ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Худорожков И.В.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Худорожков И.В. Перспективы эволюции политического режима в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2510 (дата обращения: 01.10.2017).

Российская государственность прошла долгий путь эволюционирования  политической системы: от тоталитаризма, авторитаризма до демократического политического режима. С изменением политического режима потребовалось радикальное изменение конституции нашей страны. Логичным будет отметить, что любое, даже незначительное изменение конституции не всеми слоями общества будет воспринято положительно. Характерной особенностью любого политического процесса в России является возникновение режимов, реформирование которых в последующем происходит путем преобразований «сверху».

Россия унаследовала от правления КПСС  ряд политических, экономических проблем, но куда важней был крах идеологических принципов, на которых строились ценностно-мировоззренческие ориентиры значительной части российского общества. Современные исследователи постоянно «обвиняют» власть в отсутствии собственной государственной идеологии, хотя современный контекст политических действий говорит скорей об отсутствии четких рамок и опознавательных штрихов, к которым были «приучено»  общество марксистко-ленинскими идеалами.

Одином из  основных организационным условием построения демократической государственности остается принцип разделения властей. Принцип, который формально закреплен на правовом уровне в любой стране. Действие его декларируется  и в пределах правового поля Российской Федерации, на деле же, наделенный широкими полномочиями  Президент волен направлять деятельность всех ветвей в нужное русло. Политические  реалии выявляют контур «свободного художника», способного как показывает практика создавать росчерком пера абсолютно новое государство. Хотя будет не  последовательным говорить о полномочиях одного из последних выборных институтов и при этом не упомянуть роль окружения, имеющего в политическом поле непосредственный доступ к политической власти. Контакты власти с социально-экономическими группами  осуществлялась, и продолжает место быть через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. Таким промежуточным барьером становится администрация Президента. Либеральная риторика нынешнего руководства, создало необходимую иллюзию новой волны  демократических преобразований. Управляемый политический процесс продолжает существовать в форме рождения новых политических партий (движений), активных действий системной оппозиции, ситуаций «политического противоборства», «борьбы» с олигархической угрозой, «разлад» с элитой старого образца. Этот ряд событий получил широкую огласку в средствах массой информации,  при этом уже мало кто обращает внимание, что созданная «волна» отвлекает «общественное мнение» от существенных изменений в правовом поле, явном стагнационном процессе экономической составляющей,  крайнем дифференцирование социальных групп.

Не так давно, В.В. Путину предлагали остаться в роли президента РФ еще хотя бы  на один срок. Соответственно, это требовало внесения изменений в конституцию РФ. Патерналистские ожидания, а они действительно имеют место быть, были рождены не просто обычным манипулированием общественного мнения, сама идея, витавшая в умах населения, была по свое природе следствием культурного наследия  советского периода. История повернула ход событий таким образом, что  Путин решил «побыть» премьер-министром.  Рождение  образа «тандема» было необходимым условием легитимации власти, удачное в этом плане «вброс»  формулировки власти, стал своего рода подушкой безопасности для следующих президентов. Многое из происходившего и происходящего навивает мысль о макиавеллевских принципах, когда образ сильного правителя должен чередоваться с образом слабого.

Единственное, что сегодня становится очевидным, это то, что  если верить российским журналистам, –  предвыборные баталии президентских выборов 2012-го года весьма отчетливо напоминают кремлевские события 2006 – 2008 годов, известные широким массам под кодовым названием «Преемник».

Исследователи долгое время ожидали очередной «предвыборный проект кремля». События, произошедшие в одной из партий «сателлитов», были восприняты как отхождении от ставшей уже традиционной практики создания  очередной «партии-однодневки». Конечно, резкая переориентация «эсеров», как  они себя называют, была связана с вхождением в рамках системной оппозиции коммунистической партии в «легальную орбиту взаимоотношений», что, безусловно, позволило получить компартии доступ к СМИ и открытому безприпятственному диалогу с избирателями.  Отсутствие правого крыла так же не осталось без внимания, в рамках социального контракта к созданию был привлечены новые фигуры для политического пространства. В современном политическом процессе с большой долей вероятности можно сбросить со счетов созданное новое политическое объединение получившее название «Парнас».

Наиболее интересным в свете последних событий представляется  инициатива создания Народного фронта,  выдвинутая  В.Путин 6 мая на межрегиональной конференции “Единой России” в Волгограде. Остается пока не ясным вопрос, что из себя будет представлять эта «инициатива»,  возможно, это может стать некой надстройкой существующей «партии власти», может предстать и как отдельный продукт. Так же пока остается загадкой, каков функционал нового проекта. Скорей всего этот политический спектакль был разыгран, хотя действие еще будет, безусловно, продолжено, с целью дистанцирования образа В.В. Путина в обратном направлении от созданного образа «партии власти» который все больше становится очень статичным, и представляет собой некий «элитарный» набор. Этим можно объяснить и назначение в большей степени неизвестной фигуры, по своей природе выходец из «Единой России» Вячеславу Володину (руководство штабом Общероссийского народного фронта).

Режим,  сложившийся в России, представляет собой достаточно сложное образование.  С одной стороны одной стороны, уровень легитимности достаточно высок для проведения ряда анти социальных реформ, с другой стороны политический процесс представляет по своей сути симуляцию демократии. Вообще, уместно вспомнить,  А. Солженицыным десятки лет назад предупреждавшего, что выход из тоталитаризма, убивающего всякую инициативу, возможен только через авторитаризм, дающий некоторые ограниченные возможности.  Искусственная альтернатива, созданная рядом «политических образований», будет в ближайшее время не просто определять политический курс нации, но и представлять всему миру собственный демократический продукт.



Все статьи автора «ivan1989»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: