УДК 34

ФЕНОМЕН ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФИКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Ильина Елизавета Васильевна
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
магистрант кафедры теории и истории государства и права факультета управления

Ключевые слова: конституционно-правовая фикция, конституционное право, правовая фикция, юридическая фикция.

Ilyina Elizaveta Vasilevna
Academy of Management under the President of the Republic of Belarus
Undergraduate Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Management

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Е.В. Феномен процессуальной конституционно-правовой фикции (на примере законодательства Республики Беларусь) // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4901 (дата обращения: 04.10.2017).

Конституционно-правовая фикция представляет собой средство юридической техники, при помощи которого конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, закрепляемое в законодательстве и носящее императивный и неопровержимый характер. Конституционно-правовые фикции имеют особое значение в правовой системе любого государства в силу приоритета конституционных правоположений.

Фикции в отрасли конституционного права имеют специфическую природу, отличную от тех, что существуют в иных отраслях права. Они отражают, с одной стороны, волю законодателя, научное познание действительности, с другой стороны – состояние общественного правосознания, черт культуры и традиций.

В настоящее время фикции еще не получили должного внимания в науке конституционного права. При этом актуальность проблемы использования фикций в конституционном праве очевидна, поскольку данная отрасль является ведущей отраслью права, закрепляющей и регулирующей наиболее важные общественные отношения, касающиеся основ общественного строя, государства и правового положения личности.

При исследовании Конституции Республики Беларусь [1]  и иных правовых актов, закрепляющих нормы конституционного права, обнаружился целый ряд положений, сформированных при помощи метода правовой фикции («разделение властей», «равенство всех перед законом и судом», «народный суверенитет», «непосредственное осуществление народом своей власти», «территория государства» и т.д.).

Тот факт, что правовые фикции были применены не только при формулировании отдельных норм права, но и при построении конституционных принципов, а также весьма сложных и имеющих большое значение для данной отрасли права институтов, говорит о том, что правовые фикции представляют собой одно из ведущих средств законодательной техники. Конституционные правовые фикции представляют собой тот необходимый нормативный материал, который обеспечивает связанность и эффективность действия всех элементов механизма конституционно-правового регулирования, помогая реализовать букву и дух действующей конституции.

В данной статье будут рассмотрены процессуальные конституционно-правовые фикции, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь. До сих пор в рамках отрасли конституционного права такие фикции не выделялись и не рассматривались.

Природа процессуальных правовых фикций в конституционном праве, на наш взгляд, имеет свои особенности. Данные правовые фикции предлагают альтернативные способы осуществления некоторых процедур и применяются, к примеру, для недопущения затягивания законодательного процесса.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь «закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения, он не был рассмотрен Советом Республики» [1].

Нетрудно заметить, что нерассмотрение закона верхней палатой Парламента Республики Беларусь – Советом Республики в течение определенного законодательством срока в данном случае искусственно приравнивается к одобрению этого закона Советом Республики большинством от его полного состава. Данная правовая фикция сознательно вводится законодателем с целью недопущения затягивания законодательного процесса из-за отказа либо невозможности рассмотрения законопроекта верхней палатой Национального собрания Республики Беларусь. Законодатель исходит из того, что Совет Республики извещен надлежащим образом о содержании законопроекта и согласен с таким содержанием, хотя в действительности это могло и не иметь места. Без применения правовой фикции невозможным будет дальнейший ход законодательного процесса и окончательное принятие закона.

Аналогичное назначение у правовой фикции, содержащейся в ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь. По общему правилу закон представляется Президенту на подпись в десятидневный срок. Если Президент согласен с текстом закона – он его подписывает. «Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным» [1].

Полагаем, что правовые фикции в приведенных примерах, прежде всего, направлены против недисциплинированности субъектов законотворчества, что выражается в недопущении затягивания или препятствования реализации рассмотрения законопроектов и принятия законов. Однако данное правило содержит исключение: «Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии» [1], что создает определенные гарантии для превращения не соответствующих реалиям, «сырых» законопроектов в законы.

Процессуальная правовая фикция содержится также в ст. 88 Конституции Республики Беларусь. Так, Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Он считается смещенным с должности, если за это решение проголосует не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения [1].

Неопределенность в политическом процессе не может продолжаться бесконечно долго: это создает ряд проблем различного характера, может привести к политическому кризису и обострению социальной напряженности в стране, поэтому, несмотря на фактическое отсутствие решения о смещении Президента с должности, оно считается принятым не в пользу такого смещения.

Таким образом, можно утверждать, что процессуальные конституционно-правовые фикции вносят определенность в политический процесс, способствуют экономии средств и сил, сокращая время на принятие закона либо же являясь своеобразной санкцией за невыполнение субъектами права своих обязанностей. Их закрепление в является очевидной необходимостью, поскольку такие конституционно-правовые фикции устраняют неопределенность в правоотношениях, упрощают подход к сложным правовым явлениям и обеспечивают оптимизацию правовых процедур.


Библиографический список
  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.


Все статьи автора «Elizzzabet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: