ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Калинин А.В.

Ключевые слова: общественный прогресс


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калинин А.В. Философский анализ проблемы общественного прогресса // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/08/1873 (дата обращения: 29.03.2024).

Начиная с древнейших времен человек пытался узнать, что его ждет в будущем. Его интересовало, будет оно таким же, лучше или хуже настоящего. Первоначально человечество искало ответ на этот вопрос у различного рода прорицателей. Позднее возникли научные представления о процессе развития общества. В настоящее время проблема общественного прогресса занимает важное место в философской науке, не утратив своей актуальности. Данной проблеме уделяли внимание такие мыслители, как Гесиод, Ж. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, П. Сорокин, К.Н. Леонтьев и др. «Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории… она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования». [1]
Значительная часть философов убеждена в поступательном движении человечества. Другие выступают в защиту точки зрения об общественном регрессе. Неизбежно возникает вопрос о выделении критериев прогресса. Французский философ А. Тюрго называет в качестве таковых изменения в экономике, политике, науке и духовной сфере. Другие мыслители рассматривают также прогресс в технике, в искусстве, гуманитарный прогресс и т. д. Так в каком направлении развивается общество?
Что касается экономической сферы, то отбросив в сторону цикличность экономики, неравномерность экономического развития в разных регионах мира, можно сделать вывод о прогрессе в данной области. Однако этот прогресс сопровождается огромными издержками, среди которых последствия экономических кризисов, загрязнение окружающей среды, войны за ресурсы, техногенные катастрофы. Поэтому некоторые философы, например Ж.-Ж. Руссо, ностальгировали по «золотому веку» человечества, когда отсутствовало социальное неравенство и частная собственность.
Прогресс в политике означает, прежде всего, движение от несвободы к свободе. Крах многих тоталитарных режимов, рабовладения, признание государством гражданских прав и свобод – несомненно, признаки прогресса. «Тирания подавляет умы тяжестью своего режима». [2]
Научный и последующий за ним технический прогресс неоспорим. Действительно, появление различных машин, средств связи, открытия в медицине, физике химии и других науках могут существенно повысить качество жизни человека и даже спасти от смерти. Известны болезни, ранее считавшиеся неизлечимыми, которые сегодня не представляют больше опасности для человечества. Но в то же время не всегда наука несет благо для людей. Можно ли считать достижением общественного прогресса создание атомной бомбы или опыты над людьми в фашистских лагерях смерти? В данном случае научный прогресс вступает в противоречие с прогрессом гуманитарным. Возникает вопрос о целесообразности общественного развития, которое оправдывает человеческие жертвы.
«Если прогресс — цель, то для кого мы работаем? Кто этот Молох, который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится и в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые ему кричат: осужденные на смерть приветствуют тебя, только и умеет ответить горькой насмешкой, что после их смер¬ти все будет прекрасно на земле? Неужели и вы обрекаете совре¬менных людей на жалкую участь кариатид, поддерживающих терра¬су, на которой когда-нибудь другие будут танцевать… или на то, чтобы быть несчастными работниками, которые по колено в грязи тащат барку с таинственным руном и с смиренной надписью «прогресс в будущем» на флаге. Утомленные падают на дороге, другие со свежи¬ми силами принимаются за веревки, а дороги, как вы сами сказали, остается столько же, как и при начале, потому что прогресс беско¬нечен. Это одно должно было насторожить людей; цель бесконечно далекая — не цель, а если хотите, уловка; цель должна быть ближе, по крайней мере заработанная плата или наслаждение в труде». [3]
Очень сложно оценить прогресс в духовной сфере. Многие философы видят в качестве главного препятствия на пути к прогрессу падение нравственности, следствием которого являются уже упомянутые войны, экологические, экономические, техногенные катастрофы и прочие бедствия. Слышатся призывы о необходимости укреплении нравственности, распространении норм морали в целях спасения человечества. Другая точка зрения утверждает, что мораль – лишь отражение процессов, происходящих в обществе, поэтому не следует уделять этому вопросу слишком большое внимание.
Несмотря на мнение некоторых мыслителей, что признаком упадка общества в целом является отсутствие великих творений, вопрос о прогрессе в искусстве представляется некорректным. Как можно сравнивать произведения искусства разных эпох? Каждое из них представляет ценность. Предпочтение одних другим носит субъективный характер: кто-то зачитывается Гомером и Софоклом, а кто-то – современными авторами.
Очевидно, что общественный прогресс – явление сложное и противоречивое. Развитие происходит нелинейно, в разных сферах подчас разнонаправлено. В качестве главного мерила прогресса необходимо рассматривать благополучие человеческой личности. Прогресс должен стать союзником человека. Для этого необходимо извлечь уроки из истории, уважать и ценить природу и направить в правильное русло накопленный потенциал.


Библиографический список
  1. Сорокин П. А. “Обзор теорий и основных проблем прогресса” // “Новые идеи в социологии”. Сб. третий. – СПб., 1914. – С. 116.
  2. Тюрго А. “Избранные философские произведения”. – М., 1937. – С. 64.
  3. Герцен А.И. Собрание сочинений. – М., 1956. – Т. VI. С. 35-36.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Andron»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация