УДК 33

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИИ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, социальный образ

Guryanov Pavel Alekseevich
National Mineral and Raw University «Mining»

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Социальный образ предпринимателя в России // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1632 (дата обращения: 03.06.2017).

Определим социальный образ российского предпринимателя, его мотивацию и  характерные личностные черты, которые на наш взгляд отличаются от среднемировых тенденций. Разумеется, в различных странах у предпринимателей преобладают различные черты характера. Также это подтверждается моделью деловой культуры Г. Хофстида давшей по различным странам различные результаты, представленные в табл. 1.

Бугаян И.Р. заявляет, что человека ведущего хозяйственную деятельность воздействуют все силы созидания народа – от языка и религии до системы мер и весов.[1]

Можно согласиться с экономистом Кругловым А.В., что «российское предпринимательство – достаточно уникальное явление» и даже с точки зрения ведения бизнеса российские и зарубежные предприниматели решают в основном разные задачи.[2]

Таблица 1 Числовые показатели характеристик деловой культуры, полученные Хофстидом, по разным странам.[3]

Страна Дистанция власти ИзбежаниеНеопределенности Мужественность Индивидуализм
Австралия 36 51 61 90
Австрия 11 70 79 55
Аргентина 49 86 56 46
Бразилия 69 76 49 38
Великобритания 35 35 66 89
Венесуэла 81 76 73 12
Гонконг 68 29 57 25
Дания 18 23 16 74
Израиль 13 81 47 54
Индия 77 40 56 48
Иран 58 59 43 41
Испания 57 86 42 51
Италия 50 75 70 76
Канада 39 48 52 80
Китай 89 44 54 39
США 40 46 62 91
Франция 68 86 43 71
ФРГ 35 65 66 67
ЮАР 49 49 63 65
Южная Корея 60 85 39 18
Япония 54 92 95 46
Россия 93 95 30 39

В дореволюционной России многие предприниматели были связаны с православной этикой, характеризующейся:[4]

  • отсутствие идеи богатства ради богатства;
  • признание праведности богатства, полученного трудом;
  • осознание необходимости общественной полезности предпринимательства;
  • благотворительность как неотъемлемое условие спасение душ;
  • высокий уровень доверия и честности в предпринимательской среде.

При этом многие русские считали, что любое богатство связано с грехом.

Отношение предпринимателей к своему делу на Западе и США было несколько иным, большинство считали меценатство каким-то «неправильным», слишком «русским» Американские предприниматели вообще считали, что меценатство должно приносить прибыль.[5]

Уже на протяжении советского периода истории после НЭПа традиции и обычаи явно видоизменялись, что было прежде всего связано со изменениями во внешней среде, в том числе и социально-культурных воззрений советского общества.

В 90-е годы некоторые традиции и обычаи также были явно пересмотрены или утрачены о пять же основные причины автор усматривает, как и в предыдущий советский период.

Предпринимательство в современных условиях стало доминирующим фактором производства. Поэтому особенности предпринимательской культуры оказывают подчас решающее воздействие на то, как успешно удается им воспользоваться в стратегических целях хозяйственного развития.[6]

Исследуя данный актуальный вопрос, обратимся к результатам опроса участников 2 международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство в России». Он показал, что 46,6% предпринимателей пришли с производства, 18,8%  ранее работали в вузах и научных учреждениях, 13,5% являются выходцами из государственного аппарата. По результатам все того же опроса, 90% предпринимателей имеют высшее образование, а 13,5% и ученую степень.[7] Другие опросы выявили, что менее образованными (имеют чаще других среднее образование) предпринимателями в России являются, те, кто занят в сфере торговли и бытовых услуг.[8]

Обращает на себя внимание, тот факт, что большинство наших предпринимателей имеют высокий уровень образования, в отличие от многих других зарубежных развитых стран.  Многие богатейшие американцы создавшие с нуля огромнейшие корпорации не имеют высшего образования, как например Майкл Делл (Dell C.) и Ларри Уолиссон (ORACLE). «В Великобритании ? малых и средних предпринимателей не имеют университетских дипломов».[9] В США по результатам исследования Джакобовитца и Видлера было выявлено, что 30% предпринимателей бросили школу из-за неуспеваемости.[10] Данный факт говорит о том, что в США в силу большей государственной поддержки и меньшего уровня коррупции легче, проще и быстрей открыть собственное дело.

Данные о высоком уровне образовании российских предпринимателей подтверждаются и другими исследованиями. Говоря об образовании, следует учитывать и качественный аспект, многие предприниматели вышли из самых престижных учебных заведений страны – МГУ, ФИЗТЕХа, МИФИ. При этом, довольно высока доля лиц с двумя дипломами. Так, по результатам опросов, проведенных в самом начале 90-ых, фондами «Общественного мнения» и «Экспертиза» дали довольно близкие результаты, что большинство предпринимателей (около 70%) являются интеллигентами во втором поколении (т.е. их отец имел высшее образование).[11]

Так же заслуживает серьезного внимания, тот факт, по каким причинам люди в нашей стране становились предпринимателями. По результатам опроса больше трети предпринимателей (36%) стали токовыми без особого на то желания.[12] Они являются уличными предпринимателями по классификации Бусыгина А.В.  Их во многом, к этому ответственному решению вынудило экономическое положение в нашей стране в начале 90-ых годов. Когда большое количество людей потеряли работу.

Данный опрос разбил предпринимателей на три группы. Основным ответом, является стремление к свободе и самовыражению. Их, можно разделить так, ответившие «стремление к свободе и самовыражению» –  это «прирожденные» предприниматели. С явно выраженными лидерскими качествами, обладающие гибкостью ума и завидным упорством. Как показывают результаты исследований – таких предпринимателей больше всего в крупном бизнесе. В начале 90-ых, были такие тенденции около 48% представителей крупного бизнеса, можно было отнести к «прирожденным» предпринимателям и лишь только 18% среди малого и среднего бизнеса подходили под эти стереотипы.[13] Около 36% ответили, что стали предпринимателями в следствии определенных обстоятельств, фактически против своей воли, данные предприниматели считаются предпринимателями «поневоле». Среди представителей малого и среднего бизнеса около 40% являются предпринимателями «поневоле», а в крупном, лишь 13%.[14] И третий вариант ответа «стечение обстоятельств». Данных предпринимателей обычно относят к предпринимателям «идеалистам» Хотя надо заметить, что именно в эту группу входят номенклатурщики. Так большие начальники – в начале 90-ых уходили в крупный бизнес, на заранее подготовленные «теплые» места. Ну а мелким чиновникам ничего не оставалось, как заняться средним или даже малым бизнесом. В эту же группу входят люди, которые ради любопытства или ради удовлетворения других своих потребностей, а прежде всего самореализации уходили в предпринимательство.[15]

Некоторые ранние исследования показали, что характерными мотивами российских предпринимателей являются следующие:[16]

  • стремление к самореализации своих потенциальных возможностей и возможность заниматься самостоятельной деятельностью – 52%
  • желание обеспечить свою материальную независимость – 45,1%
  • стремление осуществить свои планы, внедрить собственные   разработки и идеи – 45%

В дальнейшем с развитием бизнеса в России, у наших предпринимателей появлялись новые мотивы и это хорошо видно из следующей таблицы 2.

Таблица  2. Распределение ответов на вопрос «Что более всего привлекает Вас в вашей работе?[17]

Мотив %
Высокий заработок 56,9%
Возможность проявить инициативу 27,7 %
Интересная работа 16,8%
Возможность передать свое дело по наследству 58,1%
Надежность места работы, гарантия занятости 5,3%
Возможность чего-то достичь. 24,5%
Возможность служебного роста, занятие престижной должности 3,9%
Возможность работать с высококвалифицированными коллегами 2,6%
Приносить пользу обществу, способствовать делу возрождения экономики страны. 7,9%
Видеть конкретные ощутимые результаты своего труда. 48,6%

В результате вышеприведенного опроса, самым популярным ответом стал «возможность передать свое дело по наследству» (58,1%). На наш взгляд это свидетельствует о взрослении российского класса предпринимателей. Они рассчитывают создать свои предпринимательские династии, а не как в начале 90-ых главной целью было любыми способами «срубить бабло». Это свидетельствует, что в России сокращается число предприимчивых предпринимателей, и начинает преобладать естественный для рыночной экономики тип предпринимателей-хозяйственников.

Но до сих пор по результатам опроса видно, что российский бизнес, так и не осознал своего социального предназначения. Меньше 8% набрал вариант ответа «приносить пользу обществу, способствовать делу возрождения экономики страны».

Из следующей таблицы 3 уже наглядно видно отношение респондентов к различным слоям предпринимателей.

Таблица 3. Каково Ваше личное отношение к частному предпринимательству? (в %)[18]

Отношение к бизнесу В целом положительно Скорее положительно Скорее отрицательное В целом отрицательное Затрудняюсь ответить
Крупному – в промышленности, строительстве и т.п. 23,5 29,5 17,7 12,0 17,4
Банковскому 17,6 26,7 19,7 13,7 22,3
Малому 38,6 43,2 6,9 2,7 8,6
Семейному или «челночному» 35,0 40,7 10,3 4,7 9,3

Из последней таблицы хорошо видно, что отношение ко всему бизнесу в обществе улучшается.  что и понятно, ведь в большинстве своем стартовые капиталы для малого бизнеса носили трудовой характер, в отличие от крупного. Самое негативное отношение в обществе к банковскому бизнесу. Это в общем, и неудивительно, простые люди до сих пор не забыли как в течение небольшого времени, из довольно обеспеченных людей и хранивших огромнейшие деньги в сберегательной кассе, что на наш взгляд было вызвано экономической моделью СССР, где существовала избыточная денежная масса и довольно ограниченное число товаров, они превратились в нищих людей. Да и различные другие организации вроде различных чековых инвестиционных организаций, и МММ, Хопер-Инвест не добавляют привлекательности банковскому бизнесу.

Очевидным так же является более положительное отношение граждан нашей страны к малому бизнесу, что и понятно, ведь в большинстве своем стартовые капиталы для малого бизнеса носили трудовой характер, в отличие от крупного.[19] Менее 10% опрошенных, высказались негативно в отношении малого предпринимательства. В отношении крупного бизнеса отношение граждан хуже в три раза, почти 30%.

Заслуживает внимания еще один социологический опрос, проведенный в 2005г, в нем приняло участие 1750 респондентов из 68 поселений различного типа в большинстве своем с доходами ниже среднего (безработные, пенсионеры, жители сел и деревень, учителя школ и ПТУ). Результаты опроса представлены в таблице 4. Из них наглядно видно, что и как в прошлом опросе россияне лучше всего относятся к малому бизнесу. При этом в опросе люди четко разделены на несколько групп.

Таблица 4. Какие виды частного бизнеса с точки зрения россиян, имеют право на существование и защиту в условиях России, в % (допускалось несколько ответов).[20]

Малый бизнес 40%
Средний бизнес 35%
Крупный бизнес 18%
Важен не масштаб бизнеса, а то, соблюдает ли он законы 45%
Важен не масштаб бизнеса, а его экономическая эффективность 35%
Важен не масштаб бизнеса, а его социальная ответственность 25%
Важен не масштаб бизнеса, а то в какой отрасли он работает 15%
Противники всякого частного бизнеса 15%

Первая группа россиян (21%) ориентируется в своих ответах исключительно на масштаб бизнеса, вторая (39%) выделяет только критерии связанные с его (бизнеса) поведением, и третья (25%) совмещает и те и другие критерии при его оценке и последняя самая малочисленная (15%) является противником частного бизнеса.[21]

Из вышеизложенного можно сделать вывод об очевидной тенденции населения РФ по улучшающемуся отношению к предпринимателям в стране.

При этом, по мнению предпринимателей и сейчас государству необходимо поработать в стране над позитивном облике предпринимателей.[22]


 


Библиографический список
  1. Бугаян И.Р. Культура России вообще и в предпринимательстве: Соответствие современным условиям? // Философия хозяйства, 2009 № 2 С. 56
  2. Круглов А.В. Регулирование внешней и внутренний среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития // Известия СПбГУЭФ, 2004 № 4 С. 68
  3. Сост. по: Маликов Р.И. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды – Уфа, 2006 С. 63-64; Маликов Р.И., Климина Т.П. Региональные факторы формирования эффективной предпринимательской среды – Уфа, 2006 С. 62
  4. Румянцев М.А. Православие и социальная ответственность предпринимательства // Проблемы современной экономики, 2008 № 3 С. 510
  5. Бугаян И.Р. Указ. соч. С. 61
  6. Бугаян И.Р. Указ. соч. С. 58
  7. Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 1998 С. 38 – 39.
  8. Ильчиков М.З.Предпринимательство как сфера и способ деятельности – М., 1997 С. 39
  9. Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Указ. соч. С 38
  10. Бешкинская Е.В. Предприниматель: содержание и профессионализм деятельности – М., 2006 С. 50
  11. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 150-151.
  12. Мотивационная структура Российского предпринимателя // Проблемы теории и практики, 2006 № 4  С. 114.
  13. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 153
  14. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 154
  15. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 153.
  16. Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 1998  См. также Журавлев А.Л, Позняков В.П. Социально психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал, 1993  Т. 14  № 6  С. 25; Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предпринимателя // Социс, 1992 № 10      С. 55-56.
  17. Мотивационная структура Российского предпринимателя // Проблемы  теории и практики, 2006 № 4 С. 112.
  18. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте – М.: Наука, 2004 С. 20
  19. Ракоти В. Предпринимательский доход: заработан или присвоен? // Человек и труд, 2004 № 3 С. 22
  20. Горшков М.  Эволюция общественного мнения Россиян в период рыночной трансформации // Общество и экономика, 2006 № 7-8  С. 15.
  21. Горшков М.  Указ. соч. С. 7, 14.
  22. Российская газета № 167 (4724) от 7.08.2008г С. 7


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: