УДК 004.42

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Бричковский В.И.
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Аннотация
Рассмотрены проблемы проектирования информационного обеспечения систем управления образовательными информационными ресурсам для организации процессов дистанционного обучения в сфере инноваций. В результате анализа современных подходов предложены технические решения по созданию и поддержке коллекций информационных ресурсов, рассмотрены возможности интеграции электронных образовательных ресурсов с традиционными библиотечными ресурсами.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, образовательный ресурс


INFORMATION SUPPORT OF DISTANCE LEARNING SYSTEMS FOR THE INNOVATION SPHERE

Brichkovskiy V.I.
Belarusian State University of Informatics and Radio Electronics

Abstract
The problems of designing an information security management systems educational information resources for the organization of distance learning in the field of innovation. The analysis of current approaches are proposed technical solutions for the creation and support of Information Resources, discussed the possibility of the integration of e-learning resources from traditional library resources.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бричковский В.И. Информационное обеспечение систем дистанционного обучения для инновационной сферы // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/6056 (дата обращения: 02.06.2017).

Введение

Разработка и внедрение новых информационных  технологий в систему подготовки кадров для  инновационной сферы является необходимым и закономерным условием,  позволяющим повысить качество подготовки и переподготовки специалистов, вовлеченных  в инновационную деятельность, повысить эффективность всех форм учебного процесса,  довести ее до уровня, соответствующего международным стандартам. Интеграция локальных информационных ресурсов в единое общедоступное  информационное образовательное пространство является важным составным элементом  образовательного процесса.  Сегодня усилия многих крупнейших исследовательских организаций и фондов сосредоточены именно на проектах представления, поддержки и использования информации. Особенную  актуальность приобретают эти проблемы в  сфере дистанционного обучения,  когда преподаватели и обучаемые разделены в  пространстве и времени. При соответствующей организации решение таких задач может в существенной степени положительно повлиять на интенсивность и качество обучения.  В связи с этим важнейшую роль при формировании и использовании  ресурсов играют   средства представления  и обработки  данных. Суть предлагаемого  подхода заключается в использовании набора метаданных для описания  информационных ресурсов.  Под понятием “метаданные” в данном случае понимается информация следующего характера: автор, который создал данный ресурс; дата публикации; биографические данные; ключевые слова; место этого ресурса в  контексте дистанционного обучения и т.д. В  дальнейшем  это предоставит   возможность  интеграции  создаваемых   ресурсов   с  другими  видами  информационных  образовательных ресурсов  Internet. 1. Организация  хранения информационных  ресурсов   Предложено организовать  хранение информации   в трех  базовых разделах. Первый  предназначен  для  хранения  структурированных информационных ресурсов  на  основе  реляционной  СУБД. Второй  предназначен  для  хранения  служебной,  сервисной информации,  фактографических  данных ( данные учетных  записей  пользователей, персональная информация зарегистрированных пользователей системы,  иерархия  тематических разделов и т.д.) на основе  реляционной  СУБД. Третий (контентное хранилище документов) предназначен  для  хранения  слабо структурированных информационных ресурсов  (рисунков,  фотографий,  анимаций,  текстовых  документов и т.д.) на  основе  файловой  системы. Модель данных документов системы может иметь сложную структуру, которая естественным образом поддерживается схожими моделями XML – стандарта и объектной моделью данных системы [2]. Хранилище имеет иерархическую структуру. В нем  на логическом уровне выделяются коллекции документов и документы. Для этого в схеме БД выделяются вершины, соответствующие коллекциям, и вершины, соответствующие корневым элементам документов. Структура – корень документа выделяет в схеме БД поддерево, которое и отождествляется с моделью данных документа. Каждому типу документа ставится в соответствие набор форм редактора для просмотра и редактирования данных. Редактор позволяет создавать коллекции для хранения документов. Пользователь задает тип новых документов и определяет набор форм, соответствующих данному типу; при этом  автоматически модифицируется схема хранилища. После чего редактор позволяет создавать, редактировать и осуществлять экспорт/импорт документов нового типа. Редактор не зависит от конкретного типа БД, работая с данными документов через интерфейс источника структурированных данных и с хранилищем через интерфейсы объектной модели хранилища документов. Реализация таких интерфейсов условно называется драйвером. Внутренним драйвером для редактора является драйвер подсистемы  управления контентом. В качестве формата обмена данными используется XML. Для использования данных  других систем  реализованы интерфейсы объектной модели хранилища документов.Разработан также специализированный  модуль экспорта/импорта данных между подсистемой управления контентом и SQL совместимыми СУБД. Центральным компонентом коллекции информационных ресурсов для дистанционного обучения является система метаданных. Подобно тому, как библиотечный каталог организует все множество единиц хранения в систему библиотечных фондов, вокруг которой строятся все библиотечные технологии, система метаданных организует совокупность электронных информационных ресурсов. Соответственно, предлагается  вокруг системы метаданных и на ее основе строить основные технологические процессы работы с информационными ресурсами.

  • навигация в информационном пространстве;
  • поиск отдельных цифровых объектов (информационных ресурсов) или их совокупностей;
  • ввод, обработка и организация хранения цифровых объектов, а также их исключение (изъятие);
  • управление правами доступа к цифровым объектам, включая защиту авторских прав, организации доступа и пр.

Наборы  метаданных соответствуют стандартам и  технологиям обучения, предложенным глобальным образовательным консорциумом (IMS),  что позволяет в процессе разработки систем дистанционного обучения ориентироваться на принятые во всем мире принципы стандартизации в области открытого образования. Учебный контент, который скомпонован стандартным способом, может более полно удовлетворять потребностям сетевого обучения. Предложено использовать новый формат, который дополняет XML семантикой, существующей в области электронных образовательных  ресурсов,  а  также с  учетом методов  их  использования [2].Этот формат представляет собой подмножество XML-схем, что обеспечивает с одной стороны возможность работы с файлами в данном формате стандартным XML-инструментарием, а с другой стороны упрощает разрабатываемые программы для импорта/экспорта структурированных данных в этом формате. В каталоге образовательных  ресурсов используется следующий набор полей ( * – обязательное поле, их 10):

  • URL (уникальный идентификатор) *
  • название *
  • аннотация *
  • ключевые слова *
  • авторские права
  • платный/бесплатный (словарь) *
  • автор
  • издатель
  • язык ресурса (словарь) *
  • тип ресурса (линейный рубрикатор)
  • аудитория (линейный рубрикатор)
  • уровень образования (линейный рубрикатор)
  • предметная область *

Дополнительными полями являются технические параметры

  • тип операционной системы, необходимой для использования ресурса (словарь);
  • формат ресурса (MIME).

2. Организация управления информационными ресурсами   Алгоритмы  управления  каталогами  информационных  ресурсов основаны на использовании  следующих модулей. Модуль управления, который осуществляет   выбор по каким- либо критериям конкретной позиции каталога, задание способа отображения информации и взаимодействия с пользователем. Модуль базы данных,  в которой хранится  вся необходимая информация и структура каталога. Модуль отображения разделов каталогов в виде групп определенного  списка позиций каталога в соответствии с параметрами,  заданными в модуле управления.

Выбор  данных для отображения информации в конкретной группе, формирование самих групп осуществляются путем манипулирования запросами к БД с использованием языка SQL.

Для отображения выбранной информации из БД применяется  соответствующий  XSL-шаблон, который  должен быть  подготовлен и помещен в информационное  хранилище. В случае, если такой  шаблон не задан,  то по умолчанию используется табличное отображение результатов обработки запроса.

Информация о структуре каталога и о каждой группе ресурсов  расположена в виде отдельных «страниц каталога», связанных между собой определенной структурой.

Для реализации предложенных решений использован  язык Java, технология Java Server Page,  а  также скриптовые  языки, которые могут  работать  как на  серверной,  так  и на клиентской  стороне.

В качестве СУБД возможно  использовать Oracle  или  MySQL.

 

Заключение

Предложенные алгоритмы организации метаданных базируются  на основе  технологии XML, что позволит в  конечном итоге обеспечить интероперабельность информационных  ресурсов  за  счет совместимости  с  общепринятыми стандартами данных, такими,  как DC и LOМ.  Такие наборы  метаданных соответствуют стандартам и  технологиям обучения, предложенным глобальным образовательным консорциумом (IMS),  что позволяет в процессе разработки систем дистанционного обучения ориентироваться на принятые во всем мире принципы стандартизации в области открытого образования.

Разработанный программный комплекс обеспечивает  реализацию следующих  возможностей:

  • Использование браузера на ПК конечных пользователей без необходимости установки дополнительного ПО.
  • Возможность проигрывания богатого, мультимедийного контента, включая контент, использующий Flash-технологию.
  • Модульный, развивающийся сервис с новыми возможностями, добавляемыми по мере его эксплуатации (включая новые типы контента и функциональные возможности среды обучения).
  • Высокая производительность и масштабируемость, ориентированная на дифференцированное обслуживание обучаемых.
  • Максимально эффективное использование имеющейся телекоммуникационной среды, доступной для образовательных учреждений.
  • Совместимость по контенту с другими системами поддержки электронного обучения.

Библиографический список
  1. Бричковский В.И., Красовский В.И., Остапенко  М.С. Создание и поддержка коллекций образовательных ресурсов в информационных сетях на основе алгоритмов извлечения информации // Материалы третьей Международной конференции «Информационные системы и технологии» – Минск, 2006 стр. 168-172.


Все статьи автора «viat»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: