ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Матушкина М.В.

Ключевые слова: танец


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Матушкина М.В. Особенности современного танца // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/918 (дата обращения: 28.09.2017).

Современный танец как жанр хореографического искусства, появившейся относительно недавно, порождает вокруг себя немало споров: начиная от его определения и структуры и заканчивая спорами о наличии или отсутствии языковой системы. Во внешних отличиях данного направления в современном танце можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения. Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой – душу эпохи, бальный – удовольствие и кураж и т.п. Но только современный танец может касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Абсолюту. На сегодняшний день он получил широкое распространение, но проблемы его определения и споры о нем не прекращаются.

В ходе своего исследования при рассмотрении творчества различных коллективов, я выявила следующие особенности современного танца:

1) отказ от сценария как нормы, то есть на первый план выходит ценность движения и ценность танцевального текста, а не вербальная идея; работа начинается с сочинения определенных танцевальных фраз на собственном танцевальном языке;

2) между хореографом и танцором нет посредника, зачастую хореограф является не только руководителем, но и идеологом труппы; как правило, руководитель не насаждает своего собственного мнения, позволяя актерам действовать самостоятельно: он задает темы для исследования; важно не ограничивать актера строгими рамками;

3) присутствие эксперимента, импровизации, подвижной модели «сюжета»; то есть зрителю не навязывают окончательный вид истории, а предлагают изменчивую по воле зрителя модель мира;

4) важнейшие темы рассматриваемые современным танцем – это индивидуализм, эгоцентризм, экзистенциализм, то есть искусство современного танца персонифицируется, а это в свою очереди приводит к тому, что в данном жанре возникает много направлений, так как каждый человек в современном танце представляет собой определенное видение мира, а, следовательно, и новое направление;

5) для современного танца характерно также сочетание элементов драматического театра, пантомимы, текста, видео и многого для выражения восприятия мира хореографом и актерами; но используются они не в качестве нормативных средств, а как зерно, они перерабатываются и выходят уже в новом облике, очень не похожие на первоначальный свой вид.

6) в современном танце отсутствует школа, здесь присутствует техника;

7) техника каждого класса основывается на танцевальном языке – это пространственная и временная организация танцевальных единиц, это технология развития движения, это понимание центра и периферии, устойчивых и неустойчивых положений и пр. Танцевальный язык каждого хореографа формируется на основе какого-либо другого языка с добавлением других, но при этом постепенно хореограф нарабатывает свою собственную лексику. Так как происходит заимствование элементов языка одним хореографом у другого, необходимо развивать и дополнять танцевальный язык, иначе одной технике грозит полное поглощение другой. Несмотря на необходимость постоянного изменения, можно говорить о наличии «черт стройности и органичности», которые и позволяют нам говорить о танцевальном языке у конкретного хореографа: вырабатываются определенные, характерные только для него, способы выражения своих идей через некоторые элементы движения, также уникальные для каждого хореографа.



Все статьи автора «Matushkina Marina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: