БИБЛИОТЕКИ И БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ В РОССИИ XXI ВЕКА

Якимчук Р.П.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Якимчук Р.П. Библиотеки и библиотечная профессия в России XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/2974 (дата обращения: 29.09.2017).

Сегодня в профессиональной библиотечной среде принято много рассуждать по поводу меняющейся роли библиотек в формирующемся информационном обществе, которое, напомним, характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.[8]

Действительно, современные компьютерные технологии позволяют получать информацию из альтернативных источников и в этом смысле они являются конкурентами библиотеки. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что разговоры о глобальной интернетизации, зачастую инициируемые обитателями комфортных офисов и экономически активными группами населения в крупных городах, справедливы лишь отчасти. Так, по результатам исследования ВЦИОМ, проведённого в 2009 году, пользователем Интернет является лишь каждый третий россиянин. [3]  В то же время, процесс интернетизации общества активно набирает обороты и аудитория глобальной сети стремительно увеличивается. Однако, на наш взгляд, неправомерно противопоставлять Интернет библиотеке, напротив, их взаимодействие  способно вывести библиотечное дело на качественно новый уровень. Думается, что суть проблемы в другом: с одной стороны, разнообразие источников получения информации, развитие индустрии развлечений, а с другой, падение жизненного уровня большинства населения, его вынужденная озабоченность проблемой физического выживания, насаждение в обществе псевдодуховных ценностей, разрушение отечественной науки, образования и культуры, способствуют снижению интереса к чтению, ставят под сомнение необходимость существования библиотеки как социокультурного института  и, соответственно, библиотечной профессии.

Библиотечное сообщество, обладая низким протестным потенциалом, основной вызов современности видит для себя именно в распространении альтернативных источников информации, на что и пытается реагировать, осуществляя поиск новых форм работы, трансформации форм информационного обеспечения, одним из наиболее перспективных из которых является, например, создание и использование электронных библиотек. [9, с.8]

Новые формы библиотечно-информационной работы, безусловно, важны и необходимы, но способны ли на модернизационный прорыв в библиотечно-информационной сфере специалисты, чей уровень вознаграждения за труд находится на уровне физиологического прожиточного минимума?

Ответ на этот вопрос мы не найдём даже в уважаемых  профессиональных изданиях, в которых если и поднимается вопрос о статусе библиотечной профессии в обществе, то делается это с изрядной долей деликатности, замалчивая экономические проблемы или преподнося их как некую объективную реальность, не имеющую будто бы внятных причин и конкретных виновников.

Если говорить о публикациях посвящённых библиотечной проблематике, на страницах отечественных печатных СМИ, ориентированных на массового читателя, то,  как правило, библиотеки попадают в их поле зрения (а, значит, и в поле зрения общества) не систематически, а преимущественно в экстренных ситуациях (гибель фондов, отчуждение помещений, прекращение финансирования и др.)…Когда появляется возможность рассказать о сенсации, то становится даже неважно в какой сфере они происходят, пусть даже и в библиотечной, факты реальной пользы библиотек для общества замалчиваются. [5] Создаётся впечатление, что замалчиваются они  сознательно.

Среди немногих публикаций, затрагивающих «неудобные» профессиональные проблемы можно отметить работы  М.Ю. Матвеева, в которых поднимаются вопросы восприятия библиотечной профессии в обществе, отражении образа библиотекаря в литературе, искусстве и т.д. В  одной из его статей  приведён  весьма поучительный пример, выражающий отношение «героев нашего времени» к библиотеке и соответственно тем, кто связал с ней свою профессиональную судьбу. Автор цитирует заметку известной российской актрисы Ч. Хаматовой о том, как она попала в Москве в автомобильную пробку и была «затёрта» джипами «новых русских»: «Битва была изнуряющей и долгой. Наконец мои враги «подняли забрало», опустив тонированные стекла. Я посмотрела на сидящих в джипах и моментально пожалела о своих необдуманных действиях. Часть тела, намекающая на интеллект под названием «лоб», – на их лицах не присутствовала.

«Я не понял, ты чё здесь – самая умная, да?» «Да», — буркнула я в ответ. «То есть ты хочешь нам сказать, что ты здесь самая умная? Самая умная, да?» «Да», – прошептала я. «Ну раз ты такая умная, может, ты нам еще объяснишь, как доехать… (долгая пауза) до… би-бли-о-те-ки?». И они радостно засмеялись. Смеялись как дети, повизгивая и похрюкивая от удовольствия. Счастливые от собственной шутки, смеялись до слез. Я смеялась вместе с ними, потому что таким чудовищно обидным бранным словом, как «библиотека», меня еще никто никогда не оскорблял. [Цит. по 6] Такое вот признание делает популярная российская актриса, которая, являясь человеком публичным должна, наверное, своим талантом, поведением пробуждать в людях какие-то позитивные чувства, быть для них примером. Однако стоит ли удивляться, ведь многие современные мастера культуры обслуживают правящие классы, интересы которых, надо полагать находятся отнюдь не в сфере библиотечного дела.

Увы, во многом по вине государства, провозгласившего курс на так называемый свободный рынок, где  имеет значение лишь то, что возможно перепродать, получив сиюминутную выгоду, библиотеки и профессионалы библиотечного дела наряду с другими бюджетными учреждениями и бюджетниками оказались на обочине современной жизни и как следствие, в современном российском обществе понятия «библиотека» и «библиотекарь», стали ассоциироваться с жизненным неуспехом, что, разумеется, не лучшим образом сказывается на развитии отрасли, привлечении молодых кадров в библиотеки.

Зададимся закономерным вопросом, так нужны ли в современном российском обществе библиотеки, есть ли социальный заказ на их деятельность, на подготовку кадров для них. Вот и очередной профессиональный праздник,  15-й по счёту общероссийский день библиотек, прошёл практически без упоминания в СМИ. А ведь это мог бы быть неплохой повод для представителей профессионального сообщества заявить о проблемах отрасли, привлечь к ним внимание ещё способной самостоятельно мыслить части населения.

«Кому нужны библиотеки в современной России?» – напрямую ставит вопрос, в одноимённой статье ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки В.Д. Стельмах, и приходит к весьма неоднозначному результату – библиотеки необходимы 20% населения страны, среди которых преобладают жители малых городов и сёл. Приводя эти данные, автор опирается на материалы социологических исследований Левада-центра проведённых в 1994-2003 гг. [7, c. 30] Хотя 20% населения страны, это тоже весьма внушительная цифра, почему-то хочется верить, что она сильно занижена, впрочем, с другими доводами автора, иллюстрирующими современное состояние библиотечного дела в России спорить трудно – общество равнодушно к своим библиотекам, и это равнодушие порождающет  неверие самих библиотекарей в возможность изменения ситуации. Происходит деградация профессии и без того являющейся сегодня малопопулярной. Библиотекари утрачивают свою роль навигаторов чтения. Доживает свой трудовой  век «старое» поколение специалистов, пришедших в профессию ещё в доперестроечные времена. Новое же поколение не стремится реализовать себя в библиотечной профессии. Стоит ли их упрекать за это? Вряд ли, ведь это нормально когда человек стремится к более или менее полноценной в бытовом и финансовом плане жизни, а не думает о том, как выжить на тот физиологический прожиточный минимум, в который оценило государство профессию библиотекаря. Так уровень заработной платы библиотечных работников, только по официальным данным  в 2,5  раза ниже средней заработной платы по стране (а в большинстве регионов – ниже прожиточного минимума) и их социальная незащищенность ведет к падению престижа профессии. [4]

Размышляя о путях развития библиотечного дела в нашей стране, небезынтересно узнать о том, как обстоит дело за рубежом, прежде всего, в странах, которые принято считать лидерами экономического развития. Сайт Центра международного библиотековедения приводит интересные данные о возможных путях развития библиотечной отрасли и профессии, основанные на оценках группы американских экспертов, представляющих американский информационный, телекоммуникационный и издательский бизнес и библиотеки разных типов, которая проводит регулярные встречи для обсуждения будущего информационной сферы. [1] В 2010 г. эксперты предприняли попытку прогнозировать состояние различных типов библиотек, а также библиотечной профессии в рамках шести сценариев, основанных на сочетании различных экономических, политических и социальных параметров развития общества. Оценки значительно варьировались в зависимости от сценария, однако определились некоторые общие тенденции. В частности, был сделан вывод, что библиотечная (или родственная ей информационная) профессия может оказаться более жизнеспособной, чем библиотеки как учреждения, поскольку они в большей мере подвержены внешним факторам воздействия, заложенным в сценариях. Хотя полное исчезновение библиотек и библиотекарей маловероятно при любых исходах, прогнозируются большие перемены, масштабы которых зависят от типа библиотек.

Несмотря на серьёзные различия в организации, финансировании библиотечного дела, да и статуса библиотечной профессии в обществе, некоторые тенденции развития  могут представлять интерес и для отечественных исследователей, тем более, что прослеживаются явные аналогии с современной российской практикой работы отдельных библиотек.

Так, анализируя будущее специальных (отраслевых) библиотек, эксперты приходят к выводу, что благодаря обилию и доступности информационных ресурсов в сетях руководители многих корпораций стали воспринимать библиотеки и информационные центры как ненужные элементы организационной структуры. Имеются факты закрытия библиотек в ряде известных корпораций (например, Apple Computer), однако наряду с этим отмечается растущая потребность рядовых сотрудников в специальных местах для занятий вдали от офисного шума и суеты. Разработчики сценариев (а среди них были лица, занимающие такие должности, как «руководитель центра интеллектуальных ресурсов» или «директор центра по управлению знаниями») считают, что для обеспечения существования специальных библиотек в будущем требуется: демонстрировать ценность и полезность библиотеки для корпорации, систематически информировать сотрудников о библиотеке и предоставляемых ей услугах, оказывать исследователям помощь на их рабочих местах, выявлять индивидуальные информационные потребности и т. д. Данная практика вполне согласуется с реалиями работы отечественных отраслевых библиотек, низовое звено которых, работающих на предприятиях  и в организациях чуть ли не в массовом порядке ликвидировались в 1990-е -2000-е годы.

Схожий прогноз дают эксперты, анализируя будущее университетских библиотек, которые будут испытывать жёсткую конкуренцию со стороны альтернативных источников профессиональной информации, что особенно актуально для вузов естественнонаучного и технического профиля. Обучение и исследовательская деятельность во многих областях (например, естествознание, техника и управление) все больше опирается на информацию, существующую в цифровой, а иногда – исключительно в цифровой форме. С ростом расходов на оплату доступа и лицензирование электронных ресурсов сокращается комплектование печатных изданий. Закрываются факультетские библиотеки некоторых университетов, чье руководство видит в этом способ экономии. Высвобождаемые в результате средства направляются на обеспечение для студентов и преподавателей возможности самостоятельно искать информацию в Интернете и пользоваться платными базами данных. Еще одна тенденция – коммерциализация деятельности университетов, выполняющих научно-исследовательские работы по заказам корпораций, оборотной стороной которой является снижение административной и финансовой поддержки гуманитарных и других факультетов, не занятых в коммерческих проектах, и их библиотек. Для сохранения жизнеспособности, аналитики рекомендуют библиотекам повысить свою роль в обеспечении преподавателей и научных работников квалифицированными, специализированными и полезными услугами, а библиотекари должны стать инициативными помощниками в учебном процессе и научно-исследовательской работе. [1]

Наиболее благоприятный вердикт вынесли эксперты публичным библиотекам, которым, по их мнению, исчезновение грозит в меньшей степени, чем библиотекам других типов, т.к. они выполняют общественно полезную функцию, предоставляя свободный доступ к печатным и электронным ресурсам для тех, кто не в состоянии их оплачивать. Главной задачей публичных библиотек в будущем останется обеспечение равенства в доступе к Интернету, и в первую очередь – создание условий для образования и самообразования с использованием удаленных ресурсов. Другая роль публичных библиотек может быть связана с формированием социальной среды общения. С учетом тенденции к сокращению выдачи книг и периодических изданий и росту выдачи видеофильмов, компакт-дисков и аудиокниг библиотеки должны развивать комплектование фондов документами на нетрадиционных носителях. Библиотечное обслуживание пойдет в направлении дальнейшей специализации и персонализации, а библиотекарям предстоит осваивать дополнительные профессии: специалистов по деловой информации, наставников в обучении информационной грамотности и т. п.

Возможно, что отечественные библиотеки будут развиваться по схожим направлениям в будущем, а возможно и не будут развиваться вовсе, поскольку их скромное положение за последние 20 лет значительно ухудшилось. Те успехи, которые были достигнуты библиотеками страны за этот период, увы, не являются результатом библиотечной политики государства – они скорее результат энтузиазма лучших представителей профессионального сообщества.

Таким образом, мы видим, что библиотеки во всём мире вынуждены перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями информационного века. Однако, будучи предоставлены сами себе, без целенаправленной государственной поддержки, причём не только финансовой, они обречены на медленную, но неизбежную деградацию, что и происходит в современной России.


Библиографический список
  1. Есть ли будущее у библиотек и библиотекарей? [Электронный ресурс] // Сайт центра международного библиотековедения.- Режим доступа: http://archive.libfl.ru/win/cmb/11b_2001.html. – Дата обращения: 29.06.2011
  2. Захаренко, М. П. Привлекательность библиотечной профессии для молодежи: опыт социологического исследования [Текст] / Захаренко М. П. // Библиотековедение. – 2010. – №3.- С. 112-117
  3. Зачем россиянам Интернет [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.dvreclama.ru/others/analytics/detail.php?ELEMENT_ID=11268. – Дата обращения: 29.06.2011
  4. Кузнецова, Т.Я Библиотечные кадры сегодня и завтра [Электронный ресурс] / Кузнецова Т. Я. .- Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/disk/118.pdf. – Дата обращения: 29.06.2011
  5. Матвеев, М. Ю. Библиотеки в прессе: по материалам статей из российских газет и журналов (1994–2004 гг.): аналит. обзор [Текст] / М.Ю.Матвеев. – Санкт-Петербург; РНБ. – 2005. – 192 с.
  6. Матвеев, М. Ю  Изучение имиджа библиотек и библиотекарей в прессе: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2009&num=10&art=2. – Дата обращения: 29.06.2011
  7. Стельмах, В. Кому нужны библиотеки в современной России [Текст] / В. Стельмах //Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.- 2005. № 5.- С. 30-38.
  8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации  [Текст] // Рос. газета.- 2008.-  16 февраля
  9. Хохлов, Ю.Е.  О месте электронных библиотек в информационном обществе [Текст] / Ю.Е.Хохлов //  Электронные библиотеки. -2005. -Т. 8.- № 2. -С. 8.


Все статьи автора «RevLib»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Библиотеки и библиотечная профессия в России XXI века”

  1. GJN
    15.01.2012 в 18:13

    А что данные такие старые использованы? В 2011 году они уже несколько не соответствуют действительности. Да и вопрос этот намного сложнее и многогранее, чем обрисовывает его многоуважаемый автор!!!

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: