ЛОБОДОВА Е.Н., ШИБАКОВА И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦЕИСТОВ


ЛОБОДОВА Е.Н., ШИБАКОВА И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦЕИСТОВ


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10400 (дата обращения: 30.09.2017).

ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦЕИСТА

(из опыта работы МАОУ «Лицей №10» г.Перми)

Лободова Е.Н, Шибакова И.А.

В условиях введения нового федерального государственного стандарта образования многие образовательные учреждения сталкиваются с проблемой оценки результативности образовательного процесса, т.е. качества образования.

Как правило, результаты  качества работы образовательного учреждения отслеживаются по формальным показателям (количеству участников и победителей олимпиад, медалистов, 100-бальников и т.д.). При этом практически не рассматривается вопрос, насколько и как образовательная среда влияет на развитие индивидуальности растущего человека, формирование его личности.

Учитывая тот факт, что в новом стандарте установлены четкие требования к результатам освоения учебной программы (личностные, метапедметные и предметные), мы в своем образовательном учреждении сместили акцент с оценки количественных показателей достижений учащихся на систему качественной оценки развития личности учащихся. Так как именно ЧЕЛОВЕК с его индивидуально-личностными особенностями, ценностными установками, проявляющимися в его отношении к реальности (а не набором знаний, умений и навыков), является самым важным результатом образовательного процесса, и, следовательно, основным показателем качества образования в целом.

Мы пришли к необходимости представить и описать предполагаемый портрет выпускника нашего Лицея, потенциального студента, будущего профессионала, гражданина, Человека. Идеальный образ личности лицеиста – желаемый конечный «продукт» деятельности всей образовательной среды в целом. Для нас – это своеобразный эталон, в соотнесении с которым можно выявить основные тенденции индивидуально-личностного развития лицеистов и на основании этого оценить качество образования в Лицее.

В основу создаваемой нами модели выпускника был положен компетентностный подход, с точки зрения которого личность лицеиста была представлена через призму базовых компетенций. Таким образом, цель настоящего исследования – разработка модели базовых компетенций Лицеиста. Задачи исследования решались поэтапно.

1 этап – разработка гипотетической модели базовых компетенций лицеиста.

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности  при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования, поскольку выпускник Лицея – это будущий профессионал, обладающий способностями, свойствами и качествами личности, необходимыми для успешного осуществления деятельности.

В результате анализа теоретических аспектов компетентностного подхода в образовательной системе нами разработана гипотетическая модель базовых компетенций лицеиста. Данная модель включает в себя 9 основных компетенций. Каждой компетенции соответствует ряд измеряемых диагностическими методами показателей (переменных) (Таблица 1).

Таблица 1

Модель базовых компетенций лицеиста

Название компетенции

Содержание компетенции

1. Здоровьесбережение

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора здорового образа жизни

2. Ценностно-смысловая ориентация в мире и обществе

Ценности бытия, жизни, иерархия ценностных установок

3. Интеграция

Структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний

4. Гражданственность

Знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)

5. Самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие

Личностная рефлексия и личностный рост, стрессоусточивость

6. Социальное взаимодействие

Взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол)

7. Коммуникация

Умение выражать свои мысли в устном, письменном диалоге, монологе, создание и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента

8. Познание

Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,  проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

9. Информационные технологии

Прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией

2 этап – эмпирическое исследование базовых компетенций лицеиста.

В исследовании участвовало 167 учащихся 10-11 классов. В качестве диагностического материала учащимся предлагался набор специально подобранных в соответствии с задачами исследования стандартизированных опросников (всего 19 методик). Для определения модели (структуры) базовых компетенций в выборке лицеистов был проведен факторный анализ изучаемых переменных с последующим Varimax вращением.

В результате факторизации мы получили семь основных компонентов базовых компетенций лицеиста (Таблица 2).

Таблица 2

Факторная структура показателей базовых компетенций лицеистов

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

Фактор 7

Принятие себя

0,11

0,79

0,02

-0,07

0,00

-0,13

0,01

Принятие других

-0,07

0,73

0,13

-0,11

-0,14

0,23

0,12

Внутренний контроль

0,21

0,66

-0,13

0,23

0,06

0,07

0,20

Уникальность (креативность)

0,00

0,26

0,31

-0,27

0,48

-0,40

0,23

Продуктивность (креативность)

-0,06

0,34

0,22

-0,35

0,57

-0,30

0,03

Обучаемость

0,04

0,01

-0,22

0,07

0,36

0,18

0,25

Мыслительные  способности

-0,09

-0,07

0,09

0,07

0,57

0,01

0,05

Наслаждение  прекрасным

-0,09

-0,07

0,10

0,66

0,07

0,01

0,05

Помощь другим

-0,06

0,12

-0,01

0,45

-0,17

0,34

-0,16

Познание нового

0,03

0,09

0,17

0,53

0,03

0,21

0,10

Признание других

-0,06

0,01

-0,20

0,40

0,39

0,12

-0,13

Стремление к общению

0,19

0,02

-0,13

0,58

-0,09

-0,12

0,01

Стрессоустойчивость

0,65

0,19

-0,07

0,16

-0,08

0,12

0,06

Стремление к соблюдению норм

-0,07

0,14

0,20

-0,08

0,01

0,69

0,01

Непринятие зависимого поведения

0,03

-0,17

0,06

0,08

-0,09

0,75

-0,17

Устойчивость к противоправным действиям

0,08

-0,14

0,05

0,00

0,02

0,88

-0,03

Потребность в достижении

-0,19

-0,15

-0,07

0,05

0,26

0,06

0,74

Автономность  в учебной деятельности

-0,09

0,30

-0,33

0,05

-0,30

-0,08

0,64

Сотрудничество

-0,28

0,02

0,48

-0,10

-0,15

-0,17

-0,05

Учет мнения других

-0,16

0,06

0,41

-0,03

0,24

0,42

-0,29

Независимость

0,76

0,01

-0,05

0,03

-0,04

-0,08

0,09

Общительность

0,12

0,11

0,50

0,15

-0,18

-0,15

-0,10

Принятие борьбы

0,72

-0,35

-0,06

-0,03

0,04

-0,21

-0,07

Целеполагание

0,21

0,14

0,21

-0,04

0,00

-0,06

0,39

Умение находить ресурсы

0,59

0,10

0,24

-0,18

-0,29

-0,34

-0,03

Любознательность

-0,11

0,09

-0,12

0,60

0,04

-0,27

0,33

Воображение

-0,09

-0,14

0,21

0,64

-0,15

-0,12

0,25

Сложность

0,01

0,27

0,18

0,10

-0,14

0,00

0,71

Генерация идей

0,10

-0,02

0,49

0,41

0,07

0,06

0,13

Организаторские склонности

0,11

0,38

-0,30

0,21

-0,25

0,08

0,45

Собственные числа

3,84

3,74

3,38

3,49

2,87

3,44

3,29

Дисперсия

8%

8%

7%

7%

6%

7%

7%

 

В первый фактор с наибольшими нагрузками вошли показатели: независимость, принятие борьбы, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение находить и использовать ресурсы. Данный компонент нами обозначен как жизнеспособность.

Во второй фактор с наибольшими нагрузками вошли следующие переменные: стремление к принятию других, принятие себя как личности и способность к внутреннему контролю. Компонент можно назвать как адаптивность.

В третий фактор с высокими нагрузками вошли переменные: общительность, способность генерировать идеи, отбирать их и стремление к сотрудничеству. Мы определили данный фактор как сотрудничество.

Четвертый фактор включает в себя: поиск и наслаждение прекрасным, воображение, любознательность, познание нового, стремление к общению, помощи другим, признание и уважение других людей. Фактор был назван стремление к самореализации.

В пятый фактор с высокими нагрузками вошли показатели: продуктивность, уникальность, собственно мыслительные способности и обучаемость. Компонент можно назвать интеллектуально-творческий потенциал.

Шестой фактор включает в себя такие показатели, как стремление к соблюдению норм и правил, непринятие зависимого поведения, устойчивость к противоправным действиям и умением учитывать мнения других. Полученный фактор мы называем законопослушность.

Седьмой фактор включает в себя: потребность в достижении, стремление к сложности, автономность в учебной деятельности, целеполагание, сложность, организаторские склонности. Компонент мы называем мотивация на достижение успеха.

Таким образом, гипотетическая модель, состоявшая из 9 компонентов,  была трансформирована в эмпирическую модель базовых компетенций лицеиста, включившую в себя 7 основных компонентов (компетенций): 1) жизнеспособность, 2) адаптивность, 3) сотрудничество,  4) стремление к самореализации, 5)  интеллектуально-творческий потенциал, 6) законопослушность и 7) мотивация достижения успеха.

В целом полученная модель базовых компетенций не противоречит гипотетическим разработкам. Компоненты получили интегрированный характер: отдельные компоненты гипотетической модели объединились, трансформировались  в компоненты  базовых компетенций эмпирической модели. Согласно сравнительному анализу выявлено невысокое развитие таких показателей, как «принятие других», «воображение», «рефлексия», «роль завершителя в групповой работе». Так как данные показатели вошли в структуру модели базовых компетенций, появляется возможность целенаправленного развития данных качеств личности лицеистов.

Этап разработки модели базовых компетенций, на наш взгляд, является стартовой площадкой для дальнейшего исследования развития базовых компетенций в условиях образовательного процесса. На ближайшее время перед специалистами социально-психологической службы стоят следующие задачи:

во-первых, возникла необходимость оптимизировать и скорректировать диагностический инструментарий согласно его надежности и валидности;

во-вторых, в соответствии с уже имеющейся моделью возникла потребность в разработке моделей базовых компетенций лицеистов начальной и основной школы;

в-третьих, появилась возможность проследить особенности развития и изменения базовых компетенций лицеистов на разных возрастных этапах и ступенях общего среднего образования на протяжении всего периода обучения.

Мы считаем, что изучение базовых компетенций лицеистов является приоритетным в работе социально-психологической службы Лицея, так как анализ полученных результатов позволяет разрабатывать и применять на практике обоснованные, актуальные, целенаправленные развивающие программы психологического сопровождения. Кроме того, обсуждение выявленных тенденций в личностном развитии Лицеистов позволит педагогическому коллективу скорректировать программы преподавания и воспитания, уделяя особое внимание  развитию «дефицитных» личностных качеств учащихся согласно модели выпускника.

Таким образом, полученная в ходе исследования информация, на наш взгляд, будет полезна учащимся (способствует расширению представлений о самих себе, может дать новый виток в процессе саморазвития), родителям (помогает взглянуть на личность ребенка объективно, без стереотипов), педагогическому коллективу (способствует выявлению  проблемных точек в учебно-воспитательном процессе и выстраиванию перспектив в дальнейшей педагогической практике). Кроме того, по результатам исследования администрация образовательного учреждения может принимать новые управленческие решения с целью постоянного повышения качества образования.



Все статьи автора «Ира Шибакова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: