УЛЬЯНОВ К.П. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, СОЗДАННЫМИ ИМИ, ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ (ВНЕДРЕНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: , , ,


УЛЬЯНОВ К.П. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, СОЗДАННЫМИ ИМИ, ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ (ВНЕДРЕНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/6867 (дата обращения: 03.06.2017).

2 августа 2009 года был принят Федеральный Закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный закон позволил образовательным учреждениям создавать малые инновационные предприятия для коммерциализации имеющихся научных разработок.

В процессе реализации норм закона на практике образовательные учреждения столкнулись с проблемой передачи по договору аренду имущества вновь созданным

инновационным предприятиям. Имущество могло передаваться только на основании результатов проведенного конкурса.

Попыткой решения этой проблемы стало принятие Федерального Закона от 1 марта 2011 года №22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального Закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального Закона «О защите конкуренции»». Данный нормативно-правовой акт дополнил статью 17.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» пунктом 3.1 следующего содержания: “Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из данного закона следует вынести следующие новшества:

1) Заключение договоров аренды государственного имущества с хозяйственными обществами, созданными образовательными учреждениями, осуществляется без проведения конкурса или аукциона;

2) Порядок и условия заключения подобного договора аренды устанавливаются Правительством РФ;

3) Арендаторами по данному договору аренды могут выступать только хозяйственные общества, созданные образовательным учреждением;

4) Деятельность арендаторов должна быть направлена на применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности;

5) Подобный договор аренды должен устанавливать запрет на субаренду.

Во исполнение закона Правительством РФ 12 августа 2011 г. было издано Постановление N 677 «Об утверждении правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук)».

Данное постановление определяет довольно сложный порядок заключения договоров аренды государственного имущества образовательных учреждений высшего профессионального образования:

1) Хозяйственное общество направляет в учреждение заявку о необходимости заключения договора;

2) Учреждение (вуз) рассматривает поданную хозяйственным обществом заявку в течение 10 рабочих дней со дня ее регистрации.

3) Учреждение направляет учредителю обращение с подтверждением полномочий лица, подписавшего обращение. Учредитель (в нашем случае Министерство образования и науки Российской Федерации) рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации.

4) Принятие учредителем решения о несогласовании передачи имущества или о возможности передачи имущества.

5) Орган по управлению имуществом рассматривает документы и не позднее 15 рабочих дней со дня их получения согласовывает письмо либо направляет учредителю мотивированный отказ в его согласовании. В случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным

6) Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма;

7) После получения решения учреждение имеет право заключить с хозяйственным обществом договор;

8) Учреждение в течение 10 дней со дня заключения договора уведомляет в письменной форме учредителя и орган по управлению имуществом о заключении договора;

9) Учреждением осуществляется контроль за целевым использованием переданного хозяйственному обществу в аренду имущества.

Таким образом, получается, что на заключение договора аренды в отношении государственной собственности вышеуказанным способом малым инновационным предприятиям, созданным на основании Федерального закона №217-ФЗ, требуется от двух до двух с половиной месяцев. Стоит отметить, что сроки рассчитаны согласно постановлению и не учитывают времени на подготовку заявочного пакета документов. Скорость появления инноваций в мире очень высока. Подобное постановление Правительства РФ не только тормозит процесс внедрения инноваций в производство, но и должно вызвать как минимум недоумение у западных коллег. Ведь с практической точки зрения получается, что вновь созданное предприятие будет просто простаивать два месяца без работы, так как у него не будет ни оборудования, ни помещения. Покупать новые

средства для производства – не всегда выгодно, так как это в итоге скажется на цене производимого товара и, соответственно, на конкурентоспособность. Ждать заключения договора аренды в отношении имущества образовательного учреждения еще более невыгодно, потому что инновационная разработка за время вынужденного простоя может существенно устареть, а рынок может занять другая инновационная компания.

В данной связи, было бы логично изменить сам порядок заключения договоров аренды государственного имущества в отношении малых инновационных предприятий. Так, например, возможно введение уведомительного характера в отношении учредителя (Министерства образования и науки РФ), презюмировав его согласие на заключение данного договора. Закрепить возможность обращения образовательного учреждения напрямую в территориальный орган управления государственным имуществом с заявлением о согласовании возможности заключения договора аренды, установив при этом десятидневный срок рассмотрения заявления. Таким образом, срок заключения договора аренды в перспективе возможно сократить до 10 дней.

В целом стоит отметить, что позитивное стремление нашего государства к инновационному развитию постепенно приносит свои плоды. Создаются новые хозяйственные общества, появляются новые разработки, повышается уровень компьютеризации. Ведется диалог между властью и обществом. Проблема аренды государственного имущества малыми инновационными предприятиями также обсуждалась в числе прочих 29 октября 2011 года на встрече Д.А. Медведева с молодыми учеными, бизнесменами и инноваторами в Московской школе экономики и управления «Сколково». Однако инновационным разработкам зачастую не хватает самого главного – прогрессивного законодательства. Именно над этим предстоит работать современному поколению юристов.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 авг. 2009 г. №217-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июл. 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июл. 2009 г.//Официальный сайт компании «Консультант Плюс».2011. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90201 (дата обращения: 20.10.2011).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 1 мар. 2011 г. №22-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 фев.2011 г.: одобр. Советом

Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 16 фев. 2011 г.//Официальный сайт компании «Консультант Плюс». 2011.URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=111136 (дата обращения: 20.10.2011).

3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук)» от 12 авг. 2011 г. №677// Правовая система «Референт».2011. URL: http://www.referent.ru/1/184392 (дата обращения: 20.10.2011).



Все статьи автора «ulyanov kirill»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: