РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ РЕЖИССЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жук Ирина Васильевна
Челябинская государственная академия культуры и искусств
кандидат педагогических наук
Zhuk Irina Vasilevna
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts
PhD

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жук И.В. Развитие коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей во внеучебной социально-культурной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3205 (дата обращения: 02.06.2017).

Социально-культурная деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников представляет собой художественно-направленный культурно-воспитательный процесс в системе общественно-досуговых отношений, представляющий собой неразрывную совокупность инициативы, наличия целей, принципов, знаний сценарно-режиссерских технологий, режиссерских и исполнительский умений [3].

Отметим, что к основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная и коммуникативная [2]. Одной из характерных для социально-культурной деятельности является ее коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (творческие объединения, вечера встреч, праздники, вечеринки, танцы и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный и массовый. Сегодня, как никогда, востребован высокий уровень коммуникативной компетентности специалиста, его способности к коммуникативной деятельности в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Для развития коммуникативной культуры, расширения коммуникативной компетентности студенты режиссерских специальностей вовлекаются в процесс подготовки и проведения праздничных мероприятий во внеучебное время, то есть участие студентов, будущих режиссеров, в социально-культурных мероприятиях Концертно-творческого отдела вуза (конкурс на лучшую группу, Весенняя увертюра, КВН и т.д.), в проведении городских праздничных мероприятий, в творческой деятельности Школы молодых ведущих (областной конкурс молодых ведущих) и Мастерской сценарно-режиссерских технологий им. профессора Н. П. Шилова («Человек года» Советского района, народный праздник «Стрела», открытие книжных выставок, презентация аудиодисков, подготовка и выпуск студенческой газеты и т.д.).

Культурно-досуговая деятельность студентов режиссерских специальностей – сложная структурная организация, в которой можно выделить два среза: первый срез раскрывает «механизм» деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников, второй срез характеризует сферы ее проявления. Выделяются интролокальный и экслокальный виды культурно-досуговой деятельности. Экслокальная культурно-досуговая деятельность является главным и основным видом деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников [3, c. 20]. В связи с этим, будущим режиссерам необходимо научиться ориентироваться в характерных особенностях социально-культурной ситуации, в закономерностях ее возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе ее развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Очень велика роль ситуационного мышления режиссеров театрализованных представлений и праздников, благодаря которому они лучше понимают, какие приемы, методы, технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной праздничной ситуации.

Мы разработали требования к организации самостоятельной репетиционной работы студентов во внеучебной социально-культурной деятельности. Перед тем как студенты вольются в репетиционный процесс, связанный с подготовкой праздничных вузовских и городских мероприятий, с ними проводятся дискуссии на тему «Коммуникативная деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников во временных творческих группах», и обсуждение определенных правил [1].

Правила взаимодействия будущего режиссера с организационным комитетом (с коллегами, с заказчиками):
• на заседания организационного комитета необходимо выходить с четким замыслом. Цель будущего режиссера – удивить и заинтересовать своими творческими идеями;
• утвердить замысел с заказчиками и руководителями оргкомитета;
• точно и корректно формулировать творческие задания для руководителей художественных коллективов и технических служб;
• уметь выслушивать возражения и находить компромисс;
• не вмешиваться в области, в которых не являешься профессионалам, и прислушиваться к мнению специалистов.

Правила взаимодействия с художественными коллективами и артистами-любителями:
• будущий режиссер систематически ведет и использует в своей работе картотеку художественных коллективов, солистов, где указывает Ф.И.О. руководителя, название коллектива, список творческих номеров, контакты;
• четко проговаривать условия работы и не нарушать их;
• необходимо контролировать подготовку концертных номеров;
• не включать в программу не отсмотренный номер;
• не вмешиваться в работу коллектива без его художественного руководителя.

Правила взаимодействия с реальными героями (например, глава района, ветеран труда, ветеран Великой Отечественной Войны):
• во время подготовки к первой встречи необходимо уточнить Ф.И.О., прочитать прессу, энциклопедию о данном человеке;
• определить перечень вопросов, узнать о возможности пообщаться с его родственниками и коллегами;
• умение работать с архивом, находить необходимую информацию.

Модель коммуникативного поведения будущего режиссера во время проведения социально-культурного мероприятия:
• не перебивать коллег, не переделывать все в последний момент без необходимости, может повлиять на качественную сторону мероприятия, не ругаться с исполнителями;
• не страховать излишне художественные коллективы, не мешать работать руководителям, каждый должен четко знать свои обязанности и тогда все будет идти по разработанному плану;
• будущий режиссер должен быть уверенным и доброжелательным, уважать чужое мнение.

Преподаватели кафедры наблюдают в репетиционном процессе за вербальной и невербальной коммуникацией студентов: контроль позы, социальной дистанции; выражение лица; поддержание контакта глаз; контроль тона голоса, громкости голоса; объем речи; подбор темы для беседы; понимание социальных сигналов других людей, таких, как тон голоса, выражение лица и др.
После диагностики наблюдений и самоанализа преподаватели определяли коммуникативные трудности студентов. Это может быть, например, ситуация знакомства с новыми людьми, первого контакта, публичного выступления, противостояния доминантному начальнику и др. После этапа диагностики формулируются цели коррекции для каждого студента – организатора праздника. Такой целью может быть развитие новой поведенческой реакции или умения (например, формулировать вопросы; устанавливать и поддерживать контакт глаз; управлять мимикой, позой или громкостью голоса; улыбаться; корректность в раздаче творческих заданий и критических замечаниях). В репетиционном процессе, приближенным к реальным профессиональным коммуникативным условиям будущий режиссер эффективнее осваивает разнообразные вербальные и невербальные коммуника¬тивные сигналы, формирующие в конечном итоге коммуникативную компетентность.
Основной момент творчества режиссера приходится на работу на сценической площадке, и как бы режиссер не подготовился заранее, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер. В процессе импровизации наиболее отчетливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссера. При развитии коммуникативной культуры значительны самостоятельные репетиции, где студент сам организует и проводит их с позиции режиссера, а педагог выступает в качестве наблюдателя и консультанта. Репетиционный процесс фиксируется студентами в дневнике, где указывается мероприятие, степень занятости, должностные обязанности, анализ коммуникативной деятельности во время самостоятельных репетиций и модель поведения во время самого праздника. В самостоятельную творческую работу входят этюды, отдельные номера, эпизоды, подготовленные во внеучебное время к вузовским и городским праздникам. Анализ данного вида деятельности проводится педагогом, и творческой группой. В оценку входят такие показатели, как: умение представить свою работу; умение представить свой коллектив; соответствие выполнения задания обозначенной теме; умение организовать процесс репетиций; умение взаимодействовать с коллегами, творческими коллективами, техническими службами, зрительской аудиторией; творческая коммуникативная импровизация. Результаты заносятся в личную коммуникативную карту студента.

Мы делаем вывод, что художественно-коммуникативная деятельность будущих режиссеров во внеучебном социально-культурном процессе должна контролироваться и анализироваться преподавателями, обсуждаться сильные и слабые стороны коммуникативной личности студента, будущего режиссера корректироваться и переходить в состояние самоконтроля, самоанализа, самокоррекции собственной коммуникативной культуры.


Библиографический список
  1. Жук, И. В. Коммуникативная культура режиссера театрализованных представлений и праздников [Текст] / авт.-сост. И. В. Жук // Методические рекомендации по развитию коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности: ФГБ ОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2011. – 35 с.
  2. 2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  3. 3. Скрипина, Н. В. Подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности [Текст]: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н. В. Скрипина. – Челябинск, 2009. – 200 с.


Все статьи автора «Irina Zhuk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: