ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ

Логинова Е.А., Елецкая О.В.

Ключевые слова: индивидуально-ориентированный подход, компетенции, модернизация вузовского образования, образование


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Логинова Е.А., Елецкая О.В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2592 (дата обращения: 02.06.2017).

Современная динамичность общественного развития обусловливает то, что профессиональная деятельность специалиста не предопределена на весь период его профессиональной деятельности. К 2020 году информация в мире будет удваиваться каждые 75 дней. Парадигма знаний не сможет успевать за меняющимся миром, и поэтому станут необходимыми гибкие технологии по добыванию знаний, потребуются непрерывное образование, постоянное повышение своей про­фессиональной компетентности.

Основные изменения, осуществляемые в профессиональном образовании, связаны с вхождением Российской Федерации в единое европейское образовательное пространство. Современное образование призвано сформировать у обучаемых способность к проектированию будущего и ответственность за него.  В концепции вузовского образования, ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция профессиональных требований, предъявляемых работодателями, т.е. перед вузом встает задача формирования у выпускников новых компетенций, соответствующих мобильности  рынка труда.

Современные работодатели высказывают пожелания, чтобы университеты готовили специалистов, умеющих видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального разрешения, умеющих адаптироваться к изменениям, грамотно работать с информацией, способных самостоятельно и критически мыслить, обладающих творческой активностью.

Существующие в настоящее время образовательные программы, в большей мере направлены на формирование у студентов академических  знаний. Между тем в мире востребованным результатом образования становитсякомпетентность, понимаемая не как сумма усвоенных знаний, а как способность выпускника вуза действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, что, в конечном итоге, обеспечивает признание результатов, даваемых той или иной системой образования.

Конец двадцатого столетия характеризуется вхождением в России понятия «компетентность» как научной категории. Применительно к образованию компетентность определяется как сочетание шести ее составляющих:

- концептуальной – понимание теоретических основ профессиональной деятельности;

- инструментальной – владение базовыми профессиональными умениями;

- интегративной – способность сочетать теорию и практику при решении профессиональных проблем;

- контекстуальной – понимание социальной и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность;

- адаптивной – умение предвидеть изменения и заранее быть к ним готовым;

- коммуникативной – умение эффективно использовать письменные и устные средства в межличностной коммуникации.

В образовании выделяют несколько видов компетенций. Так, ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых норм поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).

Специальные профессиональные компетентности можно  рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Они отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности;

Взаимосвязь видов компетентностей проявляется в том, что базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые пронизывать алгоритм их решения. Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности.

Компетентностный поход делает студента главной фигурой образовательного процесса, а его образовательные потребности и интересы являются основой для формирования профессионально-образовательных программ. В современных условиях вузу предстоит  выполнять роли, как поставщика образовательных услуг, так и посредника между потребителями этих услуг – студентами и работодателями. При этом перед вузом встают задачи учитывать динамику требований рынка труда в целях и содержании образовательных программ, подбирать и реализовывать соответствующие образовательные технологии, формировать эффективную систему контроля за результатами обучения.

Успешное решение задач модернизации вузовского образования невозможно без модернизации общего образова­ния. В связи с этим возрастает роль  педагогических вузов, поскольку именно выпускникам педагогических вузов предстоит разрабатывать и реализовывать образовательные программы и технологии формирования у школьников (будущих студентов) востребованные действительностью интегральные личностные характеристики,ориентированные на непрерывное самостоятельное образование и профессиональное разви­тие человека. У современного школьника должны быть сформированы такие учебные компетенции, как способность самостоятельно изучить ту или иную проблему, способность перейти от выполнения заданий учителя к постановке собственных целей,  к обучению, основанному на личной потребности, ответственности и стремлении повысить самооценку;  способность к гипертекстовому, а не линейному изучению материала и др.

Проблемы, разрешаемые педагогическими вузами, особенно значимы и сложны, т.к. им необходимо осуществить модернизацию педагогического профессионального образования с учетом такой цели, как подготовка будущих учителей к решению стратегических задач модернизации общего образования.

Вхождение Российской системы высшего образования в Болонский процесс (установление европейской зоны высшего образования) предполагает  принятие его целей, а именно:

- принятие системы понятных  и сравнимых научных степеней;

- установление единой системы зачетных единиц;

- облегчение подвижности для студентов и преподавателей;

- развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества;

- развитие чисто европейских аспектов высшего образования;

- организация двух циклов образования: собственно высшее и аспирантура.

В соответствии с этим российское образование переходит на двухуровневую систему подготовки «бакалавр – магистр». Предполагается также введение принятой в мире системы  зачетных единиц  («кредит-часов»), создание системы аттестации и контроля качества образования.

Современный, соответствующий международным стандартам, образовательный процесс, должен быть индивидуально-ориентированным. Это, в свою очередь, предполагает  переход от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения. Студентам должны быть предложены  различные варианты содержания образования с возможностью индивидуальных темпов продвижения в его усвоении. Предполагается также использование индивидуализированного обучения на всех предметах, на части предметов, в отдельных частях учебного материала или  для отдельных обучающихся.

Индивидуально-ориентированный подход в образовании базируется на модульной организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование образовательного процесса как системы освоения учебных модулей. Такой подход опирается и на организацию самостоятельной работы студентов; составление нелинейного расписания, позволяющего реализовать нелинейный образовательный процесс; проектирование индивидуальных учебных планов студентов, обеспечивающих им возможность самостоятельного выбора части содержания образования и последовательности его освоения. Принципами учебных стратегий становятся: активное и самоуправляемое обучение; опора на жизненный опыт студента и исследовательскую практику; ориентация на рефлексивность; интерактивность и кооперация в учебном процессе.

В контексте решения модернизации педагогического образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего педагогического профессионального образования (ФГОС третьего поколения). Он ориентирован на качество образования, приоритетами которого являются – универсальность, фундаментальность и практическая направленность.

ФГОС учитывает новые стандарты общего образования, смещение акцентов в системе высшей  школы с позиции фундаментализма к  прагматической практике, новые требования к педагогам и новые требования к подготовке педагогических кадров. Логику построения ФГОС третьего поколения диктуют требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели педагогического образования как ожидаемые результаты.

Разработчики ФГОС третьего поколения выделяют его сущностные черты:

- компетентностный подход к педагогическому образованию (ориентация на результаты; структурирование компетенций; определение содержания в зависимости от требуемых компетенций; вклад в развитие компетенций);

- студентоориентированный характер (уровневость, модульность, вариативность, выбор, самостоятельная работа);

- ориентация на автономию вуза и его ответственность (проектирование вузом ООП; проектирование условий; аттестация по результатам);

- распределение полномочий государства, общества и вуза.

ФГОС предполагает подготовку выпускника, овладевшего общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями (полный перечень первых двух представлен в ФГОС, последние относятся к выбранной студентом профессиональной деятельности). Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования содержит два уровня образования: бакалавриат и магистратура.

Структура  основной образовательной программы (ООП) бакалавра включает:  гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный  цикл; профессиональный цикл;  разделы:  физическая культура;  учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация. Учебный цикл включает базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин; дает возможность получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Она позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации (степени) магистра в соответствии с полученным профилем.

Структура ООП магистра включает: общенаучный цикл; профессиональный цикл; разделы: практики и научно-исследовательская работа;  итоговая государственная аттестация.

В ФГОС заданы постоянные цифры. Наиболее значимыми из них являются те, которые отражают трудоемкость образовательного процесса. Так, примерно 25 % трудоемкости (≈ 135 часов) приходится на аудиторную работу, и примерно 75 % трудоемкости (≈ 405 часов) приходится на самостоятельную работу студента, т.е. приоритет отдается самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа с одной стороны является формой обучения и видом учебного труда, осуществляемым без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – средством вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средством формирования у них методов ее организации. Повышение роли самостоятельной работы предполагает:

-  переработку учебных планов и программ с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом и включение тем, выносимых для самостоятельного изучения;

- внедрение в учебный процесс новых технологий обучения;

- совершенствование системы текущего контроля работы студентов;

-совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, т.к. эти виды учебной работы в первую очередь готовят студентов  к самостоятельному решению профессиональных задач;

- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Объем трудоемкости самостоятельной работы реально отражает смещение акцентов, как в организации, так и в содержании вузовского образования. В связи с этим остро встают вопросы о новой роли преподавателя в современном российском вузе, о развитии соответствующего научного пространства для перехода от квалификационной модели (характерной для действующих в России ГОС ВПО) к компетентностной модели специалиста.

Внедрить компетентностный подход и новые образовательные технологии, предполагающие совместную деятельность студентов и преподавателя по проектированию образовательного процесса (с целью достижения конкретного результата) без кардинального реформирования всей традиционной педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы невозможно. Это должна быть принципиально иная педагогическая система, в которой преподаватель вуза выступает как проектировщик образовательных программ,куратор образовательных программ, член коллектива (команды) преподавателей, реализующего образовательную программу,  академический консультант.

Деятельность куратора образовательных программ предполагает обеспечение преемственности учебных курсов всех блоков и модулей учебных дисциплин, преемственности учебных курсов, практикумов и практик. Куратор ОП должен ориентировать преподавателей и студентов на то, чтобы освоение каждого предмета или способа практической деятельности происходило в аспекте подготовки курсовой или выпускной квалификационной работы студента.

Коллективу сотрудников кафедры предстоит определять основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному получению знаний; определять конкретное содержание материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом.   Кафедра должна обеспечить:

-  контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов,

- график самостоятельной работы студентов с указанием форм контроля и срока выполнения работ;

- анализ эффективности самостоятельной работы студентов с целью ее активизации и совершенствования;

- мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов.

Преподавателям, реализующим образовательную программу, предстоит планировать самостоятельную работу студентов в рамках образовательной программы по семестрам; согласовывать виды самостоятельной работы в рамках различных учебных курсов; устанавливать связь материала со смежными курсами, с производственной практикой; информировать студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы.

Конкретному преподавателю предстоит определять содержание самостоятельной работы, её формы и объём; согласовывать виды и темы заданий; сроки представления результатов самостоятельной работы студента в пределах отведенных на нее часов; проводить индивидуальные и групповые консультации при разработке программы и методики выполнения задания; осуществлять промежуточный контроль за выполнением заданий и оценивать результаты.

Для эффективного обеспечения проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, формирования индивидуального учебного плана, выбора модулей и учебных курсов,  которые будут полезны для профессионального роста, студенту  может понадобиться  помощь, современной  формой  которой является академическое  консультирование.  Преподаватель, выполняющий функции академического консультанта, должен помогать студенту разрешать академические проблемы и получать максимальный результат от обучения в университете. В функции академического консультанта входят также консультирование по вопросам использования образовательной среды университета, ориентация студентов в содержании предметной области, контроль выполнения студентом учебных заданий. Иначе говоря, функции академического консультанта в реализации студентом индивидуального образовательного маршрута можно представить как помощь:

- в адаптации в университете,

- в самоорганизации в образовательном процессе,

- в самостоятельной работе в образовательном процессе университета,

- в выборе в образовательном процессе университета.

Таким образом, современную профессиональную дея­тельность преподавателя можно представить как: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Приоритеты совре­менного педагога связаны с помощью каждому студенту в осознании его собственных возможностей, познании мира выбранной профессии, определении своего жизненного пути. Вхождение преподавателей в новые роли участников образовательного процесса предполагает и новые подходы к определению логики становления профессиональной компетентности учителя в про­цессе профессионального педагогического образования, разработку научно-методического обеспечения компетентностного подхо­да, применительно к профессиональному образова­нию.

Особенность компетентностного подхода заключается в том, что он ориентирован на получение конкретных резуль­татов решения профессиональных педагогических задач, иначе говоря, единицей построения содержания обучения становится задача. Компетентностный подход в образовании можно представить, в частности, как развитие и оценку  различных компетентностей через ре­шение субъектом соответствующих задач.

Решение задачи, включающей в себя цель, условие и искомое, позволяет достичь конкретного результата.Совокупность решенных задач может являться условием разре­шения проблемы. Исходя из этого, логика проектирования преподавателями учебных программ должна базироваться на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей. На первое место при разработке учебных программ должны быть вынесены характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования у студентов, далее производится отбор информации, которая спо­собствует решению конкретных задач и развитию компетентностей. Ожидаемые результаты усвоения курса должны рассматриваться в аспекте его вклада в формирование у студентов умения решать конкретные профес­сиональные задачи.

К условиям организации освоения учебной программы относятся, в частности, такие условия, как создание теоретико-методической базы решения задач, приобретение опыта решения задач, рефлексия приобретенного знания и опыта. Необходимыми составляющими овладения учебной программой становятся, во-первых, контекстное включение сту­дентов в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в ре­зультате обмена суждениями и развивает социальную и языковую компетентности студента. При этом в учебной программе могут быть представлены все виды деятельности (информационно-когнитивной, поведенческо-коммуникативной, социально-ролевой), способствующие приобретению студентами профес­сионального опыта в условиях реальных ситуаций.

Исходя из логики такой стратегии профессиональной подготовки, выделяются и новые образовательные стратегии:

- практико-ориентированное модульное обучение;

- обучение с помощью кейса (пакета ситуации для принятия решений);

- обучение на основе социального взаимодействия;

- проектное обучение.

Современные образовательные программы имеют модульное строение.Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в традиционных формах.  Под модулемпонимается совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Модуль употребляется как самостоятельный термин и как синоним: программы учебного курса, программы учебной дисциплины, рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин (вводный, общеобразовательный, общепрофессиональный, специальный) учебного плана.

Модульное обучениепредставляет со­бой разбивку дисциплин на составляющие. Учебный материал каждого модуля может быть представлен по-разному: на уровне общего введения в проблему, на уровне углубленного изучения и принятия решений ти­повыми методами, на уровне специального подхода к решению в соот­ветствии с собственным выбором и обоснованием действий и т. п.  В зависимости от учебных целей студент выбирает модули и строит свой перспективный план обучения, в процессе реализации которого он будет на­капливать зачетные единицы, планировать этапы дальнейшего персонального роста.

Обучение с помощью метода кейсов  предполагает изучение дисциплины путем рас­смотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение способствует развитию умения студентов анализировать си­туации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, вырабатывает у обучающихся  устойчивый навык решения практических задач.

Обучение на основе социального взаимодействияобусловлено новыми тенденциями в обра­зовании, приводящими к переосмыслению задач педагога, который становится в большей степени координато­ром и наставником, чем непосредственным источником знаний и информации. В новой системе образования студент выступает в процессе обучения как партнер. И чем больше знаний, навыков и опыта по какому-либо предмету имеет студент, тем больше он самостоятелен в процессе обучения. Преподавателю отводится роль консультанта, помощника в обучении решению профессиональных задач. Выполнять эту роль преподаватель может не только в ходе индивидуального, но и в ходе группового обсуждения со студентами оценки и решения задачи. Участие в групповом решении задач позволяет студентам приоб­рести умения социального взаимодействия.  Они начинают воспринимать обучение как обмен опытом между ними и преподавателем, что в значительной мере способствует формированиюоткрытой познавательной  позиция, которая предполагает особый тип отноше­ния к познаваемым явлениям. Задача преподавателя – уметь использовать методы, стимулирующие у студентов:

- восприятие различных взглядов на одно и то же явление,

- использование вариативных способов описания и анализа одного явления,

- появление различных идей и неоднозначных суждений,

- использование научной информации различного характера.

Еще одним при­знанным во всем мире методом практико-ориентированной мо­дели компетентностного образования является проектное обучение, которое рассматривается как деятельность с опреде­ленными целями, часто включающими требования ко времени и качеству результатов.

Проекты могут иметь исследовательский характер, могут быть на­правлены на создание образовательной среды, на конструирование педагогического процесса, или его этапа (например, проект воспитательного мероприятия и т. п.). Проектное обучение включает в себя несколько стадий: определения концепции проекта, разработки проекта, реализации и завершения проекта с его презентацией. Цели учебного проекта преподаватель определяет вместе с группой студентов, которые становятся актив­ными участниками учебного процесса.

Одна из основных задач организации проектного обучения – это эффективное использование преподавателем ресурсов группы, в которой разные студенты обладают знаниями, умениями и опытом в различных областях деятельности. Кооперация студентов в команде учебного проекта значительно эффективнее, чем конкуренция или одно­сторонний монолог. Объединение знаний и навыков, возможность учиться друг у друга, взаимная поддержка позволяют студентам развить значимые в современной жизни социальные компетентности.

Реализация новых образовательных стратегий предполагаетразработку новой системы оценки и технологий оценки результатов педагогического образования. Преподавателям придется оценивать не только то, что знает студент, но и то, что он умеет делать с этими знаниями. Введение накопительной системы оценки  предусматривает вариативность результатов образования, стимулирует  планомерную работу студента, препятствует проявлению субъективизма преподавателей и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей студентов. Максимальный рейтинговый балл по каждой дисциплине, по сути,  представляет собой примерную оценку важности и трудоемкости соответствующего курса.

Оценка успешности освоения  материла  по дисциплине складывается из оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре. Совокупная рейтинговая оценка за семестр складывается из следующих форм контроля: текущая работа в семестре, промежуточные проверочные и контрольные работы,  посещаемость,  зачет (письменный и/или устный). Распределение баллов между текущей работой, промежуточными контрольными работами и зачетом в каждой секции определяется отдельно, в зависимости от учебной программы и вида аттестации студентов в конце семестра.

Положительные черты балльно-рейтинговой системы в том, что она  мобилизует студентов на работу в течение всего семестра, а не только перед экзаменами. Она повышает общую посещаемость студентов и их активность во время занятий. Четкое описание стоимостной оценки в баллах того или иного учебного задания позволяет студенту самостоятельно определять темп и интенсивность работы в течение семестра, исходя из желаемой оценки. Балльно-рейтинговая система  повышает объективность оценки труда студента со стороны преподавателя, т.к. степень работы студента в семестре становится более прозрачной. Рейтинговая оценка также создает основу для дифференциации студентов и позволяет осуществлять ранний отбор способных студентов для последующей научно – исследовательской и преподавательской работы.

Преподавателям вуза в контексте содержания учебных программ предстоит  осуществлять мониторингиндикаторов роста компетентности обучающихся,  разрабатывать критерии оценки достижения студентами определенного уровня профессиональной компетентности. Это, в свою очередь, потребует разработки пакетапрофессиональных задач, решение которых будет демонстрировать наличие у студентов соответствующей компетентности. Потребуется разработка параметров компетентностного самоанализа студента, разработка академических профилей успеваемости, характеризующих те или иные умения студентов, выявляющих проблемы и затруднения. Новая система оценивания предусматривает и введение дневников достижений студентов (портфолио).

Итоговая оценка по результатам освоения дисци­плины будет складываться из накопительной оценки, которая включает в себя формативные оценки (академический профиль), рейтинговые оценки, выраженные в баллах, и портфолио студента. Организация итоговой аттестации будет служить показателем не только результативности образовательной программы, но и результативности «университетского образования».

Модернизация образования ставит перед университетом серьезные проблемы по реализации и оценки качества основных образовательных программ, что требует:

- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

- обеспечения компетентности преподавательского состава;

- регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

- информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Для реализации основных образовательных программ вузу будет необходимо разработать общие требования к условиям их реализации, требования к организации учебной и производственной практик, систему оценки качества освоения основных образовательных программ. Необходима разработка  учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса,  не говоря уже о том, что все это требует финансового и материально-технического обеспечения. Однако приоритетным в решении всех этих задач является понимание того, что основой модернизации профессионального педагогического образования является формирование в ходе образовательного процесса у бу­дущего специалиста активной позиции, позволяющей ему овладеть опытом системного виде­ния профессиональной деятельности, системного действия в ней, готовности к решению возникающих проблем и задач.



Все статьи автора «olga_eletskaya@mail.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: