МАТВЕЕВ М.С. ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: , , , ,


МАТВЕЕВ М.С. ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6278 (дата обращения: 01.10.2017).

УДК 373.1.02

ББК 74.2

М.С. Матвеев, город Калуга

 

В данной статье говорится о духовно-нравственном воспитании школьников с целью формирования и развития их отношения к людям, обществу, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В статье определяются задачи духовно-нравственного воспитания, выявляется направленность на формирование  духовно-нравственные ценностей. Описано влияния экранных искусств на формирование личности  младших школьников.

 

Введение

 

 Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Сущность духовно-нравственного воспитания школьника рассматривается как формирование и развитие его  отношения к людям, обществу, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

  

1. Формирования личности

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад  культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, приводящих  к формированию вредных привычек у детей. А совершенно жуткий лозунг «Хочешь жить – умей вертеться!» теперь оправдывает многие безнравственные поступки!  [1]

В понятие нравственность вкладываются – духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Сочувствие и сострадание, поддержка слабого, благодарность, вежливость, скромность, справедливость – вот отличительные черты человека нравственного. Эти качества должны закладываться с малых лет. Взрослея, каждый определяет для себя содержимое таких более сложных понятий, как честь, совесть, долг, любовь к Родине…

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства наши ученики  уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, радоваться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. [3]

Российская государственная программа воспитания провозглашает духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, наряду с подготовкой их к самостоятельной жизни, важнейшей составляющей жизни общества.

Проблема в том, что в педагогике нет единого понимания, что такое духовно-нравственное воспитание. Есть различные подходы в русле «образовательных концепций» и «разнообразные приёмы». И как очевидная данность – духовное оскудение и падение нравственности в современном социуме.

Однако   есть нечто общее,  что объединяет понятия «духовно-нравственного воспитания» и в светской и в православной педагогике.

Определение высших ценностей бытия;

Осознание смысла жизни;

Наличие совести как средства духовно-нравственного возрастания;

Высоких нравственных чувств как проявления духовно-нравственного начала в человеке.

Образование, – как говорил святитель Тихон Задонский, – произошло от слова «образ» и включает развитие трёх человеческих составляющих: ума, воли и сердца.

«Ум – это способность человека находить истину и жить сообразно с нею», -пишет святитель. Задача состоит в том, чтобы вернуть уму человека способность различать добро и зло.

Воля в результате воспитания должна быть направлена в сторону добра. Отучая ребёнка от своеволия, необходимо приучать его творить добрые дела – быть сострадательным, уступчивым, терпеливым, милосердным.

Сердце – корень всех дел, добрых и злых. Чем наполнено сердце, такие действия и производит человек. Под сердцем в данном случае следует понимать внутренне человеческое состояние, склонность.

Попробуем определить задачи духовно-нравственного воспитания:

1. Воспитание ума – это значит учить: различать добро и зло, видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора, понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и судеб его потомков.

2. Воспитание таких чувств, как: любовь к людям и окружающему миру, совестливость, порядочность и самоотверженность, умение прощать, сопереживать, сочувствовать, патриотизм.

3. Воспитание воли начинается с послушания. Сюда входят:уважение и почитание родителей, смирение и терпение, стойкость против зависти, уныния, соблазнов, мужество.

Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.

Приобщение младших подростков к традиционным нравственным идеалам, формирование представлений о традиционных российских религиях, их истории, современном состоянии следует начать с формирования нравственных категорий.

Именно поэтому, духовно-нравственное воспитание  в начальных классах школ, с первого класса,  направлено на формирование таких духовно-нравственных ценностей, как: доброта, способность к состраданию, умение сопереживать, доброжелательность, жизнерадостность, трудолюбие, порядочность, послушание, честность и правдивость, почтительность, готовность прийти на помощь, самокритичность, целеустремлённость, ответственность и т.п.

 

2. Влияния экранных искусств на формирование личности

 

  Разговор о нравственных категориях с поучения не начнёшь. И здесь на помощь приходит литература, фильмы духовно-нравственной направленности, тематические экскурсии,  уроки краеведения,  классные часы и беседы.

Цель  – дать детям образец поведения, рассмотреть последствия поступков героя для него самого и для его души, а уже потом сравнить действия ребёнка с образцом.

Все педагоги осознают факт сильного влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку эти искусства (кино, ТВ, видео) обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Именно поэтому можно и  нужно, активно использовать их обучающий, воспитательный и духовнообразующий потенциал в процессе учебной деятельности.

Образное мышление позволяет расширить границы миропонимания. Экранные искусства могут сыграть значительную роль в постижении школьником того культурного пространства, в котором он живет. Они способны помочь учителю в организации работы в данном направлении, актуализировав для школьника некоторые вопросы через его собственную деятельность в процессе просмотров и обсуждений фильмов.

 

Перед использованием любого фильма учителю необходимо внимательно изучить:

-  в какой мере его устраивает объём, качество содержания и характер подачи;

-  какие акценты делают авторы фильма;

- каковы дидактические возможности фильма в сравнение с другими имеющимися средствами наглядности;

-  в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и темой урока, обратить внимание на определённые моменты фильма, не раскрывая его содержания, поясняет наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места.

Во время демонстрации надо воздерживаться от его комментирования; комментарий целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Если всё же он необходим, то должен быть предельно лаконичным и чётким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определённую систему, сделать выводы, обобщения. Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а помогает им проанализировать увиденное, предложить свой вариант интерпретации, позволяющий выявить, увидеть фильм как идейно-художественное целое. [1]

 

Заключение

 

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

 

Литература 

1.   Атрихалова Е.В., Ксенофонтов И.В.. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. –  Калуга: КГИМО, 2010. — 64 с.

2.   Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении. Уч. пос. для студ. вузов.– М.: Гуман. Изд. Центр Академия, 1999 – 152c.

3. Подласый И.П. Процессы воспитания. Книга вторая. – М., Феникс, 2006. -  67 c.

4. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом – М., ТЕИС, 2007.

5. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. – М.: МГАУ, 2005. – 104 с.



Все статьи автора «boro-boroxxx»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: