МОСКОВКИНА И.Ю. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЕРКОЛЯЦИИ»


МОСКОВКИНА И.Ю. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЕРКОЛЯЦИИ»


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10395 (дата обращения: 30.09.2017).

В научно-методической литературе выделяют три типа элективных курсов: предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план.

Наша задача составить содержание элективного курса, не входящего в базисный учебный план.

Курс «Основы теории перколяции» – элективный курс для учащихся 10-11 классов. Элективный курс обеспечивает межпредметные связи между физикой, математикой, информатикой и дает возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.

Элективный курс реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения. На изучение курса отводится 32 учебных часа.

Составим содержание элективного курса «Основы теории перколяции»  для профильных классов.

1. Компьютерная математика Maple. Знакомство с математическим пакетом Maple. Процедуры и функции.

2. Введение в теорию перколяции. Общие сведения и идеи, постановка общей задачи.

3. Кластер: понятие и свойства. Существование перколяционного кластера, нахождение всех перколяционных кластеров.

4. Задачи теории перколяции. Смешанная задача теории перколяции. Квантовая перколяция. Цветная перколяция. Инвазионная перколяция.

5. Алгоритмы. Алгоритм Зиффа. Алгоритм Лиса. Алгоритм Хошена-Копельмана. Моделирование появления перколяции. Форсирование перколяции. Вывод графика плотности матрицы перколяци [3].

Курс имеет свою специфику:

  1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с физикой, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих данной отрасли научного знания;
  2. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира;
  3. Интегрирующая роль информатики и физики в содержании общего образования человека.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

овладеть основными понятиями теории перколяции; составлять алгоритмы в математическом пакете Maple; находить существование перколяционных кластеров; выводить график плотности матрицы перколяции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

- автоматизации коммуникационной деятельности;

- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

- эффективной организации индивидуального информационного пространства.

 Основные принципы построения методики изучения элективного курса

Практически во всей литературе считается, что главным при изучении данной темы должен стать практический опыт учащихся, поэтому обучение желательно начинать с вопросов, в которых требуется найти решение поставленной проблемы на фоне реальной ситуации. В процессе обучения не следует доказывать все теоремы, так как на это тратиться большое количество времени, кроме того, наша задача сформировать профессионально значимы навыки, а умение доказывать теоремы к таким навыкам не относится.

Изучение должно начинаться со знакомства с математическим пакетом Maple, т. к. реализацию алгоритмов мы будем делать именно в нем.

После того как учащиеся научаться работать в данном пакете, необходимо переходить к изучению основ теории перколяции.

Далее предлагается перейти к изучению понятия кластер. Показать иллюстративно, как он может выглядеть. Найти его существование. Все эти понятия нужно вводить, опираясь на понятные примеры из жизни [2].

Следующим шагом данного элективного курса будут задачи теории перколяции.

На следующем этапе изучаем алгоритм Зиффа, алгоритм Лиса, алгоритм Хошена-Копельмана.

Написание рефератов является завершающим этапом изучения элективного курса. Здесь учащимся предлагается список тем. Данная работа и будет являться оценочной.

 Литература

1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении: информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2003. – 3 с.

2. Есаян А. Р. Программирование в Maple: Учебное пособие для студентов и аспирантов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 334 с.

3. Тарасевич Ю. Ю. Перколяция: теория, приложения, алгоритмы: Учебное пособие. М.: Едиториал УРСС, 2002. – 112 с.



Все статьи автора «Ирина Московкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: