МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Пожарский Д.А.1, Пожарская Е.Н.1, Молчанов А.А.1
1Донской государственный технический университет

Аннотация
В данной работе построена математическая модель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность


MATHEMATICAL MODEL OF THE SYSTEM OF HEALTH-MONITORING ACTIVITIES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Pozharskiy D.A.1, Pozharskaya E.N.1, Molchanov A.A.1
1Don State Technical University

Abstract
In this paper, a mathematical model of the system of health-monitoring activities of the educational institution.

Рубрика: 01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пожарский Д.А., Пожарская Е.Н., Молчанов А.А. Математическая модель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/3185 (дата обращения: 16.03.2024).

Важной задачей в области здоровьесберегающей педагогики является как разработка модели образовательного учреждения (ОУ) с инновационной инфраструктурой здоровьесберегающей деятельности, так и создание математического описания и разработка методики математических измерений эффективности здоровьесберегающей образовательной модели. Для решения этой проблемы требуется углубление теоретических исследований программ мониторирования образовательных систем по факторам эффективности здоровьесберегающей образовательной модели.

Теоретические проблемы, связанные с вопросами здоровьесбережения в образовательных системах относятся к числу инновационных проблем педагогики. Вопросы моделирования здоровьесберегающих образовательных систем являются мало разработанными. Данные о разработке математического алгоритма анализа эффективности здоровьесберегающей образовательной модели в литературе не найдены.

Научная и практическая ценность работы связана с актуальностью проблемы развития технологий здоровьесбережения в образовательной среде, отнесенной президентом РФ Д.А. Медведевым к числу основных национальных приоритетов (национальная образовательная стратегия–инициатива «Наша новая школа», Приказ № 271 от 04 февраля 2010г.).

Целью данного исследования является математическое моделирование процесса мониторинга ОУ любого профиля и режима обучения применительно к педагогической модели здоровьесберегающего образовательного процесса.

Представим систему мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы . Система включает секторы , . В свою очередь, -ый сектор представляет набор критериев , . Для каждого сектора количество критериев может быть различным. В разработанной системе мониторинга присутствуют квалиметрические и качественные критерии. По каждому критерию исследуемый объект должен получить оценку , значение которой зависит от вида критерия:

– если критерий квалиметрический, то с ним связаны варианты ответов , , и соответствующие им значения баллов . В процессе мониторинга исследуемому объекту присваивается один вариант ответа , тогда значение оценки будет равно ;

– если критерий качественный, то необходимо сформулировать ответ , описывающий качественное состояние исследуемого объекта. Соответствующее ответу количество баллов определяется специалистом по вопросам здоровьесберегающей педагогики, причем не может быть больше заранее определенного максимального значения балла для критерия .

Таким образом, для мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы необходимо провести исследование по каждому -ому сектору и получить оценку по каждому критерию.

Анализ предложенной модели предполагает необходимость рассмотрения как квалиметрической оценки эффективности разных критериев здоровьесберегающей деятельности, сгруппированных в сектора здоровьесберегающей образовательной модели, так и совокупную эффективность здоровьесберегающей деятельности ОУ по комплексу показателей (по группе секторов или по всем секторам).

В нашей модели мы предлагаем методику представления данных отдельную для каждого мониторируемого сектора (психологического, педагогического и др.) и способ определения итоговой оценки совокупной эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ по комплексу секторов. Для этого необходимо вычисление абсолютных величин в баллах, набранных ОУ по каждому из мониторируемых секторов здоровьесберегающей модели,

.

При этом необходимо указывать количество критериев, по которым проводился мониторинг, поскольку, если мониторинг по какой-то причине проводился не по всему набору критериев, квалиметрическая оценка будет не полной и эта информация должна быть представлена в сопровождающих систему мониторинга документах. Представление данных в абсолютных величинах является начальным этапом накопления данных по состоянию здоровьесберегающей работы в мониторируемом ОУ.

Поскольку в пределах каждого сектора здоровьесберегающей модели ОУ имеется различное количество критериев здоровьесберегающей деятельности, для возможности сопоставления реализации различных секторов необходимо вычисление %-ных оценок по каждому из секторов. Для получения %-ной оценки по -ому сектору требуется предварительно вычислить максимальное количество баллов в абсолютных величинах, которое может быть получено в результате исследования по -ому сектору,

а затем отыскать %-ную оценку

.

В данном случае мы получаем представление данных в относительных величинах.

Общая сумма, характеризующая продуктивность здоровьесберегающей деятельности ОУ, равна арифметической сумме всех полученных баллов
по каждому -ому сектору. Для перевода данных в %-ную оценку необходимо рассчитать %-ный коэффициент

.

Уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности школы оценивается по схеме:

— высший уровень, соответствующий высшему уровню здоровьесберегающей деятельности школы;

— высокий уровень, соответствующий высокому уровню здоровьесберегающей деятельности школы;

— средний уровень, соответствующий среднему уровню здоровьесберегающей деятельности школы;

— репродуктивный уровень соответствует достаточному уровню здоровьесберегающей деятельности школы;

— непродуктивный уровень, соответствущий низкому уровню здоровьесберегающей деятельности школы;

— несоответствие деятельности школы стандартам здоровьесберегающего образования.

В проекте визуализация значений эффективности здоровьесберегающей модели проводится в форме таблиц, содержащих числовые данные, а также в графической форме

в виде гистограмм и лепестковых диаграмм [1, 2]. При этом табличные данные приводятся как в абсолютных, так и в относительных показателях, которые следует рассматривать отдельно.

Опишем структуру таблицы, представляющей результаты мониторинга. В таблице определены шесть столбцов: номер сектора ; количество критериев в секторе ; максимальное количество баллов в секторе ; количество критериев, по которым получена оценка в секторе; абсолютные показатели по сектору ; относительные показатели по сектору в %. В каждой строке такой таблицы приводятся данные по каждому исследуемому сектору. В последней строке указываются итоговые показатели по секторам здоровьесберегающей модели.

Рассмотрим способы представления результатов в графической форме.

Столбчатые гистограммы удобны для представления относительных данных, демонстрирующих статическое состояние – уровень здоровьесберегающей деятельности ОУ, достигнутый на момент прохождения мониторинга. Столбчатые диаграммы строятся на осях координат в соответствии с набранными %-ными коэффициентами . При этом число столбцов гистограммы в графическом представлении равно числу секторов, по которым ОУ проходило систему мониторинга, а их высота покажет эффективность здоровьесберегающей работы в рамках данного сектора.

Другой графической формой представления данных, демонстрирующих итоговый результат здоровьесберегающей эффективности ОУ в целом, являются лепестковые диаграммы, которые удобны для визуального представления динамики изменения здоровьесберегающей эффективности ОУ во времени, выявленного в ходе ступенчатого мониторинга (проведенного по всем секторам в трех точках исследования: до прохождения школой системы повышения квалификации по организации здоровьесберегающего образовательного процесса, в ходе прохождения системы повышения квалификации и по истечении определенного времени после прохождения системы повышения квалификации). Такие диаграммы удобны также в случае сравнительного анализа эффективности здоровьесберегающей деятельности разных ОУ в случае прохождения школами поперечного срезового исследования в рамках одной временной точки (на момент исследования).

В случае лепестковых диаграмм результаты представляются в виде звезд, число лучей в которых равно числу секторов системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ. Угол между лучами равен . Откладывая по лучам значения переменных по шкале от 0 до 100 и соединяя полученные отрезки, можно построить многоугольники, при этом форма многоугольника отражает степень сбалансированности вклада всех показателей в итоговый результат, а размер фигуры условно характеризует интегральную «мощность» объекта исследования по выбранному набору секторов.

В случае необходимости более дробной (внутрисекторальной) оценки возможно выделение групп критериев в пределах каждого сектора с последующим анализом абсолютных и относительных величин в динамике развития здоровьесберегающей модели ОУ.

Т.о., в предлагаемой модели представлены два типа показателей — абсолютные и относительные. Абсолютные показатели характеризуют количественную сторону процесса, масштаб здоровьесберегающей деятельности ОУ, но они не позволяют проводить сравнительный анализ разных секторов в пределах разрабатываемой здоровьесберегающей модели. Относительные показатели представляют собой сравниваемые
итоговые показатели по разным секторам, позволяющие сравнивать разные характеристики ЗОУ между собой, при этом качественные различия сравниваемых объектов становятся более четко выраженными.

Рассмотренная модель позволяет получить количественную информацию о здоровьесберегающем потенциале школы, результативности здоровьесберегающей деятельности, и обеспечивает возможность сравнительного анализа деятельности разных ОУ. Предложенная модель может также послужить основой для построения рейтинга программ ЗОУ, что потребует введения весовой дифференциации используемых индикаторов.

В рамках предлагаемой нами здоровьесберегающей модели предполагается отдельная квалиметрическая оценка каждого мониторируемого сектора, составляющего здоровьесберегающую образовательную систему (психологического, педагогического и др.), и итоговая оценка совокупной эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ по комплексу секторов.


Библиографический список
  1. Орлов, А.И. Прикладная статистика / А.И. Орлов. М.: Экзамен, 2004. — 656 с.
  2. Башкатов, Б. И. Прикладная статистика / Б.И. Башкатов, Д.В.Дианов, Л. И. Нестеров, Е.А. Радугина. – М.: ЭЛИТ, 2006. — 768 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «aa_molchanov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация