УДК 37

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ С ПОМОЩЬЮ SPSS

Остапенко Роман Иванович
Воронежский государственный педагогический университет
кандидат педагогических наук

Ключевые слова: математическая подготовка, математические методы, студенты-психологи

Ostapenko Roman Ivanovich
Voronezh State Pedagogical University
PhD

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остапенко Р.И. Математическая подготовка будущих психологов с помощью SPSS // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1407 (дата обращения: 03.06.2017).

Математическая компетентность в дальнейшем образовании студентов гуманитарных специальностей и их будущей профессиональной деятельности играет важную роль. Математическая компетентность психолога-практика выступает не только как предметная, а включается в структуру профессиональной. Это относится как к начальной диагностической оценки полученных специалистом данных и материалов, так и к рефлексии, то есть способности оценивать эффективность проводимых психологических мероприятий с помощью математических методов анализа. Разумеется, математическая компетентность имеет свои границы: при сочетании качественного и количественного подходов содержательный анализ получаемых психологом или педагогом результатов является первостепенным.

А. А. Марголис и И. В. Коновалова [4] в качестве критерия анализа деятельности практических психологов выделяют аналитические умения: “способность критически осмыслить результаты своей деятельности (видеть достоинства и недостатки, определять их причины и намечать возможные пути дальнейшей работы) умение грамотно, свободно и доступно формулировать свои мысли, делать выводы и обобщения” [4, С.15]. Далее авторы подчеркивают, что “наибольшие затруднения будущие психологи испытывают в осуществлении аналитико-прогностической деятельности, интерпретации получаемых данных, рефлексии собственной деятельности (умении выделять показатели результативности, владении самоанализом и самокоррекцией)” [4, С.15].

Проблема математической подготовки студентов психолого-педагогических специальностей является предметом пристального внимания многих специалистов (О. В. Митина, В. И. Михеев, А. Д. Наследов, Н. Г. Подаева, Г. В. Суходольский, Е. В. Шикин и др.). Ю. М. Забродин [2] считает эту проблему одной из важнейших. Описывая современное состояние психологии в России, он отмечает, что “развернутый анализ состояния дел в практической психологии в рамках инновационной образовательной программы МГППУ, показал, что одной из основных проблемных точек в практической психологии является снижение роли современных информационных и математических методов в психологии, приводящее к увеличению разрыва между уровнем накопления, обработки и интерпретации данных, невысокий уровень их достоверности” [2, с.5].

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения по гуманитарным направлениям показал, что математической подготовке студентов психолого-педагогических специальностей уделяется внимание как на уровне математического и естественно-научного цикла дисциплин (математика, математическая статистика в психологии и педагогике), так и профессионального (качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований).

В рамках вышеуказанного стандарта в процессе освоения математических дисциплин будущий специалист должен обладать следующими компетенциями:

1. Общекультурными: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

2. Общепрофессиональными: готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

3. Специальными: готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3) [1].

В практике подготовки студентов Воронежского государственного педагогического университета психолого-педагогического факультета обучающихся по специальности “Педагогика и психология” нами был накоплен определенный методический опыт. Конкретные способы и приемы уже обнаружили свою эффективность в процессе реализации образовательных технологий, способствовали повышению математической компетентности будущих педагогов-психологов.

Разработанная программа проведения активных и интерактивных форм занятий у студентов-психологов в курсе “Математические основы психологии” может эффективнее реализовываться с использованием статистического пакета SPSS. SPSS – это компьютерная программа расшифровывается как «Статистический пакет для социальных наук».

Разработаны занятия, как для учебной, так и для самостоятельной работы студентов. Например, по теме «Корреляция» студенты в форме ролевых игр и упражнений-самодиагностик с помощью программы SPSS изучают различные коэффициенты корреляции. По теме “Факторный анализ” на основе специально разработанных корреляционных матриц с планарной конфигурацией векторов, у студентов развиваются навыки извлечения факторов с помощью SPSS и их психологической интерпретации. По теме «Многомерное шкалирование» студенты на основе результатов самодиагностики с использованием программы SPSS моделируют субъективные пространства ценностей и предпочтений.

Предложенные методические подходы нашли применение в подготовке будущих психологов-практиков в педагогическом ВУЗе и в системе профессиональной переподготовки педагогических кадров. Исследование эффективности внедрения инновационных технологий обучения в процессе преподавания методов математического анализа данных с использованием статистического пакета SPSS является актуальной задачей требующей своего решения.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 050400–Психолого-педагогическое образование (квалификация “бакалавр”).
  2. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Современное состояние практической психологии в России и основные проблемы подготовки практических психологов [Текст] / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян // Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). – Воронеж.: ВГПУ, 2008. – С.5.
  3. Крылов В. Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. – М.: “Янус-К”, 2000. – 376 с.
  4. Марголис А. А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. №1. – C. 13-20.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: