НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Яценко Татьяна Николаевна
МКДОУ детский сад № 23 «Антошка» п.Новотерский Минераловодского района
Воспитатель

Аннотация
Данная работа посвящена нетрадиционным формам работы с детьми по формированию связной речи.

Ключевые слова: формирование связной речи


NON-TRADITIONAL FORMS OF WORK WITH CHILDREN TO FORM COHERENT SPEECH

Yatsenko Tatyana Nikolaevna
MKDOU kindergarten number 23 "baby house" p.Novotersky Mineralovodsky District

Abstract
This work is dedicated to non-traditional forms of work with children on the formation of coherent speech.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яценко Т.Н. Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/4218 (дата обращения: 18.03.2024).

Актуальность опыта

Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающие внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями. В нем каждый из нас, обнаруживает индивидуальный уровень сформированности внутренней культуры. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, её мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Невозможно представить развитие человека, само существование индивида, как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой  «образ Я», обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. В общении происходит становление личности как самобытной, неповторимой и творческой. С точки зрения психолого-педагогической науки, речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачи развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также составление рассказов по картине.

Все выше названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

 

Я поставила цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Работая по программе «От рождения до школы» /Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и по «Примерной региональной программе образования детей дошкольного возраста» /авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУДПО СКИПКРО; Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н./, я пользуюсь «Методикой развития речи» под редакцией Ф.А.Сохина и «Методикой развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной

Моделируя и отлаживая работу по развитию связной речи детей на основе авторских конспектов занятий я опиралась на следующие технологи: здоровье-сберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; технология ТРИЗ; методика Монтессори; использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники.

А так же я наметила для себя в перспективе ожидаемые результаты:

Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения; используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец); развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно(командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

Прежде чем начать работу по достижению цели и задач я провела диагностику по своей теме. Результаты показали: что словарный запас пассивный, позволяет детям понимать обращенную к ним речь, но активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов и прилагательных. Дети старались заменять слова мимикой, жестами, затруднялись в названии действий, предметов и их определений. Диалог поддерживали однословными ответами, общались неохотно, больше молчали. В итоге: низкий уровень речевого развития. Но он был низким еще и за счет того, что дети были вновь набраны во вторую младшую группу, то есть домашние дети. И так получилось, что я начала работу по формированию связной речи с детьми 4-х летнего возраста. Но с помощью каких средств? Изучив пособие «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, где она описывает свою работу по ознакомлению детей с моделями, которые способствуют развитию воображения и связной речи. Мне понравился этот метод работы и я решила попробовать развивать у детей связную речь посредством модели. Но сначала надо было обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе я уделила накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для  этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). такое обучение проводила в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Здесь я и решила использовать предметную модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки: кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на модели, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Во время рассказывания сказки я так же стала изображать ее содержание с помощью моделей на фланелеграфе, что вызвало интерес у детей и желание рассказать о каком-то герое (по моей просьбе). Например: показываю на оранжевый кружок и спрашиваю:

- Кто это?                                                                                                                                                             - Лиса.                                                                                                                                                                 – Лиса какая?                                                                                                                                                      - Рыжая, оранжевая, хитрая, красивая.                                                                                                          – Что она делала у зайца в избушке?                                                                                                         – Она там жила и т.д.

А так же предлагаю рассказать о том что говорили собаки, когда встретили зайца (показываю на модели), а зайчик что ответил? и т.д. Дети, глядя на модели быстро ориентировались и отвечали на вопросы. Сначала я, конечно, выставляла на фланелеграф картини с персонажами сказки, но со временем заменила их на модели-заместители и увидела в глазах детей интерес и желание самостоятельно манипулировать этими фигурками, при этом озвучивая свои действия, но все-таки отдельными фразами. Еще мы использовали модели при заучивании наизусть  стихов и потешек, выкладывая содержание на фланелеграфе, что способствовало более быстрому запоминанию текста.

Вот, пожалуй и все, что мы успели сделать в младшей группе. Дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением (большой – маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий); действия предмета или с предметом. То есть от отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связного высказывания. Они стали более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой, активными.

В следующем году мне следовало научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др.- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает  детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с простейших мнемо квадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблици – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно  передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе  по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучению составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я давала цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы я стала рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы в месте с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: – строение рассказа, – последовательность рассказа, – лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Хотелось бы  еще рассказать еще о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.  Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т.е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, использую лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы стала вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Все перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, я стараюсь придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщенный образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа  по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой я провожу речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. И очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности игру. Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю: «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!». Здесь даже ненужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игровые приемы помогают сделать  задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Используя игровые, нетрадиционные формы обучения, я вызываю интерес к овладению дошкольниками связной речью и готовлю их к обучению в школе. Успешно решать поставленные задачи мне помогает: созданная в группе предметно-развивающая среда. Проведение диагностики. Отбор художественной литературы. Использование наглядного материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, «перфокарты»), готовые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты), схемы, символы, модели и др. Проведение сюжетно-тематических занятий в форме: КВН, «Устами младенца», «Поле чудес» и т.д. Оформление «копилок» речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи -запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.). Тесный контакт с семьей. (Встречи с родителями, беседы, консультации, тетради для выполнения домашнего задания.). Использование  речевых игр, упражнений вне занятий. Проведение пальчиковой гимнастики. Организация самостоятельной деятельности детей. Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждое занятие было посвящено одной теме или сюжету, все части его были взаимосвязаны дополняли друг друга. Занятия направлены на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, не нарушая общепринятой схемы «звук – слог – слово – предложение – связная речь». Занятия разнообразны по сюжету и жанру: это и игра, и спектакль, и урок, и экскурсия, и путешествие, и поездка и приключения. Использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетов  и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, специально изготовленных пособий, рисунков, панно, мозаик, коллажей. Всю свою деятельность я стараясь строить интересно, весело, используя игровые приемы и наглядный материал. Я считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно все делать очень быстро и, как советует Доман, «заканчивать горячими выражениями радости и похвалы», что позволяет мне вызывать интерес у детей к занятиям по развитию речи, к речевой гимнастики, к речевым играм.

Многолетняя практика и поиск новых путей  повышения результативности работы по развитию связной речи показали, что добиться положительного результата можно, если формировать, поддерживать и стимулировать познавательный интерес. Выстраивается логическая лесенка:

  • · Связная речь – грамотно оформленная мысль;
  • · Мысль базируется на знаниях – без знаний нет интеллекта;
  • · Детские знания приобретаются в игре;
  • · Познание – это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые и дети должны получать удовольствие от процесса обучения как от самой увлекательной игры.

В старшем возрасте я продолжила развивать словарный запас детей, умение строить и аргументировать свои высказывания, уделять внимание развитию воображения и фантазии, словотворчества и рассуждений. Поэтому я начала использовала следующие виды рассказов:

  • · Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов:

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, какие слова подходят к слову «книга»? кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ. Один из вариантов рассказа:  «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились. Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник  знания!»

  • · Придумывание рассказа с продолжением:

Например, воспитатель говорит , что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. В друг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

a)                      Радостный, веселый конец рассказа;

b)                     Поучительный;

c)                      Фантастический вариант.

  • · Рассказ-зарисовка по опорным словам:

- Сейчас вы станните художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия, а подсказки буду рисовать в воздухе.

  1. Скрылось                             набежало                      подул

Закачались                          сверкнуло

И согнулись                        и ударил                       полил.

  1. Прошла выглянуло распрямились зазеленело запели. Вышли погулять.

А теперь глядя на свои рисунки составьте рассказ.

  • · Рассказы-инсценировки: (используя мнемотаблицы)

«Разговор гор» (которые окружают нас в нашей местности).

Каждый ребенок вовремя индивидуальных занятий получает определенную информацию о «своей горе», должен проникнуться уважением к тому, что создала природа(особенности каждой горы), рассказать о ней, как о самом замечательном чуде на свете.

Делается вывод, что можно узнать много интересного об окружающей нас природе. При знакомстве с достопримечательностями родного поселка мы также использовали мнемотаблицы: при составлении рассказа о заводе минеральной воды «Новотерской целебной», о санатории «Минеральные Воды», об «Экскурсии в конюшню». Использование мнемотаблиц помогает формировать у детей представление о родном крае, как части России, об истории зарождения и развития своего поселка, о людях, прославивших свою малую Родину. Способствует развитию желания рассказывать о достопримечательностях родного поселка, а это сейчас имеет не мало важное значение.

  • · Рыссказы-рассужденя:
  1. Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях. Например:

Если это собака…

Если это собака, то она сидит на цепи и охраняет двор.

Если это собака, то она лает и может укусить.

Если это собака, то она живет в будке.

Если это собака, то она верный друг хозяина.

Если это собака, то она не любит кошек.

Если это собака, то она любит косточки.

А теперь вспомните что вы узнали о собаке (ответы детей).

  1. Загадочная история. Беседа-рассуждение с последующим составлением рассказа по какому-то стихотворению.
  • Рассказы – небылицы:

Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

Небылица может начинаться с предложения:

«На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…»

Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); по множеству предложенных картинок; по силуэтам, фигуркам; небылицы случаются и в стихах:

Бежала по улице кошка

И вдруг полетела, как  мошка.

Видит: порхает навстречу пес,

Он кучу сказок в лапах нес…

Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя. В старшей группе я разработала перспективный план комплексно-тематических занятий. Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи, но и ознакомлению с окружающим, опираясь на поисково-исследовательскую деятельность. Так, например, проводя занятие «С чего начинается Родина?», дети научились не только связно рассказывать с помощью схем и таблиц, но и узнали много интересного о своем поселке, о его достопримечательности.

Большую помощь в работе над своей темой мне оказывают родители. Я провела собрание на тему «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста» в форме круглого стола, где родители принимали активное участие. Подвела итог анкетирования на тему «Развитие речи и речевого общения». Родители согласились, что развитию речи детей необходимо уделять постоянное внимание, разговаривать с детьми на разные темы. Кроме того порекомендовала родителям через наглядную агитацию некоторые игры для детей «Игротека в кругу семьи», например: «Только веселые слова», «Волшебная цепочка», «Слова-мячики» и т.д. Не осталась без внимания родителей и консультация «Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей». Здесь я советовала родителям не только интересоваться достижениями своих детей в детском саду но и делиться опытом своей семьи по развитию речи детей. Провела совместно с родителями праздник «Моя родная сторона», где родители вместе с детьми рассказывали и обыгрывали легенды о горе: «Змейка», «Бештау», «Машук». Затем мы использовали этот материал на открытом занятии.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, дает свои результаты: – Дети быстрее научились произносить звуки; – Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. – Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. – Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетных картинок. – Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей. – Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам. Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

На будущее я планирую заняться проектно-иследовательской деятельностью. Разработать ряд проектов, которые бы помогли ребенку не только легко, понятно и последовательно излагать свои мысли, но и выступать в роли исследователя, познавая окружающий мир, ближе знакомясь с родным краем.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «tatjana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация