УДК 37

СПЛОЧЕННОСТЬ – КАК ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ

Чемерский Э.Ф.1, Чемерская Т.Г.2
1Белгородский педагогический колледж, К.пед.н., преподаватель
2Белгородский педагогический колледж, доцент кафедры Менеджмент организации

Аннотация
В данной статье рассмотрена «cплоченность» как ценностно - ориентационное единство группы.

Ключевые слова: единство группы, социально-психологический тренинг, Сплоченность


COHESION - AS A VALUE - ORIENTATION OF UNITY

Chemerskiy E.F.1, Chemerskaya T.G.2
1Belgorod Teachers College, Candidate of pedagogical sciences, professor
2Belgorod Teachers College, Associate Professor of Organizational Management

Abstract
This article considers the "cplochennost" as a value - orientation unity of the group.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чемерский Э.Ф., Чемерская Т.Г. Сплоченность - как ценностно - ориентационное единство группы // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4173 (дата обращения: 02.06.2017).

Общество, как сложная многоуровневая система, всегда стремится к образованию групп, которые представляют его интересы, опосредованные межличностными отношениями, где человек должен признаваться как единственная цель и ценность. Личность оказывается вовлеченной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Т.е. группа выступает своего рода “микросредой” формирования индивида. Взаимодействие людей в группах не всегда происходит гладко, не всегда группа добивается намеченных целей. Знание “правильной” организации группы, особенностей ее деятельности особенно важно для производительной и эффективной работы организации в целом. Изучение проблемы единства ценностных ориентаций и целей, как одного из критериев группы, становится все более актуальным и в личностном, и в социальном аспекте. Интерес к данной проблеме не ослабевает, и обусловлен он, прежде всего, ее несомненной практической значимостью. Однако, этот интерес говорит скорее о том, что данная проблема еще не нашла своего полного решения[4.С.56]
В связи с вышеизложенным, особый интерес вызывает изучение взаимосвязи ценностно-ориентационного единства группы и социально-психологических характеристик личности. Содержательную сторону личности определяет система ценностных ориентаций. Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Ценностная система составляет основу мировоззрения, жизненной концепции личности. Ценностные ориентации могут рассматриваться как на уровне отдельной личности, так и на уровне функционирования целой группы.
Решение проблемы обусловило необходимость проведения исследования, определило цель- с помощью эмпирического исследования выявить особенности ценностно-ориентационного единства определяемых групп и разработать рекомендации по его оптимизации. В рамках реализации поставленной цели было проведено тестирование студентов Белгородского филиала медицинского училища МИИТ, в исследовании принимали участие 75 студентов 1-4 курсов обучения.
Кроме вышеперечисленных, применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические(сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические(тестирование); методы обработки данных(описательная статистика, корреляционный и факторный анализ) Испытуемые были протестированы по методикам, выбор которых осуществлен на основании соответствия предмета их изучения интересующим нас аспектам личности и ценностно-ориентационного единства, как необходимой составляющей группового развития.
Для определения ценностных ориентаций человека была использована методика, разработанная М.Рокич, основанная на прямом ранжировании списка ценностей[1.С.29]. Для диагностики социально-психологических установок личности использовалась методика О.Ф.Потемкиной, цель которой выявление степени выраженности социально-психологических установок [4.С.69]. Для изучения ценностно-ориентационного единства целесообразно использовать методику Р.С.Немова, позволяющую изучить сплоченность коллектива, измерить показатели сплоченности группы, степень и анализ выраженности качеств группы, определить наиболее эффективные способы работы. Цель методики А.А.Реана, В.А.Якунина- изучение мотивов учебной деятельности. Количественный анализ показателей ЦОЕ в студенческих группах позволил определить, насколько совпадают или не совпадают их мнения в отношении значимых объектов[5.С.186].
В соответствии с программой эмпирического исследования, на первом его этапе с помощью методики Р.С.Немова нами были получены показатели ценностно-ориентационного единства студенческих групп разных курсов обучения. Средние показатели поданы в таблице 1.
Таблица 1-Средние показатели ценностно-ориентационного единства в студенческих группах
Объект оценки
Полюс оценки Совместная деятельность Характеристики группы Всего
Степень совпадения оценок по позитивным качествам 29,8% 32,8% 31,3%
Степень совпадения оценок по отрицательным качествам 37,8% 36% 36,9%
Всего 33,8% 34,4%
Данные (таблица 1) свидетельствует о том, что в целом показатели ЦОЕ студенческих групп являются невысокими. Более высокая степень совпадения представлений, суждений студентов наблюдаются при оценке социально-психологических характеристик собственной группы, чем совместной деятельности. Студенты более едины в оценке негативных характеристик собственной группы и деятельности, чем позитивных.
Рисунок 1 Показатель ЦОЕ студенческих групп разных курсов
показатели ЦОЕ в отношении соц-пс.характ.групп
показатели ЦОЕ в отношении совместной учебной деятельности
Результаты показывают наличие определенной тенденции в развитии ЦОЕ студенческих групп. На каждом курсе чередуются более высокие показатели ЦОЕ по отношению к собственной группе или совместной деятельности. Студенты четвертого курса достигают наибольшей степени совпадения оценок собственной группы, при максимальном (по сравнению с другими курсами) снижении ЦОЕ относительно учебной деятельности.
Рассмотрим социально-психологические характеристики своей группы, в отношении которых студенты первого курса сходны в своем мнении.
Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о том, что наибольшее число выборов имеют положительные характеристики.
В качестве важной характеристики группы первокурсники называют ее внешний аспект – размер, в отношении 30% разнообразных характеристик группы мнения студентов совпадают, особенно, что касается негативных сторон взаимодействия, от которых им хотелось бы избавиться, а так же
сходятся во мнении о том, что их учебная деятельность способствует появлению новых интересов (64,7% студентов), формированию новых взглядов на жизнь (64,7% студентов), обогащению собственного опыта (52,9%).Анализ содержательных аспектов ЦОЕ у студентов второго курса дал следующие результаты:
-больше всего мнение второкурсников о своей группе совпадает по таким пунктам: она имеет собственную точку зрения (65% студентов), в ней присутствуют разделенные на микрогруппы (60% студентов) и нарушение пропорций в отношении количества парней и девушек (50%) в отношении собственной группы второкурсники выделяют качества, которые отличают ее от других, что уже является проявлением группового единства.
Результаты свидетельствуют о том, что второкурсники негативно оценивают разделение группы на микрогруппы, а среди важнейших характеристик учебной деятельности они называют возможность общения (45% студентов) и установления товарищеских отношений (50%).
Результаты исследования ЦОЕ группы третьего курса говорят о том, что на третьем курсе сходство мнений и оценок студентов в отношении собственной группы снижается. Среди значимых положительных характеристик группы студентами названы коммуникабельность (40%), активность (40%), успешность (35%). Среди негативных: наличие микро групп (55%), эгоистичность (55%), не сплоченность (55%), отсутствие взаимопомощи в обучении (40%), недостаточное количество парней (40%). Отношение студентов к учебной деятельности иное: ее положительные характеристики связываются с возможностью получить практические знания и специальность (45%), обогатить свой опыт, всесторонне развить свои способности и качества (30%).
ЦОЕ студенческой группы четвертого курса позволило выявить динамику достаточно высокого (по сравнению с другими курсами) ЦОЕ четверокурсников в отношении характеристик своей группы достигается тем, что для большинства такими значимыми характеристиками являются позитивное настроение, радостность, веселье, шумность.
Студенты по-прежнему достаточно едины во мнении о том, что их учебная деятельность теряет в своей результативности из-за лени (66,7% студентов), избирательности (38,9%) и не системности в обучении (50%). В тоже время ЦОЕ в отношении положительных качеств совместной деятельности является невысоким, ведущее место снова занимают такие ее характеристики как возможность общения (38,9%) и приобретение опыта (38,9%), а также получение специальности (33,3%).
На втором этапе эмпирического исследования были выявлены основные мотивы обучения студентов.
Особенности учебной мотивации студентов разных курсов обучения отражены в таблице 2.

Таблица 2 -ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСОВ
№ Наименование мотива I курс II курс III курс IV курс
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1. Стать высококвалифицированным специалистом 11 13,6 15 15,5 19 20,8 12 13,3
2. Получить диплом 8 9,9 13 13,4 7 7,7 12 13,3
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах 4 4,9 5 5,2 5 5,5 1 1,1
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на “хорошо” и “отлично” 6 7,4 – 0 3 3,3 2 2,2
5. Постоянно получать стипендию 5 6,2 – 0 – 0 4 4,4
6. Приобрести глубокие и прочные знания 9 11,1 13 13,4 13 14,3 6 6,6
7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям – 0 2 2 – 0 2 2,2
8. Не запускать изучение предметов учебного цикла 3 3,7 3 3,1 2 2,2 9 10
9. Не отставать от сокурсников 1 1,2 1 1 1 1,1 4 4,4
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 8 9,9 14 14,4 11 12,1 9 10
11. Выполнять педагогические требования 1 1,2 – 0 – 0 2 2,2
12. Достичь уважения преподавателей 5 6,2 4 4,1 3 3,3 4 4,4
13. Быть примером для сокурсников 2 2,5 3 3,1 3 3,3 3 3,3
14. Добиться одобрения родителей и окружающих 7 8,6 10 10,3 9 9,9 5 5,5
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 1 1,2 1 1 2 2,2 6 6,6
16. Получить интеллектуальное удовлетворение 10 12,3 13 13,4 13 14,3 9 10
Всего: 81 100 97 100 91 100 90 100

Сравним особенности учебной мотивации студентов с уровнем ЦОЕ в их группах. Более высокие показатели сходства мнений студентов относительно их учебной деятельности достигаются на третьем курсе в связи с тем, что на данном этапе обучения преобладающими являются именно содержательные мотивы обучения и их выраженность выше, чем на других курсах. Более высокие показатели ЦОЕ относительно учебной деятельности у студентов первого курса связаны с тем, что их объединяет стремление соответствовать формальным характеристикам нового статусного положения, т.е. получать хорошие оценки и заслужить уважение преподавателей.
Являясь групповой переменной, ценностно-ориентационное единство зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность, влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него. Развитие же единства в группе определяет ряд переменных: групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Как следствие сплоченности – рост качества и количества группового взаимодействия; особые отношения, которые складываются между членами группы; особая атмосфера, возникающая при взаимодействии; получение членами группы большего удовлетворения от работы. Заметим также, что повышение сплоченности группы коррелирует со степенью психологической и социальной совместимости ее членов, выражающееся во взаимопонимании, терпении, доброжелательности, готовности к взаимопомощи.
Согласно полученным данным можно констатировать, что в целом показатели ЦОЕ студенческих групп являются невысокими. Самые высокие показатели совпадения мнений студентов по поводу их учебной деятельности наблюдаются на первом и третьем курсах обучения, а по поводу собственной группы – на четвертом. Качества совместной деятельности и группы, в отношении которых достигается максимальное единство мнений студентов, часто отражают внешние аспекты данных явлений и не раскрывают глубоко содержания совместной деятельности, направленной на овладение профессией. Исследуемые нами студенческие группы имеют специфические характеристики сотрудничества. Жизнь студента строится по иным нормам и правилам. Опыт практической психологии показывает необходимость организации адаптационного периода развития личности при вхождении ее в ритм жизни средне-специального учебного заведения [3.С.36]. Этот процесс определяет структуру потребностей и мотивов индивида: активное и пассивное воздействие на социальную среду. Поэтому тренинги, занятия по адаптации студентов направлены на знакомство друг с другом. Такие тренинги помогают узнать лучше интересы сокурсников, понять себя, научиться слушать других и говорить так, чтобы быть услышанным.
Таким образом, социально-психологический тренинг как один из методов работы по повышению сплоченности, единства группы можно считать достаточно позитивным. Однако окончательный выбор форм и методов работы зависит от специфики группы, совокупности проблем и иных психологических характеристик.


Библиографический список
  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: ИЦ «Академия», 2008.- 367 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. А.А. Реана – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания в семейных отношений: Пер. с англ. [Текст]/ – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 267 с.
  4. Бовть О.Б. Организация коллективной работы с агресивными детьми [Текст] // Начальная школа. – 2007. – №7. – С. 25-32.
  5. Боришевский М.И. Саморегуляция поведения школьников[Текст]// Педагогика – 2006. – №3. – С. 63-67.
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. [Текст]/ – М.: Мысль, 2004.-С. 9-167


Все статьи автора «chemerskytg»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: