УДК 378 (09):323(470+571)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕ 1970-Х – НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.

Ещенко Юлия Геннадьевна
Астраханский государственный университет
аспирант кафедры истории России

Аннотация
В статье осуществляется общий обзор законодательных документов в области регулирования деятельности высших учебных заведений в конце 1970-х – начале 1990-х гг. На основе анализа законодательства автор выделяет круг приоритетных проблем, существовавших в сфере высшего профессионального образования, и направления их решения.

Ключевые слова: «перестройка», высшее образование, высшие учебные заведения, молодежная политика, подготовка кадров, студенчество, учащаяся молодежь


THE BASIC DIRECTIONS OF STATE POLICY IN RELATION TO THE HIGHER EDUCATION TOWARDS THE END OF 1970TH – AT THE BEGINNING OF 1990TH

Eshchenko Yuliya Gennadevna
Astrakhan State University
postgraduate of department of Russian history

Abstract
In article carries the general review of legislative acts in the sphere of control of the higher educational institutions activity towards the end of 1970th – at the beginning of 1990th. Based on the analysis of the legislation, the author allocates the priority problems, which existed in sphere of the higher vocational education and directions of decision these problems.

Keywords: a personnel training, higher education, higher educational institutions, perestroika, students, studying youth, the youth policy


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ещенко Ю.Г. Основные направления государственной политики по отношению к высшей школе в конце 1970-х – начале 1990-х гг. // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1430 (дата обращения: 03.06.2017).

Основной Закон советского государства (Конституция 1977 г.), провозгласил построение «развитого социалистического общества». В соответствии с этим устанавливались и приоритеты реализации государственной политики в сфере образования. В числе ее первостепенных задач значилось «воспитание коммунистически ориентированной молодежи, патриотов и интернационалистов высокой организованности, идейности и сознательности, с развитыми чувствами долга и ответственности перед коллективом, обществом и государством в целом, способных пропагандировать достижения и преимущества социалистического строя».

Государственная молодежная политика была также направлена на «физическое развитие юношества, подготовку его к труду и активной общественной деятельности» [1, c. 23].

Немаловажная роль отводилась задаче формирования нравственности, без которой невозможно было бы решить проблему идеолого-политического воспитания молодого поколения [2, c. 151].

Государственная политика по отношению к высшей школе являлась органичной составляющей системы молодежной политики.

Властные структуры понимали значимость высшего образования для социально-культурного и экономического развития страны, для создания такого будущего, в котором молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями [3, c. 7-8]. В связи с этим, стояла острая необходимость в развитии науки и подготовке молодых научных кадров, во внедрении результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

В СССР право граждан на образование было гарантировано Конституцией СССР. Это право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования и широким развитием системы высших образовательных учреждений, функционировавших на основе связи обучения с жизнью и производством.

Основной Закон предполагал предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам и необходимость создания условий для самообразования [1, c. 24].

Главными принципами образования являлись единство обучения и коммунистического воспитания; связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой и производством; гуманистическая, высоконравственная направленность образования и его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры [4, c. 7].

Деятельность высшей школы, задачи и структура вузов, характер учебно-воспитательного процесса, права и обязанности студентов и преподавателей регулировались основными документами, определявшими программу и стратегические направления совершенствования деятельности высших учебных заведений.

Это были постановления ЦК КПСС и Совета Министров «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов»  (1979 г.), «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (1978 г.), Положения о высших учебных заведениях СССР, советах вузов и советах факультетов (1969 г.) и др [4, c. 7].

Особую остроту в высшей школе как в системе обучения и воспитания молодежи, в исследуемый период, приобрел ряд вопросов. Таковыми являлись проблемы качества подготовки кадров; преодоления отрыва теоретических знаний от практической подготовки молодых специалистов – выпускников; формирования высококвалифицированных научных кадров.

Стратегической задачей являлось повышение качества подготовки и воспитания специалистов с помощью организации связи образования с практикой и производством.

Согласно «Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы», системе советского образования требовалось большое количество квалифицированных педагогов с улучшенной психолого-педагогической и методической подготовкой. Для этого была введена «педагогическая практика студентов пединститутов и педагогических отделений (факультетов) университетов с первого по четвертый (пятый) курс».

За каждым учебным  заведением,  осуществлявшим подготовку учителей, преподавателей и мастеров производственного  обучения, закреплялись общеобразовательные школы, средние специальные и профессионально-технические  учебные заведения и внешкольные учреждения. На их базе организовывались педагогическая практика и учебно-воспитательная работа студентов [5, c. 360].

Согласно Постановлению ЦК КПСС «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» отмечались недоработки в развитии навыков самостоятельного творческого мышления учащихся, что было вполне естественным следствием тотальной регламентации и идеологизации обучения.

Руководителям системы образования решение данных проблем виделось в усилении контроля за деятельностью студенчества со стороны Министерства высшего и среднего специального образовании СССР, а также руководства вузов в сфере учебно-воспитательной работы.

Перед руководствами вузов была поставлена задача концентрации  усилий преподавательского состава «на проблемном характере лекций, отражении актуальных вопросов теории и практики преподаваемых дисциплин» [6, c. 75]. Преподавателям также «следовало информировать студентов по вопросам внешней и внутренней политики СССР» [6, c. 75], естественно, с позиций коммунистической идеологии. Это требование вступало в явное противоречие с другой целью, заключавшейся в правильном понимании актуальных проблем общества.

Заочная и вечерняя формы обучения позволяли без отрыва от производства готовить высококвалифицированные рабочие кадры. Однако существовали несоответствие качества обучения студентов-заочников и учащихся дневного отделения и обеспечение заочного студенческого контингента учебно-методической литературой по остаточному принципу.  В некоторых учреждениях и предприятиях не было «необходимых условий для обучения работающей молодежи» [7, c. 343].

«Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 и до 2000 гг.» определили направления реформ в системе образования в целом, и в высшем, в частности [8, c. 4].

Для этого предполагались прежние механизмы реализации государственной политики, направленные на «улучшение», «повышение» и «изменение» различных количественных показателей экстенсивным путем [6, c. 81]. Новые потребности общества, вызванные назревавшими коренными изменениями общественно-политической ситуации в стране, вступали в неразрешимое противоречие с изжившими себя навыками реформирования и «хозяйствования» советского партийного аппарата.

Согласно постановлениям январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС планировалась перестройка высшего образования, как важнейшая задача ускорения развития страны. В период социально-экономических реформ особое внимание уделялось духовной культуре, активизации человеческого фактора, выходу на новую ступень научной подготовки специалистов в тесной связи с улучшением их использования [9, c. 410]. Достижение этого в решающей степени обуславливалось концентрацией в учебных заведениях лучших научно-педагогических кадров и их высоким профессиональным уровнем.

Реформа была нацелена на повышение эффективности работы научно-исследовательских учреждений. Это касалось вопросов стимулирования труда ученых, новых форм взаимодействия науки и производства. Было принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, включавших институты, проектно-конструкторские организации и опытно-промышленные производства. Остро встал вопрос о подготовке научной смены. Предполагалось с первых же лет обучения в вузе вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, во внедрение ее результатов в производство.

Государственная политика по отношению к высшей школе в конце 1970-х – первой половине 1980-х гг. характеризовалась стремлением руководящих организаций качественно подготовить высококвалифицированные кадры, преимущественно для практической работы на производстве, а также сформировать особый тип мировоззрения, при котором молодые дипломированные специалисты были бы проводниками идеологических норм и ценностей, способствовали дальнейшей пропаганде социалистических принципов в рабочих коллективах.

Начало «перестройки» знаменовало собой ускорение социально-экономического развития страны, качественное преобразование общества, перемены во всех сферах жизни.

Преобразования периода «ускорения социально-экономического развития» призваны были проанализировать комплекс проблем студенчества высшей школы и предложить варианты изменений как в организации деятельности высшей школы в целом, так и в поиске путей улучшения и совершенствования учебно-воспитательной работы, в частности.

Несмотря на довольно туманные цели по «совершенствованию социализма», это был сдвиг вперед с мертвой точки, в которой в течение последних лет находилось общество. Однако у руководства не было четкой программы реформирования высшего образования.

Политика жесткой регламентации и централизации достигла своего апогея к середине 1980-х гг. Проблемы нарастали намного быстрее, чем решались. Инертность форм и методов управления, скованность идеологическими запретами и указами привела к формированию «двойных» стандартов поведения.

Задача преодоления «негативных явлений в социально-экономическом развитии общества, создания необходимого динамизма и ускорения» как в центральных органах, так и на местах решалась при господстве прежней психологии – улучшать, совершенствовать положение, ничего коренным образом не изменяя.

Реформа высшей школы – составной элемент политики социально-экономических преобразований 1985-1989 гг., которые были нацелены на перестройку советского общества в условиях назревавших кризисных явлений. Многие, разработанные еще до1985 г. установки, в период перестройки получили новое, демократическое оформление.

Связь образования с жизнью, с производством и общественным развитием не были новшеством ни для эпохи перестройки, ни для 1980-х гг. в целом. Однако в данный хронологический период можно увидеть смену двух образовательных парадигм, в некоторых своих положениях абсолютно взаимоисключающих друг друга – жесткая централизация и регламентация деятельности вузов и студенчества в первой половине 1980-х гг., и ярко показные тенденции самоуправления и демократичности в эпоху перестройки. И, несмотря на противоположность методов воздействия на образовательные структуры, государственным аппаратом преследовались одинаковые цели – создание максимально эффективной высшей системы подготовки кадров.

Основная задача государственной политики по отношению к высшей школе  в конце 1970-х – 1980-х гг. выражалась в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только качественными теоретическими знаниями, но и способных применять свои умения в процессе практики.

Последнему положению уделялось особо пристальное внимание, что выражалось в создании многочисленных объединенных научно-производственных и научно-исследовательских комплексов при технических и медицинских вузах, в формировании педагогических отрядов, создании базовых учебно-воспитательных учреждений при пединститутах и др.

Получает широкое развитие движение специализированных студенческих отрядов, характер работы в которых соответствовал профилю избранной студентом специальности; начинают деятельность трудовые объединения студентов, воплотившие в себе формы и методы как студенческих конструкторских бюро, так и стройотрядов – проектно-строительные студотряды. Подобным образом происходила реализация принципа максимальной приближенности содержания общественно-политической практики к условиям будущей профессиональной деятельности молодого человека.


Библиографический список
  1. Конституция (Основной Закон) СССР. 1977. – М., 1985.
  2. Тимофеева Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования российской молодежи в 50-е – 90- е гг. ХХ века. – М.: Прометей, 2002.
  3. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. – Казань, 2004.
  4. Комсомол в вузе. – М.: Молодая гвардия, 1981.
  5. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» от 5 июня1984 г. № 233 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1988.
  6. Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958-2006 гг.). – М.: АПКиППРО, 2007.
  7. Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» от 21 июля 1981 г. № 395 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1988. 
  8. Материалы XХVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1986.
  9. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» от 13 марта 1987 г. № 325 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1990.



Все статьи автора «pushistik_yuliya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: