ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Никитаева М.В.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3066 (дата обращения: 28.09.2017).

Социализация с одной стороны является и стихийным, а с другой стороны направленным процессом, так как это вхождение в общество. Одна из важнейших сторон социализации человека в обществе, без которой он не может существовать это его социализация в рамках института образования. Это наиболее сложная и важная часть социализации, так как помимо того, что идет усвоение норм и ценностей идет усвоение знаний. Успешность социализации школьников определяются уровнем их социальной адаптированности, социальной автономности, социальной активности, обусловленным социокультурным развитием общества.

Можно выделить две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися норм и правил поведения, вторая – построение своей собственной позиции, по отношению к  усваиваемым нормам и ценностям. Мы видим две стороны вхождения ребенка в общество.  С одной стороны он должен уметь включаться в уже существующие социальные связи, и в какой то мере подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время важным является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции, умение ее доказать и отстоять.

Несомненно, образовательное учреждение, в том числе и школа, является  первой моделью социального мира. В школе ребенок осваивает законы взрослого мира, примеряет на себя различные роли, самоутверждается и т.д.

Традиционная школа это школа воспроизводства неких уже существующих социальных отношений, социальных установок. В настоящее время идет глубокая перестройка всей сферы образования и она не может не затронуть социального аспекта. На ряду с обычным воспроизводством стоит не менее важная задача – творчество. От ребенка требуется все больше не только воспроизводство полученных ранее навыков, но и личная ответственность, заинтересованность, созидание.

На помощь приходит проектная деятельность, которая и позволяет с одной стороны расширить рамки восприятия ребенком окружающего его мира, с другой стороны дает возможность обучающемуся найти именно то, что интересует непосредственно его в каждой дисциплине.

Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знание центристского типа к личностно-ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культурно-воспитательного типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией.

Проектная методика – актуальное инновационное направление в теории обучения в современной школе.

В настоящее время проектная деятельность является наиболее актуальным, в русле международных требований, направлением в системе российского среднего образования.

Тогда как проектная деятельность может быть отнесена к инновациям в системе образования, социальную информатику можно считать способом развития образования, Целый ряд специалистов-педагогов высшей и средней школы, в т.ч. в области педагогической информатики, исследуют проблемы проектирования в сфере информатизации образования, являющемся наиболее оптимальным вариантом креативного подхода в образовании (В.И.Слободчиков[1], Н.А.Дука[2], Т. М.Ермакова[3], И.С.Сергеев[4]  и др.)

В проекте, Государственной программы развития системы образования города Москвы, на период 2012-2016г.г., которая будет являться инструментом реализации городской политики в сфере образования, много уделяется внимания социализации школьников. Данная  программа разрабатывается исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 г., плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы. Программа разрабатывается на основе комплексного анализа текущего состояния сферы образования города Москвы, результатов реализации программы «Столичное образование – 5», национального проекта «Образование», учитывает градостроительные  перспективы, демографические тенденции, опирается на прогноз социально- экономического развития города, трансформации социального заказа к образованию.  В целях данной программы заложено усиление ориентации системы образования на поддержку учебной и социальной успешности каждого школьника и студента. В ожидаемых результатах значится существенное расширение роли общественности в решении задач обучения и социализации детей, управлении и оценке качества образования. Одни из задач, которые планируется решить для достижения поставленных целей, звучат следующим образом:

  • внедрение программ и  технологий, обеспечивающих развитие компетентностей социального и межкультурного взаимодействия обучающихся
  • введение «креативных предметов», развитие проектной деятельности в начальной и основной школе,
  • внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся,
  • развитие открытой информационной среды, облегчающей деятельность учеников, педагогов и управленцев («умная школа») и т.д.

В социальном смысле социальную информатику трактует школа РГСУ (И.В.Соколова[5], Л.С.Онокой.[6] и д.р.). Соклова И.В. неоднократно в своих трудах говорит о том, что проектная деятельность в области информатики, имея лишь технократическую составляющую, это тупиковая ветка.[5]

Исследователями-социологами также начинает отмечаться, например, необходимость проведения социологического мониторинга, обобщающего опыт организации проектной деятельности в учреждениях образования.  М.В.Денисенко своими исследованиями выявил необходимость развития коллективных межшкольных проектов, связанных с решением социально значимых проблем, уровень которых снижает информационная ограниченность.[7]

Социологические исследования, проведенные автором, показывают, что необходимость совершенствования проектной деятельности в области информатики начинает осознаваться педагогами, которыми начинают осмысляться также и подходы к развитию этой деятельности.

Из анализа Таблицы 1 видно, что проектирование дает возможность педагогу реализовать свой научный, творческий потенциал, предоставляет возможность заниматься исследованиями и аналитикой.

 Таблица 1. Результаты ответа на вопрос: «Что дает проектирование?» (в процентах от общего числа опрошенных)

Что Вам дает проектирование

Количество ответов

  1. 1.
Мотивирует к предметному знанию

7,1%

  1. 2.
Знакомит с новыми педагогическими технологиями

22,6%

  1. 3.
Новый тип взаимодействия

36,8%

  1. 4.
Статус

1,9%

  1. 5.
Возможность заниматься аналитикой и исследованиями

26,4%

  1. 6.
Профессиональное сообщество

5,2%

В Таблице 2 приведены результаты ответа учащихся на вопрос «Как вы думаете, Вам поможет тот опыт, который вы получили в ходе работы над проектом в дальнейшей жизни?» Мы видим, что большинство учащихся склоняются к тому, что опыт, полученный в ходе работы над проектом, может пригодиться им в дальнейшей жизни. 321 респондент ответили положительно на этот вопрос, 52 ученика сказали, что затрудняются с ответом и только 43 опрошенных считают, что работа над проектом это впустую потраченное время и в дальнейшей жизни им это никак не сможет пригодиться.

Таблица 2. Результаты ответа на вопрос: «Как вы думаете, Вам поможет тот опыт, который Вы получили в ходе работы над проектом в дальнейшей жизни?»

да 321
не знаю 52
нет 43

Ответы учащихся на вопрос «Помогла ли Вам работа над проектом в выборе Вашей будущей специальности?» демонстрируют целесообразность работы над проектами, особенно в условиях, когда резко сократилось количество экскурсионных услуг нацеленных на  профорентацию учащихся в учебных учреждениях.  46% учащихся считают, что работа над проектом помогла им тем или иным способом в осуществлении выбора будущей специальности.Некоторые учащиеся утвердились в своем решении, что выбранная профессия это именно то чем они хотят заниматься в будущем, а некоторые изменили свое мнение и нашли применение своим знаниям и умениям в другой профессиональной среде. 34% респондентов считают, что работа над проектом никак не сказалась на выборе их будущей специальности.

Следовательно, мы можем говорить о том, что почти половине обучающихся проектная деятельность помогла сделать первые верные шаги во взрослую жизнь и оказала весомую помощь выборе будущей специальности. Несомненно, все участники процесса проектирования ощутили на себе эффекты социализации. Обучающиеся смогли примерить на себя новые ранее неизвестные им роли. Ведь именно в процессе работы над проектом они смогли более глубоко узнать об интересующем их предмете и разобраться в своих ощущениях и дальнейшему отношению к данной области знаний.


Библиографический список
  1. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Вопросы психологии. 1998. №6. 13.
  2. Дука Н.А. «Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности». АКД. Омск, 1999
  3. Ермакова ТМ. Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции развития., 1998
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.
  5. Соколова И.В. Социальная информатика – С 59 Социальная информатика – М.: Издательство МГСУ, 2002.
  6. Онокой, Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования Текст./ Л. С. Онокой// СОЦИС.- 2004.- 8.-1. C. 32-45. 135.
  7.  Третьяков П.И. «Школа: проектирование развития образовательной среды», Москва, МИОО ОАО «Московские учебники»,2007 г.


Все статьи автора «nikitaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: