МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЭТАПАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Матвейченков И.М.

Аннотация
В данной статье рассматривается методика формирования продуктивных грамматических навыков с помощью компьютерных игр на этапах ознакомления и тренировки.

Ключевые слова: компьютерные игры, формирование продуктивных грамматических навыков


THE METHOD OF APPLICATION OF COMPUTER GAMES FOR PRODUCTIVE GRAMMAR SKILLS ON THE STAGES OF FAMILIARIZATION AND TRAINING

Matveychenkov I.M.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матвейченков И.М. Методика применения компьютерных игр для формирования продуктивных грамматических навыков на этапах ознакомления и тренировки // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/11/5235 (дата обращения: 13.03.2024).

Под продуктивным грамматическим навыком подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками. Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки[7, стр. 34]..
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи.       Целесообразно выделить три основных этапа:
1. Ознакомление и первичное закрепление;
2. Тренировка;
3. Применение.
В ходе разработки данного вопроса мы создали несколько игр с помощью технологии flash.

AmIsAre  и AmIsAre2.

1       2

В первой из них для победы необходимо расстреливать местоимения-астероиды, движущиеся навстречу космическому кораблю, подходящими патронами-формами глагола to be (am, is, are). Каждой форме соответствуют клавиши соответственно D,A,S. Идея игры заключается в том, что ребенок видя и проговаривая про себя приближающиеся местоимения и существительные учится правильно реагировать на них (ставить после них глагол to be в соответствующей форме). Во второй игре задача усложняется – вместе с местоимениями необходимо сбивать еще и существительные.
В ходе работы мы установили, что данные игры целесообразно применять на этапах ознакомления и тренировки грамматических навыков.
Целью этапа ознакомление и первичного закрепления грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Для ознакомления с формой, значением и употреблением грамматического явления (спряжение глагола to be) используется данная игра. Осмысление грамматического явления может происходить дедуктивно или индуктивно, т. е. учащимся сразу же после первой презентации игры может быть дано правило, и они будут искать в данной игре конкретный материал для его подтверждения (дедукция), или путем проб и ошибок и при помощи наводящих вопросов вывести правило (индукция). Надо отметить, индукция и дедукция используются обычно в единстве. Значение и употребление грамматических явлений не всегда можно вывести самостоятельно, поэтому здесь целесообразно использовать дедукцию. Что касается формы, то она поддается непосредственному наблюдению, обладая материально выраженными сигнальными признаками, т. е. та самая языковая наглядность, которая служит чувственной опорой при формировании грамматических понятий. Следовательно, форма грамматических явлений может быть выведена индуктивно, но нужно специальными средствами привлечь к ней внимание учащихся. Подтвердим сказанное примером. Прежде всего, учитель сообщает правило, касающееся значения и употребления этого глагола. Таким образом, здесь применяется дедукция; под углом зрения этого правила учащиеся затем играют в игру, анализируя употребление глагола после местоимений и существительных. В ходе игры внимание учащихся концентрируется на форме глагола (в случае неправильного попадания отнимается 1 жизнь и раздается NO).
Мы считаем, что примение игры может стимулировать исследовательский поиск учащихся, что является главным при ознакомлении с новым грамматическим явлением.
Дальнейшее усвоение происходит в ходе прохождения этих игр до конца (до 30 очков), целью чего является формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования ситуациях. Тренировка, таким образом, обеспечивается за счет многократного употребления нужной формы глаголы to be в различных контекстах. При прохождении 1-ой игры можно переходить ко 2-ой, где к местоимениям прибавляются еще и существительные.
Таким образом, применение подобных игр на уроках английского языка способствует формированию грамматических навыков на этапах ознакомления и тренировки.


Библиографический список
  1. Алексеева И.В. Работа над грамматической структурой Complex Object на уроках иностранного языка/ иностранные языки в школе. – 2001. – № 6. – С.32.
  2. Белогрудова В.П. Грамматика. Это интересно!/ Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С.29.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – С.118-120.
  4. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.- М.: Айрис-Пресс, 2000.-С.7-13.
  5. Костомаров В.Г. Требования к грамматическим упражнениям.- М.; Просвещение, 1965.-С.57.
  6. Никитина Н.В. Грамматика на уроке немецкого языка/ Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С.72.
  7. Нефедова Н.И. О формировании рецептивных грамматических навыков чтения на уроках немецкого языка/ Иностранные языки в школе. 1984. – № 6. – С.34.
  8. Гез Н.И. Текст лекций по курсу «методика обучения иностранным языкам в высшей школе» (раздел «Грамматика»). – М.: Просвещение, 1979. – С.7-13.
  9. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1982. – С.55.
  10. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике/ Иностранные языки в школе. – 2005. – №8. – С.39.
  11. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991.- С.74.
  12. Ситнов В.А. Грамматические знания, умения, навыки в свете теории когнитивизма/ Иностранные языки в школе. – 2005. – № 7.- С.42.
  13. Чернина А.Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике/ Иностранные языки в школе. – 1998. – №4. – С.28.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978. – С.67.
  15. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике на материале английского языка/ Иностранные языки в школе. – 2003. – № 4. -С.28.
  16. Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики/ Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С.89.
  17. Никитенко З.Н. Психология обучения грамматике в курсе английского языка/ Иностранные языки в школе. – 1992. – № 5.- С.39.
  18. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку.- М.: Просвещение, 1982. – С.55.
  19. Лапидус Б.А. Методика обучения неродному языку как наука: достижения, недостатки, проблемы.- М.: Просвещение, 1992. – С.79.
  20. Лысиченкова С.А. Лексико-грамматические игры на уроках французского языка/ Иностранные языки в школе.- 2005.- №8.- С.51.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «matveichenkov_im»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация