КАТАЛИТИЧЕСКИЙ КРЕКИНГ ВАКУУМНОГО ДИСТИЛЛЯТА НА МИКРОСФЕРИЧЕСКОМ ЦЕОЛИТСОДЕРЖАЩИМ КАТАЛИЗАТОРЕ

Сырманова Куляш Керимбаевна1, Танашев Сейткали Танашевич2, Сакибаева Сауле Абдразаковна3, Белобородова Анастасия Евгеньевна4
1Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова, Д.т.н, профессор
2Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова, К.т.н., доцент
3Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова, К.т.н., доцент
4Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова, Магистрант

Аннотация
Статья посвящена исследованию процесса каталитического крекинга вакуумного дистиллята 350-5000С на микросферическом цеолитсодержащем катализаторе. Актуальность выбранной темы обусловлена проектированием установки каталитического крекинга на шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. В результате проведенных исследований были определены оптимальные технологические параметры процесса, а также предложена наиболее подходящая конструкция основного оборудования.

Ключевые слова: бензин, вакуумный дистиллят, дизельное топливо, катализатор, каталитический крекинг, кипящий слой., нефтепереработка, цеолит


VACUUM DISTILLATE CATALYTIC CRACKING WITH USING OF MICROSPHERIC ZEOLITE CONTANING CATALYST

Syrmanova Kulyash Kerimbaevna1, Tanashev Seytkali Tanashevich2, Sakibaeva Saule Abdrazakovna3, Beloborodova Anastasiya Evgenevna4
1M.Auezov South Kazakhstan State University, Doctor of technical science, Professor
2M.Auezov South Kazakhstan State University, Candidate of technical science, associate professor
3M.Auezov South Kazakhstan State University, Candidate of technical science, associate professor
4M.Auezov South Kazakhstan State University, Master student

Abstract
This article is devoted to vacuum distillate 350-5000С catalytic cracking exploration on microsperic zeolite contaning catalyst. Chosen theme urgency is determined by catalytic cracking device engineering by Shymkent petroleum refinery. As a result of research the optimal technical parameters of the process were defined and also the most convenient construction of basic device was proposed.

Keywords: boiling bed, catalyst, catalytic cracking, diesel fuel, gasoline, oil refinery, vacuum distillate, zeolite


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сырманова К.К., Танашев С.Т., Сакибаева С.А., Белобородова А.Е. Каталитический крекинг вакуумного дистиллята на микросферическом цеолитсодержащим катализаторе // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2663 (дата обращения: 16.03.2024).

С целью производства высокооктанового бензина, определения баланса каталитического крекинга и оценки качества получаемых продуктов были проведены опыты по каталитическому крекингу вакуумного дистиллята на микросферическом цеолитсодержащим катализаторе [1].

Физико – химические характеристики вакуумного дистиллята приведены в Таблице 1.
Каталитический крекинг вакуумного дистиллята проводили на стандартной лабораторной установке каталитического крекинга с кипящим слоем микросферического цеолитсодержащего катализатора. В качестве катализатора был использован промышленный микросферический цеолитсодержащий катализатор ДА – 250. Температура крекинга 490-5000С, массовый скорость подачи сырья 2ч-1,соотношение катализатора к сырью 3:1. Этот режим каталитического крекинга был выбран связи с тем, что при нем удобнее определить оптимальный режим процесса [2].
Детализированный материальный баланс каталитического крекинга вакуумного дистиллята представлен в Таблице 2.
Вследствие благоприятных свойств дистиллята и, в частности, его низкой смолистости (содержание силикагелевых смол 2,2 %) можно применить в процессе крекинга сравнительно жесткий режим: температура в зоне реакции 4900С, кратность циркуляции 3:1, массовая скорость подачи сырья 2 ч -1, коэффициент рециркуляции 1,3.
Общий материальный баланс приведен в Таблице 3.
Как видно из приведенных данных, при крекинге был достигнут высокий выход светлых продуктов 61,6%, причем выход компонента дизельного топлива составлял всего 16,2%. Такой материальный баланс обусловлен особенностями химического состава исходного сырья, в частности, высоким содержанием парафино-нафтеновых углеводородов. Благодаря высокому содержанию в сырье крекинга парафинонафтеновых углеводородов коксуемость была небольшой и отношение бензина к коксу достигало 11,1. Отношение бензина к дизельному топливу было 2,7.
Автомобильный бензин каталитического крекинга был получен высокосортным, с низким содержанеим серы и высокой детонационной стойкостью. Октановое число без антидетонатора по моторному методу равнялся 82, по исследовательскому методу оказалось равным 92.
Расширить пределы кипения топлива и увеличить его выход не представилось возможным в связи с предельными значениями температуры застывания и температуры вскипания 50% отгона. Из-за низкого цетанового числа и повышенного содержания непредельных углеводородов дизельную фракцию можно использовать лишь как компонент топлива марки Л Для получения топлива марки Л необходимо смешение этой фракции с высокоцетановыми дизельными фракциями прямой перегонки нефти.
Для остатков характерны низкие плотность и условная вязкость, малое содержание серы и повышенная температура застывания. Эту фракцию можно использовать как маловязкий компонент для приготовления стандартного высокозастывающего котельного топлива марки 100 из высокопарафинистых нефтей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что каталитический крекинг вакуумного дистиллята на микросферическом цеолитсодержащем катализаторе целесообразно осуществлять в реакторе, заканчивающемся форсированным кипящим слоем, что способствует углублению переработки нефти и могут быть использованы при проектировании комплексных промышленных установок каталитического крекинга Г-43-107 на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе.

Таблица 1
Выход от нефти, вес. % 24,9
Плотность
0,8728
Вязкость условная ВУ80 1,46
Температура застывания, 0С +40
Коксуемость, вес. % 0,03
Содержание, вес.%
Золы 0,004
Серы 0,17
Химический состав (определенный адсорбционным методом), вес %
Парафино – нефтеновые углеводороды

85,0
Ароматические углеводороды
Легкие
5,9
Средние 4,5
Тяжелые 2,4
Смолы 2,2
Остаток 1,8

Таблица 2
СО2 0,74 С5Н10 5,55
Н2 0,04 Изо- С5Н12 4,17
СН4 0,32 Н- С5Н12 2,18
С2Н4 0,23 Автомобильный бензин
С6-1950С 33,50
С2Н6 0,59
С3Н6 2,67 Компонент дизельного топлива (210-3400С по ИТК) 16,20
С3Н8 1,12
изо- С4Н8 1,48
н- С4Н8 6,00 Остаток 3400С
14,50
изо- С4Н10 2,77 Кокс выжигаемый 4,00
н- С4Н10 2,44 Потери 1,50
И т о г о 100,00

Таблица 3
Газ жирный 21,0
Автомобильный бензин (н.к. 1950С ) 42,8
Компонент дизельного топлива (210-3400С по ИТК) 16,2
Остаток 3400С
14,5
Кокс выжигаемый 4,0
Потери 1,5


Библиографический список
  1. Глазов А.В., Генералов В.Н., Горденко В.И., Доронин В.П., Дубков И.В. Новые катализаторы каталитического крекинга серии «Люкс»: опыт разработки, производства и эксплуатации на ОАО «Сибнефть – Омский НПЗ»// Журн.Рос.хим.об–ва им.Д.И.Менделеева. 2007. т.Ll, № 4. С.57.
  2. Пармон В., Лихолобов В., Носоков А. Новые катализаторы и технологии глубокой переработки углеводородов// Oil and gas Journal Russia. 2008. № 6. С. 98.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «anastasiya2301»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация