ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Дзюбенко Олег Леонидович
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
старший преподаватель 24 кафедры 2 факультета, кандидат педагогических наук

Аннотация
Изучение истории развития обучения показало, что на разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности в учебный процесс. Все это влияло на повышение эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом.

Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, технические средства обучения


THE HISTORICAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT AND USE OF AUDIO-VISUAL TECHNOLOGY IN EDUCATION

Dzyubenko Oleg Leonidovich
Air Force Engineering University (Voronezh)
Senior Lecturer, Department 24 of 2 faculty, PhD

Abstract
The study of the history of education has shown that at different stages in parallel to the development of technical thought there was an intensive introduction of all kinds of visual aids in the learning process. All of this contributes to increasing the effectiveness of the proposed innovation and learning process as a whole.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л. Исторический анализ развития и применения аудиовизуальных технологий в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2643 (дата обращения: 14.03.2024).

В научных исследованиях отмечено, что уже в начале ХVI века было известно о принципе действия камеры-обскуры, позволяющей получить уменьшенное световое изображение освещенных предметов на стенке темного ящика через маленькое отверстие. Первоначально камера-обскура была изготовлена без всякой оптики и давала крайне незначительную яркость изображения. Первое описание такой камеры было дано Леонардо да Винчи в 1500 году. В этом же веке (1589) была создана камера-обскура с собирательной линзой, что позволило уже получать достаточно яркое световое изображение предметов. Предполагается, что ее изобретателем был итальянский естествоиспытатель Джамбаттиста Делла Порта (1543 – 1615). Камера-обскура явилась тем первым аппаратом, на основе которого были созданы фотографический и киносъемочный аппараты [2,17].

Примерно через 50 – 80 лет после изобретения камеры-обскуры с собирательной линзой, был создан проекционный аппарат. Лучи, идущие в этом аппарате от источника света, проходили через прозрачное изображение, а затем с помощью линзы давали на экране увеличенное световое изображение картины. Первое научное описание проекционного фонаря было дано в 1659 г. известным голландским физиком Христианом Гюйгенсоном (1629 – 1695). В 1668 г. английский физик Роберт Гук дает описание универсального фонаря для показа прозрачных и непрозрачных изображений. В это же время с 1670 – 1672 г.г. в г. Нюренберге в Германии начинается производство «волшебных фонарей» [1,14].

В самом начале ХVIII века в Тибингене натуралист Крейлинг рекомендует применять «волшебный фонарь» для целей обучения, показывая картины по географии, истории, природоведению и математике. Через некоторое время после этого поступают в продажу картины учебного содержания главным образом в Голландии и Германии. Многие из таких картин были изготовлены голландским физиком Мушенбруком.

Также в начале ХVIII века впервые была выявлена светочувствительность некоторых веществ. Русский химик А. П. Бестужев-Рюмин в 1725 г. наблюдал, что действие света изменяет окраску растворов солей железа, а в 1727 г. такие опыты проводил над солями серебра немецкий ученый Шульце. Изобретение же фотографии приписывается Жозефу Нисефору Ньепсу. Им совместно с Луи Даггером, который в дальнейшем разработал так называемый способ даггеротипии (печатание изображения на серебряных пластинах, обработанных йодом), в 1829 г. были получены первые известные фотографии. Затем в 1839 г. Фокс Табьбот опубликовал способ фотографирования на хлорсеребряной бумаге, а Ньепс Клод Франсуа в 1847 г. создал стеклянные фотографические пластинки с эмульсией на белке [5,23].

В начале ХIХ века впервые изучались также явления, послужившие в дальнейшем основанием для развития цветной фотографии. В 1810 г. Зеебеку и в 1849 г. Э. Беккерелю удалось получить на пластинке, покрытой фиолетовым хлористым серебром, довольно ясно цвета спектра, однако изображения их были нестойкими.

В 1848 г. фотографическим путем были изготовлены в Филадельфии братьями Лангенхейм диапозитивы для проекционного фонаря, явившиеся прототипами современных слайдов [2,31].

Существенное влияние для создания предшественников съемочных, и особенно проекционных, киноаппаратов оказало развитие во второй половине ХIХ века приборов электрического освещения. Виднейшее место в этой области принадлежало нашим соотечественникам П. Н. Яблочкову, А. Н. Лодыгину и В. В. Чиколеву. До изобретения электрического освещения в проекционных фонарях использовались различные источники света: свеча, масляная лампа, известково-калильный осветительный прибор.

В развитии фотографии и кино привнес свой вклад и московский фотограф И. В.. Болдырев, который в 1879 – 1881 г.г. создал и предложил прозрачную и эластичную пленку для фотографии, а в 1888 г. была создана первая целлулоидная пленка Истмена. Что послужило основой патента на аппарат для съемки серии снимков на ленте с металлической перфорацией, который получил Ле Пренсон.

К концу ХIХ века накопилось много достижений для «снимания фотографий и проектирования их на экран в виде оживленных фотографий», что позволило французскому предпринимателю и изобретателю Луи Люмьеру вместе с братом Августом Люмьером сконструировать в конце 1894 г. аппарат, названный ими «кинематограф», на который они 13 февраля 1895 г. взяли патент на изобретение. В Париже на бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 г. состоялась первая демонстрация кинокартины. Зрители увидели на экране выход рабочих с фабрики Люмьера в Монплезире и приход венсенского поезда. Эта дата и стала считаться официальным днем появления кино. В России первые кинокартины были показаны весной 1896 г. в Петербурге и Петергофе, а затем в Москве, Одессе, Нижнем Новгороде и других городах [5,24].

Однако в то время это было еще немое кино, и стояла задача соединить изображение и звук, то есть кино озвучить. Наш  соотечественник А. Виксцемский в 1889 г. изобрел аппарат, производивший фотографическую запись звука. В патенте А. Виксцемского звуковая дорожка впервые была названа фонограммой. В 1900 г. в России И. Поляков создал приспособление для записи и воспроизведения звука. Много было попыток соединить киноаппарат с граммофоном, но в такой аппаратуре звуковое сопровождение не совпадало с развитием действий на экране, поскольку не было синхронизации, так как звук записывался отдельно механически на граммофонную пластинку.

Магнитную запись звука предложил в 1898 г. датчанин Паульсен. Он создал первый аппарат для магнитной записи звука на стальной проволоке. Сущность магнитного метода записи звука заключается в том, что электрические колебания звуковой частоты преобразуются в соответствующие изменения магнитного поля, которые фиксировались первоначально на стальной проволоке, а затем – на ферромагнитной пленке. И оптическая, и магнитные формы записи звука использовались в кинематографии [6,41]. В дальнейшем, с развитием магнитной записи информации и телевидения изображения тоже стали записывать на магнитную пленку – появились видеомагнитофоны и видеокамеры.

Практическое развитие, первые аппараты для записи и воспроизведения звука, где звуковая запись была синхронизирована с киноизображением, стали получать в 20-х г.г. ХХ столетия. Большой вклад в технику звукового кино внесли советские изобретатели и ученые. В 1926 г. в Москве П. Г. Тагером, а в 1927 г. в Ленинграде А. Шориным были созданы оригинальные системы советского звукового кино, нашедшие самое широкое распространение. С 1929 – 1930 г.г. кинематография прочно стала звуковой [5,25].

В эти же годы, после того, как стали создаваться в мире многослойные пленки, стали развиваться цветная кинематография и цветная фотография, которые, качественно изменившись, дошли до наших дней.

Вслед за развитием аудиовизуальная техника находила применение в образовании. Диапозитивы на стекле, проецируемые на экран с помощью проекционного фонаря, применялись с учебной целью еще в конце ХVII века, когда «волшебный фонарь» использовался для описания путешествий и изучения анатомии.

Еще в 1858 г. в Петербурге в Публичной аудитории читались общедоступные лекции с сопровождением демонстраций «волшебным фонарем», а в 1877 г. в Петербурге была издана книга «Волшебный фонарь» как пособие для педагогов и лекторов, применяющих проекционную технику [7,49].

Известно, что в 1877 г. в сельских школах Московского уезда было шесть «волшебных фонарей», которые пересылались из одой школы в другую, через одну две недели их использования. Н. И. Борисов в книге «Волшебный фонарь в народной школе» (изд. 1896 г.) писал, что чтения с туманными картинками производили глубокое впечатление на зрителей и посещались не только крестьянами той деревни, где они устраивались, но и соседних деревень.

После создания электрических источников света качество экранных изображений значительно улучшилось. Проекционный фонарь в это время становится не только распространенным учебным пособием, но и постоянным спутником педагога на уроках, лекциях и народных чтениях.

Виднейшие русские ученые Ф. Ф. Петрушевский, А. Г. Столетов, А. Н. Бекетов, К. А. Тимирязев, Д. И. Анучин, И. И. Мечников, Н. Е. Жуковский и многие другие широко использовали на своих лекциях проекционные средства.

Кино как новое средство наглядности не возникло случайно, а его появление и использование в науке и педагогическом процессе было подготовлено применением статических экранных пособий учеными и педагогами.

С большим вниманием отнеслись ученые и педагоги всех стран к изобретению кинематографа, его тогда называли «живой» фотографией.. С его появлением открылись новые возможности в изучении явлений природы, поскольку стало возможным фиксирование медленно и быстропротекающих процессов с последующим просмотром при нормальной для восприятия зрением скоростью. Большим успехом, например, в начале ХХ века пользовался фильм «Виктория Регия», где показывалось распускание цветка этого интересного растения. Съемка распускания этого цветка производилась с частотой один кадр в две минуты, а демонстрировался фильм с частотой 15 кадров в секунду, то есть процесс был ускорен в 1800 раз, и зрители во всех подробностях в течение нескольких минут видели распускание и увядание этого цветка.

Передовые ученые и просветители с самого первого появления кинематографа оценили его свойства как прекрасного наглядного пособия, облегчающего труд преподавателя и расширяющего возможности преподавания.

В 1913 г. в Москве в Политехническом музее начал действовать «Просветительный кинематограф» и вслед за ним «Разумный кинематограф» в театре Ханжонкова.

В эти же годы известное развитие получает производство отечественных учебных, научных и документальных фильмов, таких как: «Операция костной опухоли», «Днепровские пороги», «Неустанный работник нашего тела» (о деятельности сердца) [4,28].

В дальнейшем развивались и фотография, и кинематография. В учебных целях стали применяться цветные фотографии, слайды, учебные фильмы. Появилось радио и телевидение, развились аудиомагнитофоны, были разработаны видеомагнитофоны и видеокамеры, и все это стало применяться в образовании. Громадный арсенал технических средств пришел на службу образования и всем этим арсеналом средств должен уметь пользоваться учитель или педагог. Однако все перечисленные средства, до недавнего времени, воспринимали, обрабатывали, хранили и воспроизводили аналоговую информацию. Аудио- и видеоинформация записывается на разные носители, нужны разные технические средства для ее представления, что вызывает определенные трудности не только у учащихся, но и у педагогов. С появлением такого технического средства как персональный компьютер, мы переходим в эпоху цифровой информации. При представлении информации в цифровой форме устраняются противоречия присущие аналоговой информации. Информация становится однородной, при этом текст, звуковой ряд, видео ряд представляются единым образом, в цифровом виде. Мультимедиа компьютер становится основным универсальным техническим средством, с помощью которого можно любую информацию, необходимую для обучения (при наличии соответствующих интерфейсных блоков), представить в виде аудио, видеоинформации как для одного учащегося, так и для творческой группы в 2 – 3 человека [3,87]. При необходимости представить информацию для аудитории, мультимедиа компьютер необходимо дополнить мультимедиа проектором. Если в ХVIII – ХIХ веках основным техническим средством обучения был «волшебный фонарь», то в ХХI веке таким «волшебным фонарем» становится персональный компьютер.


Библиографический список
  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО, 2005. – 228 с.
  2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумом. – Екатеринбург: Издательство “Деловая книга”, 1996. – 334 с.
  3. Гванова М. С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие для вузов. – Тамбов: ТГУ, 1997. – 123 с.
  4. Гриценко В. И., Паншин Б. Н. Информационная технология, вопросы развития и применения. – Киев, 1988. – 154 с.
  5. Воронин Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учеб. пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – С. 7 – 13; 23 – 42.
  6. Игнатьев С. В., Мелехин В. А. Анализ и классификатор педагогических технологий в СССР и зарубежных странах / Науч. ред. А. П. Беляева. – Л.: Изд-во НИИ ПТО, 1991. – 64 с.
  7. Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический аспект // Дисс. докт. философских наук. – М., 1997. – 298 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация