УДК 34

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Фомкин Николай Николаевич
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет

Аннотация
Одной из проблем в современном российском государстве является преступность среди молодежи. В целях борьбы с преступностью среди молодежи и её профилактике в России необходимо повышать уровень правовой культуры и правосознания среди подростков; внедрять в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство элементы ювенальной уголовной юстиции.

Ключевые слова: несовершеннолетние лицо, правовая культура., уголовное право, уголовное судопроизводство, ювенальная юстиция


ABOUT USING OF JUVENILE TECHNOLOGIES IN MODERN RUSSIA

Fomkin Nikolay Nikolaevich
Mordovia State University NP Ogareva
Department of Criminal Process, Justice and Prosecutorial Supervision, Faculty of Law

Abstract
One of the problems in the modern Russian state is a crime among young people. In order to combat youth crime and its prevention in Russia to raise the level of legal culture and legal awareness among teenagers, introduced in the criminal and criminal procedural law elements of the juvenile criminal justice system.

Keywords: criminal justice, criminal law, juvenile justice, juvenile person, legal culture


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомкин Н.Н. К вопросу о проблеме применение ювенальных технологий в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10334 (дата обращения: 28.09.2017).

Одной из проблем в современном российском государстве является преступность среди молодежи, которая уже длительное время не теряет своей остроты и актуальности. Принимаемые правоохранительными и судебными органами меры борьбы с преступлениями среди подростков в настоящее время не обеспечивают решения проблемы преступности несовершеннолетних лиц.

В настоящее время одной из причин роста преступности в современном мире является низкий уровень правовой культуры гражданского общества. В самом общим виде «культура общества» (лат. Cultura – воспитание) – область человеческой деятельности, связанные с человеком, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [1]. Правовая культура – это часть культуры общества, включающая в себя правовые ценности. Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе [2].
В целях борьбы с преступностью среди молодежи и е профилактике в России необходимо повышать уровень правовой культуры среди подростков; внедрять в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство элементы ювенальной уголовной юстиции (социальная диагностика личности несовершеннолетнего подсудимого (обвиняемого); применение альтернативных методов разрешения споров с участием подростков (примирительные процедуры, в том числе при содействии специальных служб); специализация судей по делам несовершеннолетних и др.) [3].
Во второй половине XIX в. в США получила развитие концепция, согласно которой несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода и обращения. Первым законом в области юстиции несовершеннолетних стал закон штата Массачусетс 1869 г., который установил требование изолированного содержания несовершеннолетних в зале суда, а также рекомендовал рассматривать дела несовершеннолетних преступников отдельно от остальных дел [4]. В последствие аналогичный закон был принят в штате Нью-Йорк, а в 1899 г. в г. Чикаго (штат Иллинойс) был учрежден специальный суд для рассмотрения дел несовершеннолетних. «Нормы об учреждении данного суда не только обобщили правила об отдельном рассмотрении дел несовершеннолетних, уже существовавшие ранее, о пробации и раздельном содержании несовершеннолетних в исправительных учреждениях, но и, как отмечал известный американский юрист П. Таппен, положили начало созданию концепции защиты несовершеннолетнего и заботы о нем в области уголовной юстиции» [5]. В настоящее время в каждом штате существует специальный суд по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц, совершившее противоправные деяния.
Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет международное практическое значение. Создание судов с элементами ювенальных технологий в России является, на наш взгляд, острейшей социальной потребностью. При этом необходимо отметить и тот факт, что под термином «ювенальные технологии» в Российской Федерации следует понимать «комплекс мер, нацеленных (направленных) на реализацию и защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних лиц, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения» [6].
В США обвиняемое несовершеннолетние лицо имеет право на рассмотрение его дела особенным судьей – ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, такой судья при этом обладает специальными познаниями в области детской подростковой психологии. В Российской Федерации необходимо принять уже устоявшейся в США опыт по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц. При этом при отправлении ювенального правосудия в России необходимо привлекать к рассмотрению дела социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для того чтобы выявить причину, которая подтолкнула подростка на совершение преступления, а в связи с этим применить к этому лицу необходимые социально-реабилитационные и восстановительно-воспитательные методики. В этом случае у ювенального судьи появляется возможность учесть в своем решении посткриминальное поведение подсудимого, предпринятые им шаги по нейтрализации негативных последствий совершенного им противоправного деяния.
На сегодняшний день в Российской Федерации наказания не всегда достигает цели, закрепленные в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 43 УК РФ наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного лица и предупреждения совершения им преступных деяний. Общая превенция не реализуется, и понятие «социальная справедливость» по-разному воспринимается на практике, в связи, с чем возникают вопросы о том, как её формализовать при назначении наказания («почему 5 лет – это справедливо, а 5, 5 уже нет?»). При этом необходимо отметить, что такая цель наказания как «исправление осужденного» может быть достигнута не только посредством лишения виновного свободы.
В этой связи весьма актуальным представляется сокращение сферы деятельности карательной уголовной юстиции именно в отношении несовершеннолетних и введение новых методов для их исправления и предупреждения дальнейшей преступной деятельности. При расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел, по которым в качестве обвиняемого (подсудимого) выступает несовершеннолетние лицо, судебные и иные правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности должны стремиться к реализации не карательных, а восстановительных мер, с обеспечением того, чтобы эти меры были всегда соизмеримы как с особенностями личности несовершеннолетнего преступника, так и с обстоятельствами и характером совершенного преступления. Это обусловлено необходимостью обеспечения морального благополучия несовершеннолетнего, избежание причинения вреда его неокрепшей психике.
Представляется, что внедрение ювенальных технологий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц должно в определенной мере заменить существующее на сегодняшний день карательное правосудие, которое является достаточно затратным, не эффективным, не способным достичь основные цели наказания. После отбытия наказания в виде лишения свободы несовершеннолетний в большинстве своих случаях повторно совершает преступное деяние, вследствие чего наказание по минимуму достигает закрепленные в статье 43 Уголовного кодекса РФ цели.
Исходя из основ государственной политике Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан «одним из путей развития российского правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия, является высокий уровень правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» [7].
В настоящее время в нашем государстве недостаточный уровень правовой культуры и правосознания среди молодежи, растет правовой нигилизм граждан РФ, который приобрел широкие масштабы в различных сферах повседневной жизнедеятельности людей. Все это является серьезной проблемой обеспечения принципов верховенства права, роста преступности среди не только несовершеннолетних лиц, но и граждан достигшего возраста 18 лет. По мнению одного из крупнейших юристов современности, государственного и общественного деятеля, Алексеева С.С.: «Правовая культура – представляет собой своего рода «юридическое богатство». Она характеризует общую атмосферу права, воплощение в жизни общества социально полезных свойств и особенностей права» [8].
Поэтому с самого раннего возраста родители должны повышать уровень правовой культуры, правосознания и правовой грамотности ребенка, объяснять ему «что такое хорошо, а что такое плохо», учить дружбе и сотрудничеству, уважению к окружающим, а также формировать личностные ценности, принципы и приоритеты. При этом государство должно в этом содействовать и помогать, строить политику правового воспитания граждан таким образом, что бы действия несовершеннолетних лиц были правомерными и не нарушали права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.


Библиографический список
  1. Википедия: Культура [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0 (дата обращения: 27.01.2012).
  2. Правовая культура. Онлайн Библиотека. [Электронный ресурс] // URL: http://www.xserver.ru/user/pravk/ (дата обращения: 27.01.2012).
  3. Попаденко Е.В. Альтернативные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. – Краснодар, 2008. – С. 5; Марковичева Е.В. Социальная насыщенность уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. – Орел, 2008. – С. 15; Емельянов Д.В. Теория и практика участия подсудимого в судебном разбирательстве уголовного дела: Автореф. дисс… канд.юрид.наук. – М., 2009. – С.20.
  4. Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
  5. Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
  6. Ювенальная юстиция в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://ru.wikipedia/wiki…(дата обращения: 27.03.2011).
  7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан«Российская Газета» – Федеральный выпуск №5527 от 14 июля 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/07/14.html (дата обращения: 27.01.2012).
  8. Культура и право. [Электронный ресурс] // URL: http://kultura-prava.ru/ (дата обращения: 27.01.2012).


Все статьи автора «Фомкин Николай Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: