УДК 37

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: МОДЕЛЬ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Остапенко Роман Иванович
Воронежский государственный педагогический университет
кандидат педагогических наук

Ключевые слова: математическое, моделирование, предпочтений, студенты-психологи

Ostapenko Roman Ivanovich
Voronezh State Pedagogical University
PhD

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остапенко Р.И. Математическое образование для студентов гуманитарных специальностей: модель субъективных предпочтений // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1374 (дата обращения: 19.11.2016).

Введение: математическое образование является значимым как для студентов естественнонаучного направления, так и для гуманитарно-ориентированных учащихся. Оно важно с многих точек зрения: логической, познавательной, прикладной, исторической, философской и т.д.
В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность и необходимость иметь представления об основных методах и идеях в области математики у студентов, отдавших предпочтение изучению гуманитарных наук. Преподавание математических дисциплин гуманитариям должно иметь свои специфические особенности в отличие от постановки таких курсов для инженерных и технических специальностей. Проблема преподавания математических дисциплин для гуманитарных направлений высшего образования является актуальной.
Значительное число современных исследований посвящено проблемам теории и методики обучения математическим дисциплинам студентов гуманитарных специальностей (И. И. Бондаренко, В. Б. Гридчина, Н. А. Дергунова, В. В. Картанова, Д. А. Картежников, О. В. Мороз, А. В. Макеева, Р. И. Остапенко, И. В. Сластенова, и др.). В целом анализ работ, показывает, что контекстный, профессионально-ориентированный подход с использованием информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей многими авторами признается наиболее эффективным.
В процессе преподавания математики организацию аудиторной, самостоятельной и других видов работ необходимо осуществлять не только с учетом традиций научно-педагогической школы вуза, но в разнообразных контекстах будущей профессиональной деятельности студентов, с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, ролевых и деловых игр и т.д.), с учетом интересов студентов.
Интерес детерминирует познание, лежит у истоков практической деятельности человека, любознательности и познавательной активности. По нашему мнению, при построении курсов занятий по математическим дисциплинам со студентами-гуманитариями значимым является ориентация на познавательные интересы самих студентов, выявление наиболее важных, по их мнению, элементов математического образования. Это возможно осуществить не только с помощью беседы со студентами, но и с помощью письменных опросов.
Методика эксперимента: нами был проведен опрос среди 134 студентов Воронежского государственного педагогического университета 4 курса психолого-педагогического факультета обучающихся по специальности «Педагогика и психология». В исследование принимали участие в основном женщины в возрасте от 20 до 40 лет.
Цель опроса: получить информацию, о том, что считают наиболее ценным будущие психологи в математическом образовании.
Пояснение к стимулам предъявляемым испытуемым:
1. Логический – изучение математических методов является источником и средством активного интеллектуального развития человека, его умственных способностей.
2. Познавательный – математика является той базой, которая обеспечивает готовность человека как к овладению профессией, делает для него доступным непрерывное образование и самообразование.
3. Прикладной – с помощью математических методов познается окружающий мир, его пространственные и количественные отношения.
4. Исторический – на примерах из истории развития математики прослеживается развитие не только ее самой, но и человеческой культуры в целом.
5. Философский – ориентир не только на формирование знаний и опыта интеллектуальной деятельности, но и на приобщение к культурным и духовным ценностям.
6. Общекультурный – математика помогает осмыслить мир, в котором мы живем, сформировать у человека развивающиеся научные представления о реальном физическом пространстве.
Исследование отношений студентов к математическому образованию состояло в следующем: испытуемый присваивал каждому из шести компонентов (логический, познавательный, прикладной, исторический, философский, общекультурный) значение от 1 до 7, причем 1 означало бы, что соответствующий компонент является более значимым для испытуемого, 7 – наименее. Результаты опроса отражены в табл.1.
Таблица 1

Обсуждение результатов: из таблицы видно, что наиболее важным компонентом математического образования для студентов-психологов является «логический». Далее следуют «прикладной» и «познавательный». Значительно отстают «общекультурный», «философский» и «исторический». Следовательно, интеллектуальная, а так же обслуживающая, инструментальная функции математики являются доминирующими среди гуманитарно-ориентированных студентов.
Методом главных компонент (с варимакс-вращением) из корреляционной матрицы было извлечено два фактора. Первый фактор биполярный: положительно коррелирует с познавательным (0.729) и логическим (0.668) компонентами, отрицательно с общекультурным (–0.651). Второй фактор униполярный: положительно коррелирует с историческим (0.608) и философским (0.703). Прикладной компонент занимает промежуточное положение между выше описанными факторами. Первый фактор можно интерпретировать как «интеллектуально-прикладной», а второй как «культурно-исторический».
С целью системного представления результатов исследования нами использовались метод многомерного шкалирования. Эти методы «…основаны на дистантной модели: непосредственными исходными данными для них является информация о различии объектов» [2, С.347]. Одна из задач решаемая с помощью метода многомерного шкалирования – верификация геометрической конфигурации системы анализируемых объектов в координатном пространстве латентных переменных [1, С.7]. В данном случае метод многомерного шкалирования позволяет наглядно представить предпочтение каждого из студентов в отношении компонентов математического образования, причем, чем ближе объект к математическому компоненту, тем выше степень его предпочтения и наоборот (см. рис. 1).

Геометризация результатов была с помощью программы SPSS 14.0. В итоге шкалирования «на выходе» получаем двухмерное пространство, где каждый испытуемый обозначается через row, занимая свое место на плоскости в зависимости от степени предпочтения каждого из компонентов. Как при обработке данных методом главных компонент, так и с помощью многомерного шкалирования нами были получены схожие структуры предпочтений.
При снятии метрики можно представить структуру предпочтений в виде шестиугольника (см. рис. 2):

Заключение: таким образом, для студентов-психологов наиболее важными компонентами математического образования выступают «логический», «прикладной» и «познавательный». Интеллектуально-прикладная функция математики доминирует среди предпочтений гуманитарно-ориентированных студентов.
Представленная конфигурация субъективных предпочтений студентов-психологов показывает как каждый из предъявленных компонентов математического образования идентифицируется в сознании испытуемых. Данное исследование требует своего дальнейшего развития, проведения разработанного опросника на большей выборке испытуемых, а также изучения связи предпочтений студентов и их академической успеваемостью.


Библиографический список
  1. Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М, 1988.
  2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб., 2004.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация