ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ» К. ЯСПЕРСА

Цыганков А.С.

Ключевые слова: История философии, Осевое время К. Ясперса, современная философия


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыганков А.С. Предпосылки появления концепции «осевого времени» К. Ясперса // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5612 (дата обращения: 04.06.2017).

“…каким жалким, призрачным и мимолетным, каким бесцельным и произвольным исключением из всей природы является наш интеллект. Были целые вечности, в течение которых его не было; и когда он снова окончит свое существование, итог будет равен нулю” [3], такими словами начинает Ф. Ницше свою работу «Об истине и лжи во вненравственном смысле», написанную еще в 1873 году. В этой работе Ницше бросает вызов самому Разуму, который до него являлся конституирующим явлением всего западноевропейского человечества. И именно разрушение идеи Разума, постулируемая Ницше, как идеи объединяющей всех людей, на наш взгляд, является главной предпосылкой для создания К. Ясперсом его концепции «осевого времени».

Для объяснения выдвинутого нами тезиса, необходимо сделать краткий экскурс в историю западной философии и посмотреть, какие идеи (проекты) по объединению западноевропейского человечества являлись магистральными. По нашему мнению, первой идеей, которой удалось «связать» между собой людей Западной Европы, была идея христианская. Смысл христианского проекта заключается в том, что всякий человек является творением Бога, и обладает относительным бытием, в то время как абсолютным бытием обладает лишь сам Бог. При подобном взгляде, между королем и обычным крестьянином нет большой разницы, оба они всего лишь творения Бога, такие же, как и весь объективный мир, окружающий их.

Христианская идея начинает давать «трещину», вероятно уже с XII века, это явление подробно описал французский историк медиевист ле Гофф в своей книге «Интеллектуалы в Средние века». Именно в XII веке, большое распространение на Западной Европе получают города, с относительно высоким, по тем меркам, уровнем экономического развития, что позволило отдельной части людей заниматься лишь интеллектуальной деятельностью, отличной от той же деятельности практикуемой в стенах средневековых монастырей. И постепенно чаянья городского человека начинают переноситься «с небес на землю», большую ценность начинает приобретать «успех» в этом, земном мире[1].Венцом такого мировоззрения, становится Реформация, которая окончательно разрушает первоначальный христианский проект.

Второй проект, сконструированный мыслителями запада, вызревал постепенно, еще в недрах средневековой мысли, мы можем найти идеи близкие этому проекту, в частности, по мнению А.Г. Дугина у номиналистов, в период спора об универсалиях. Второй проект – это проект Разума, Когито, однозначное его появление можно фиксировать с начала Нового времени. Первые его конструкторы это: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Английское Просвещение его венец – это Французское Просвещение, сейчас мы можем видеть то, что этот проект завершился.

Для иллюстрации основного смысла проекта Нового времени, проекта Разума – Когито, возьмем знаменитое высказывание Р. Декарта: «Cogito, ergo sum». Если в период Средневековья предопределяющим фактором бытия человека являлся христианский Бог, то Р. Декарт говорит, что я существую не потому, что меня создал Бог, а потому что я мыслю, Бог теперь является не предопределителем человека, в том числе и его мышления, а предопределяемым человеком и его мышлением. Отсюда берет начало деизм, а впоследствии атеизм, или вернее сказать адеизм[2].

Проект модерна продолжает свое существование приблизительно до середины прошлого столетия, но его неизбежное завершение констатирует уже в конце XIX века Ф. Ницше (не только он, например это же делают К. Маркс, З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гассет и др.).

Таким образом, возникает вопрос, что придет на место Разума – Когито, которое исчерпало свой потенциал, что будет служить связующим звеном между людьми Европейского человечества?

Ответ на этот вопрос занимает умы философов с конца XIX века, вплоть до настоящего времени. Именно в логике этого ответа, на наш взгляд, находится и К. Ясперс и его концепция «осевого времени».

Перед тем как непосредственно перейти к сути «осевого времени», обратим свое внимание на двух философов, чьи мысли в чем-то соотносятся с мыслью К. Ясперса. Эти философы, уже не раз, упоминавшийся Ф. Ницше и М. Хайдеггер.

По нашему мнению, сближает всех трех философов, пристальное внимание, оказанное ими тому, что произошло в Древней Греции, а именно появлению рациональности.

Ф. Ницше, в своей работе: «Рождение трагедии из духа музыки» пересматривает отношение к философии Сократа, Платона и Аристотеля, и делает вывод, что «сократизм» своим рационализмом разрушил античное, уничтожил мифологическое мировосприятие, не предложив взамен ничего нового, кроме знания о том, что жизнь, с точки зрения разума бессмысленна. Этим Ницше дает свою жесткую оценку платонизму – рационализму.

М. Хайдеггер замену онтического мышления онтологическим, называет der erste Anfang (первое начало), происходит это начало у философов досократиков, именно они, по мысли Хайдеггера, первыми начинают мыслить о том, что мыслит, о самом мышлении. К Сократу, Платону и Аристотелю, Хайдеггер относится очень осторожно, и называет этот период греческой философии: «Началом конца в рамках первого начала»[4]. В общем, Хайдеггер также как и Ницше, видит негативное в появлении рациональности и доводит историю Разума до Machenschaft – машинерии, технического, производственного отношения к сущему и бытию, которое начинает брать верх с периода Нового времени. Что касается причин появления рациональности, то тут Хайдеггер опирается на своей мета-язык и говорит о некой «судьбинности», «предопределенности» западноевропейской истории.

Отличие концепции К. Ясперса, от концепций приведенных выше, на наш взгляд состоит в том, что:

- он рассматривает не только западноевропейскую историю, хотя и уделяет ей наибольшее внимание;

- он не считает рационализм губительным началом, которое приведет человечество к катастрофе, но также понимает его недостаточность.

Все три философа предлагают свой способ «перезагрузки» связующего человека начала:

- Ницше – всех (европейцев) объединяет иррациональная воля к власти;

- Хайдеггер – (европейский) человек должен обратиться к истинному фундаментально-онтологическому бытию (Dasein), совершить den zweiten Anfang - второе начало;

- Ясперс – человечество (то которое попадает в сферу «осевого времени») объединяет «философская вера», берущая свои истоки в «осевом времени».

Таким образом, мы можем сделать вывод что, концепция «осевого времени» Карла Ясперса в философском дискурсе XX века появляется не случайно. Перед и во время ее появления, философская мысль на западе переживает фундаментальное потрясение, связанное с кризисом европейской рациональности в частности, и проектом «Модерн» в целом. Данный кризис одним из первых был диагностирован Ницше, который, в связи с этим, предложил свой альтернативный проект «Воля к власти» связанный с иррациональной природой человека. В русле «альтернативных проектов», на наш взгляд, пребывает и разработанная Ясперсом концепция «осевого времени».


Библиографический список
  1. Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. Код доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History
  2. Дугин А. Г. Постфилософия. М., 2009.
  3. Ницше. Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Код доступа: http://www.nietzsche.ru/works/other/about-istina/
  4. Хайдеггер. М. Учение Платона об истине. Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986, с. 255-275


Все статьи автора «Alex»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: