АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ

Плетнев А.В.

Ключевые слова: социальная аномия


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плетнев А.В. Анализ развития социальной аномии среди представителей различных профессиональных групп на рубеже ХХ-ХХI веков // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/08/1952 (дата обращения: 15.03.2024).

Современные российские социологи часто употребляют понятие аномия (греч. «anomos» – «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый») для характеристики состояния российского общества, которое подверглось существенным социальным трансформациям в период перестройки и рыночных реформ. С теоретических позиций Э. Дюркгейма и Р. Мертона эти масштабные изменения в обществе не могли не привести к развитию социальной аномии и, как следствие, к увеличению частоты проявления девиантного поведения.
Социальная аномия является актуальной темой для исследований, поскольку ее последствия отразились на жизни каждого индивида в российском обществе. В 90-е годы ХХ века аномия достигла в России небывалой силы и глубины[1]. Увеличение уровня алкоголизма, преступности, наркомании, самоубийств и криминализация всего общества являются естественным следствием ослабления в обществе нормативного регулирования.
При изучении аномии, вызванной изменениями в экономической жизни общества, представляется полезным проанализировать то, как эти изменения отразились на жизни представителей разных профессиональных групп.
Смена типа экономической системы в России 90-х годов XX века сопровождалась ростом безработицы и структурной перестройкой экономки. Эти процессы привели к изменению социального статуса и стратификационного положения представителей различных профессиональных групп.
Представители таких профессий как врачи, учителя, военные, научные работники, которые в советский период истории ощущали себя работниками относительно престижных профессий, с началом рыночных реформ начали терять как престиж профессии, так и доход в реальном выражении. Многие работники, составляющие эти профессиональные группы, оказались в маргинальном положении и лишились работы. В частности, по итогам исследования, проведенного в 1998 году, были выявлены «новые» маргинальные группы «срезы социальной жизни, сегменты рынка труда, в
которых концентрируется высокий уровень социально-профессиональной маргинальности: по отраслям экономики (отрасли, в которых значимы изменения численности занятых: легкая, пищевая промышленность, машиностроение; бюджетные организации науки, культуры, образования; предприятия ВПК; армия)»[2]. Представителей новых маргинальных групп, появившихся в начале 90-х годов, можно назвать «постспециалистами» Эти индивиды имели в советское время высокий социальный статус и хороший уровень образования. Однако в результате массовых сокращений квалифицированных специалистов в таких сферах, как промышленность, наука, ВПК, многие из них лишились работы.
Основываясь на работах Ирины Поповой, которая провела несколько эмпирических исследований новых маргинальных групп в 90-е годы, можно выделить профессиональные группы, оказавшиеся в наиболее уязвимом положении при переходе к рыночной экономике[2; 3]. В соответствии с классическими теориями аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона для представителей этих групп аномия имела наиболее тяжелые последствия. Профессиональными группами, подверженными наибольшему риску развития аномии в 90-е годы, были:
- работники моногородов, которые почти целиком зависят от одного или нескольких предприятий. Спад производства на этих градообразующих предприятиях ведет к кризису всей городской экономики.
- работники некоторых отраслей промышленности, переживающих кризис. В начале 90-х годов резко сократилось производство в таких сферах как: легкая промышленность, лесная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность и др.[4].
- также «сюда можно отнести почти всех госбюджетников (преподаватели вузов, учителя, врачи, работники предприятий военно-промышленного комплекса…»[5].
Из приведенного списка очевидно, что в группе риска развития аномии оказались квалифицированные специалисты. Прежде всего, это справедливо для представителей инженерных специальностей и научных работников.
Первые позитивные тенденции для рассмотренных выше профессиональных групп появляются в 1998 году. С этого момента начинается рост промышленного производства, который приобретает устойчивый характер. Рост объемов производства после 1998 года наблюдается по всем видам промышленности, кроме легкой промышленности.
Подъем промышленного производства создает дополнительные возможности трудоустройства для таких профессиональных групп, как инженерные специалисты и квалифицированные рабочие. В этих социальных группах следует ожидать снижение уровня аномии. К тому же многие «постспециалисты» смогли адаптироваться к новым экономическим условиям и найти работу, не связанную с прежней профессией.
Работники некоторых профессий в начале 90-х годов начали получать больший доход, и престиж подобных профессий в обществе сразу повысился. К таким работникам можно отнести руководителей в сфере бухгалтерии и торговли, многих работников отрасли добычи полезных ископаемых.
Развитие экономических отношений после перестройки привело также к появлению и институционализации многих новых профессиональных групп. Такие профессии как маркетолог, специалист по связям с общественностью, мерчандайзер, супервайзер, дизайнер были либо совсем неизвестны в советское время, либо встречались крайне редко. Совершенно очевидно, что представители подобных профессиональных групп в первые годы существования своей профессии испытывают нехватку устоявшихся норм профессионального взаимодействия. С другой стороны отношение общества к этим группам не определено.
При исследовании того, какие последствия имела смена типа экономической системы для представителей различных профессиональных групп, необходимо рассмотреть и вопрос о том, как эти перемены отразились на условиях жизни представителей высшего класса. В советский период истории к высшему классу относились высокопоставленные чиновники, руководители крупных предприятий, известные работники культуры и руководящие работники в сфере науки. Поскольку в советское время было практически невозможно занимать руководящий пост не являясь членом партии, то высший класс в советское время можно считать единой партийной номенклатурой[6].
Для представителей старого советского высшего класса перестройка, а затем и приватизация открыли новые возможности для обогащения. Трансформация старой советской элиты в новую была изучена Ольгой Крыштановской, которая провела несколько эмпирических исследований российской элиты «Начался процесс, который мы называем приватизацией государства государством. На этом этапе прошла приватизация чиновниками той части государственной собственности, которая находилась под их управления. Этот латентный этап приватизации начался в 1989 г. и в основном закончился к моменту объявления массовой приватизации за ваучеры в 1992 г…. Скрытая от глаз стороннего наблюдателя приватизация проходила без всякого объявления, под полным контролем государственных чиновников и имела целью приватизировать экономическую инфраструктуру — управление промышленностью, банковскую систему и систему распределения. В этот период (с 1988 по 1992 гг.) на месте министерств были созданы концерны, госбанков — комбанки, Госснабов и торгов — биржи, СП и крупные торговые дома»[7]. Таким образом, у нас есть все основания считать современный высший класс наследником советской номенклатуры. Исследование биографии представителей высшего класса в начале 90-х годов свидетельствует о том, что около 70 процентов этих индивидов являются выходцами из прежней советской номенклатуры[8].
Представители высшего класса российского общества едва ли были подвержены влиянию аномии. Экономическая ситуация предоставляла им прекрасные возможности для реализации целей достижения финансового благополучия.
Важным следствием начала структурной перестройки экономики в 90-е годы стало появления большого количества безработных. Лишившийся работы человек на время выпадает из профессионального сообщества и выходит из-под влияния норм, которые характерны для этой группы. Важно понимать, что многие индивиды не просто потеряли работу, но и в принципе лишились сферы своей профессиональной самореализации. Описанное выше резкое изменение структуры экономики свидетельствует о том, что очень многие индивиды вынуждены были искать для себя новую сферу профессиональной деятельности. Речь идет прежде всего о тех людях, которые были обозначены в данном параграфе как «постспециалисты». Поскольку «постспециалисты» являлись квалифицированными работниками в конкретной сфере, в рамках которой они не могли найти работу снова, адаптация этих индивидов в новых экономических условиях была крайне затруднительна. Работа в коллективе и идентификация человека с профессиональной группой является важным аспектом преодоления аномии, поскольку такая работа способна сформировать человека, нацеленного на следование нормативным предписаниям.
Кроме этого, «при сокращении занятости населения значительно возрастает численность экономически неактивного населения. В 1992-1998 гг. её абсолютный рост составил почти 11 млн. человек, что более чем в 2 раза превышает рост численности безработных за этот же отрезок времени»[9]. Быстрый рост числа экономически неактивного населения в начале 90-х годов XX века говорит о том, что многие индивиды отказались от попыток реализации своих карьерных и финансовых целей, поскольку реальная ситуация в экономике не предоставляла им возможности добиться реализации этих целей. Индивиды, которые вынуждены были перейти в разряд экономически неактивного населения, могли быть сильно подвержены влиянию аномии.
К началу 2000-х годов начинает медленно формироваться новая структура экономики. Снижение безработицы в этот период свидетельствует о том, что многие индивиды смогли найти свое место в новой экономике и, следовательно, можно ожидать ослабления влияния аномии на этих индивидов.
При изучении положения профессиональных групп в обществе полезно рассмотреть вопрос о том, какие из них могут входить в число групп, составляющих средний класс. По сути средний класс является стабильной основой любого общества. В результате резких экономических трансформаций Россия стала страной, где «потеряли «старый потенциальный средний» класс, то есть слои советского общества, наиболее образованные и заинтересованные в трансформации к демократии и рынку, а теперь пытаются создать его заново»[10]. Проследив динамику среднего класса в современной России и ответив на вопрос о его сущностном содержании, можно сделать вывод о том, насколько стабильной является социально-экономическая структура современного российского общества.
В 90-е годы XX века определение среднего класса в России не имело особого смысла, поскольку структура экономики была крайне нестабильна. Различные методологические подходы к определению среднего класса дают на сегодняшний день разные оценки того, какова доля представителей среднего класса в обществе. При попытке проследить динамику среднего класса полезно сравнивать данные исследований, которые были проведены по схожей методологии. Так «Результаты исследований как ИС РАН (2003 г.), так и НИСП (2000 г.) показали, что в целом в России доля среднего класса составляет 20 %. Согласно последним данным ИС РАН, средний класс сегодня составляет треть населения»[11]. Формирование в современной России устойчивого среднего класса является обстоятельством, препятствующим развитию социальной аномии.
Подводя итог сказанному, можно выделить социально- профессиональные группы, которые в наибольшей степени пострадали от смены типа экономической системы в 90-е годы XX века и соответственно больше других были склонны к аномии. Такими группами являются квалифицированные работники промышленности, инженеры, научные работники, сотрудники ВПК, работники сельскохозяйственной отрасли. В то же время риску развития аномии подвергались работники новых, недостаточно институционализированных профессиональных групп. Представители элиты, которая включает в себя высших чиновников и владельцев крупных предприятий, не были подвержены влиянию аномии, обусловленной экономическими причинами. В первое десятилетие нового века намечаются отчетливые тенденции к ослаблению аномии в экономической сфере. Эти тенденции обусловлены ростом производства, структурной перестройкой экономики и адаптацией индивидов к изменившимся условиям жизни.


Библиографический список
  1. William A Democratization and Political Change as Threats to Collective Sentiments: Testing Durkheim in Russia // Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 605, Democracy,Crime, and Justice (May, 2006), p. 82-103.
  2. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе // Социологические исследования.1999. №5. с. 62 – 71.
  3. Попова И. П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществ. М.: Наука, 2004. — 216 с.
  4. Зубаревич Н. В. Как изменилось экономическое пространство России за последние полтора десятилетия? Опубликовано в Интернет: http://geo.1september.ru/2004/44/3.htm
  5. Трансформация экономических институтов в постсоветской России. (микроэкономический анализ). Выпуск XIV. Под. Ред. Нуреева Р. М. Московский общественный научный фонд, 2000. – 193с.
  6. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.— М.: “Советская Россия” совм. с МП “Октябрь”, 1991.- 624 с.
  7. Крыштановская. О. В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия. // Мир России. 2002. Т. 11. № 4. С. 3-60.
  8. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. с. 51-65.
  9. Бреев Б. Д. Занятость населения в России: современность и перспективы // Экономическая наука современной России. 2001. №4. с. 59-74.
  10. Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения. – М.: Экон-Информ, 2009. – 148 с.
  11. Григорьев Л. Салмина А. Средний класс в России: повестка дня для структурированного анализа // Spero. 2010. №12. с. 105-124.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vengervin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация