентностного подхода предусматривается  широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных формах проведения занятий  (имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, кейс; неимитационные технологии: проблемная лекция, лекция-дискуссия и др).

Литература:

  1. Основы теории коммуникаций. Под ред. проф. М.А. Василика. Учебник рек. МО РФ. М.: Гардарики, 2006.
  2. Поцепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-Бук, 2006.
  3. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: в 2 т. (3-е изд.) М.: Дело, ГОУ АНХ, 2008.
  4. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. М.: КноРУс, 2012.
  5. Эффективное деловое общение. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина  бизнес букс. 2006.
  6. Роджерс Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 2000.
  7. Шарков Ф. Коммуникология. Основы теории коммуникации: Учебник доп. МО РФ. М: Дашков и Ко, 2011.
  8. Крылов А. Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика. М.: Изд-во НИБ, 2002.
  9. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2005.
  10. Шалак В.И. Современный контент-анализ: приложения в области политологии, социологии, психологии, культурологии, экономики и рекламы. М.: Омега-Л, 2004.
  11. Шепель В. Коммуникационный менеджмент.М.: Гардарики, 2004.
  12. Grunig J.E. Exellence in Public Relations and Communications Management. Hillsdale (New Jersy): Lawrence Erlbaum Ass. Publ., 1992.
  13. Pauley, Judith A., and Joseph F. Pauley. Communication: the Key to Effective Leadership. Milwaukee, Wis.: ASQ Quality, 2009.

 



Все статьи автора «juliadaniushina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: