УДК 63

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОГО ДЕЛА НА СЕВЕРЕ КАЗАХСТАНА

Савенкова И.В.1, Морев А.А.2
1Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель
2Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, студент специальности 050708 Лесохозяйственное дело

Аннотация
В Северо-Казахстанской области в настоящее время имеется 27 пожарных депо из них 13 типовых и 14 приспособленных, личный состав и технические средства которых активно привлекаются для борьбы с лесными пожарами. Наряду постепенным обновлением основных пожарных автомобилей, остро стоит проблема по обеспечению специальной пожарной техникой, более унифицированной для борьбы с огненной стихией как в черте населенных пунктов, промышленных центров, так и на открытых лесостепных ландшафтах.

Ключевые слова: пожарная охрана, Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ


HISTORY AND CURRENT STATUS OF FIREFIGHTING IN NORTHERN KAZAKHSTAN

Savenkova I.V.1, Morev A.A.2
1North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Lecturer
2North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva, student specialty 050708 Forest deal

Abstract
In the North-Kazakhstan region currently has 27 fire stations of which 13 are standard and 14 fittest, personnel and facilities which are actively involved to fight forest fires. Along the gradual updating of fixed fire-fighting vehicles, an acute problem to provide special fire equipment, more unified to fight the fire element as within populated areas, industrial centers, and on the open steppe landscapes.

Рубрика: 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савенкова И.В., Морев А.А. История и современное состояние пожарного дела на севере Казахстана // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/756 (дата обращения: 02.06.2017).

В 1972 г. на берегу Ишима была основана Петропавловская крепость. Все постройки на территории крепости били деревянные. Ни пожарной охраны, ни средств пожаротушения не было. Источником водоснабжения являлась река Ишим. В 1804 г. началось строительство города. Вначале это нижний форштадт, т.е Петропавловское подгорье, затем, с середины 19 века появляется верхний форштадт, на возвышенной части.

Первое известное упоминание о пожарной охране в Казахстане связано с г. Петропавловск и датируется 1858 г. Оно содержится в журнале заседания Тобольского губернаторского совета. Всю пожарную технику в то время составляли ручные насосы, бочки на конном ходу, багры, топоры. Службу несли добровольцы из числа местных жителей. Желая как то усилить борьбу с пожарами, в городской местности население объединялось в специальные общества, которые существовали на добровольные взносы и пожертвования. Пожарные часто занимались не своим делом. Они чистили и убирали улицы, зажигали уличные фонари, ловили бродяжных собак, усмиряли пьяных в полицейских участках, делали то, что необходимо было полиции и совершенно не занимались обучением пожарному делу. И по существу были лишены тех преимуществ, которыми пользовались другие службы. Техническая оснащенность пожарной команды была долгие годы очень слабой, отсутствовал водопровод, а там, где он даже и был, все равно не мог обеспечить нужды пожаротушения.  А пожары случались часто и приносили огромную беду жителям. Иногда огонь уничтожал по 45 домов сразу.  Более мелкие пожары считались явлением обычным.

Население расплачивалось за беспорядочную застройку, деревянные дома, узкие кривые улочки, бездорожье, а главным образом за отсутствие надежных средств борьбы с пожарами. И, конечно же, добровольные пожарные формирования, организованные практически во всех крупных городах республики, не могли играть заметной роли в борьбе с пожарами [1, 6-8].

В Петропавловске городская пожарная команда была создана в 1918 г. Она размещалась в одноэтажном рубленом здании на территории 3-го строительного квартала по ул. Пролетарской, между улицами Пушкина и Советской, где ныне находится дом, принадлежащий АО ПЗТМ. В состав пожарного городка входили депо, конюшни, кузница. В связи с тем, что телефонизация города отставала от темпов его роста. Пожарным по – прежнему приходилось выставлять вышковых наблюдателей. Они просуществовали примерно до 1938 г., т. е. до ввода встрой ГПС на 800 номеров.

Первая вышковая была расположена над зданием связи на пересечении улиц Пушкина  и Пролетарской, рядом с пожарным депо. Но в связи с ее маленькой высотой этот пост был перенесен на Вознесенский собор. Другой пост размещался на водонапорной башне. Вышковые наблюдатели имели с пожарной командой телефонную связь. Для определения места возникновения пожара город был разделен на четыре сектора, вышковой замечал пожар, он показывал направление путем вывешивания шара на вышке, сообщал по телефону в команду и подавал тревогу сиреной для всего города. Дело в том, что в тушении возникающих пожаров принимало участие и добровольное пожарное общество, которое было организовано в 1927 г. и размещалось в здании по ул. Карагандинской №68. Общество выполняло функции подводки воды к месту пожара. Но кроме этого оно за определенную плату обеспечивало население водой. Общество имело своих печников, которые занимались только чисткой дымоходов, имели кузнецу, выполнялись мелкие заказы населения. Вырученные деньги шли в бюджет.

Первая насосная станция была построена под горой в 1903 г., принадлежала городской управе, ее производительность составляла 12 -14 тыс. куб. метров воды в сутки. Протяженность всех магистралей водопроводных линий диаметром 4 – 6 составляла сто двадцать четыре км. На них было установлено 250 гидрантов. Судя по цифрам расстояние между гидрантами было не менее 500 м. Насос мог при восьми качальщиках подать воду максимум на 100 м. О подъездных путях к гидрантам можно сказать следующее: протяженность улиц составляла примерно 170 -180 м. Улицы были грязные. Только два участка общей протяженностью 9,5 км были мощными (ул. Ленина и Интернациональная). Население пользовалось мостками, проложенными по обочинам улиц, и то, лишь в центре города. Воду брали из немногочисленных колонок, всего их было 368 шт. В этом же году была возведена водонапорная башня. Она существует и до сих пор и находится в центре города.  Емкость бака башни составляла 80 куб. м.

Чугунка пришла в Петропавловск в 1897 г., а в 1905 г. железная дорога ввела в строй собственный водопровод. В 1957 г. были введены в строй насосные станции 1-  ого и 2 – ого подъемов и очистными сооружениями в районе Кировского моста. Проложены новые магистральные линии. Общая мощность всех насосных станций позволяла подавать городу ежесуточно 50 – 60 тыс. куб. м. воды. И все – таки воды в городе не хватало. В летние жаркие дни давление в сетях понижалось на столько, что вода в некоторых жилых районах поднималась  не выше второго этажа. Старые водопроводные сети часто выходили из строя и жители на несколько суток оставались без воды. Потому пожарным необходимо было иметь мощные автоцистерны.

В 1932 г. пожарная команда  перешла в другое здание и получила прописку по адресу: Советская 98 а. Здание одноэтажное, кирпичное с печным отоплением, с двухъярусными чугунными печами, которые давали тепло только тогда когда их топили, а топили круглосуточно и все равно было прохладно. Начиная с 1932 г. на вооружение пожарной команды появляются пожарные автомобили. Первым поступил на вооружение пожарный автонасос с коловоротным двигателем марки АМО-Ф-15. Позднее появился  автонасос ПМ Г-1. Этой техники было крайне недостаточно, поэтому приходилось разыскивать старенькие машины и переоборудовать их под автоцистерны.

В 1936 г. на вооружении пожарной команды состояли ГАЗ А – 1, ГАЗ – Ааи ЗИС – 5. Все машины были открытого типа, бойцы в них размещались по обе стороны на деревянных скамейках, закреплялись брезентовыми ремнями. А когда приезжали на пожар, то не могли пошевелить ни руками ни ногами. В весенний период , когда наступала распутица, машины ставили на прикол, потому что проехать по городу они не могли. Для того, чтобы найти какой – то выход городские власти принимали специальные решения, согласно которым всем предприятиям вменялось в обязанность выделять и держать в постоянной готовности конно – бочечные хода для тушения возникающих пожаров [2, 97-99].

По архивным данным 13 апреля 1939 г. было принято Постановление Президиума Петропавловского Горсовета. В нем говорилось, что под личную ответственность руководителей предприятий необходимо подготовить по три конно – бочечных хода для подвоза воды и содержать их в боевой готовности.

Годом раньше в 1938 г. – 28 марта было принято решение об усилении противопожарной защиты города, назначались ответственные за противопожарное состояние городских предприятий, назначались ответственные за противопожарное состояние городских предприятий, назначались дежурные при пожарных обозах; о строительстве водоисточников,  о полной очистке города, площадей, чердачных помещений тоже говорилось в Постановлении. Запрещалось содержать в неисправном состоянии печные отопления и освещения, загромождать чердачные помещения, лестничные клетки, коридоры различным хламом. В каждом доме разрешалось держать не более 10 л. Керосина и 1 л. Бензина. Кроме того, организациям, учреждениям, рабочим клубам, театрам вместимостью  200 мест и более вменялось в обязанность иметь специальную пожарную охрану с установленным круглосуточным дежурством  из расчета 1 пожарный на 100 мест. В эти годы начальником городской пожарной команды был Григорьев, которого в последние годы заменил Лукьянов.

В апреле 1938 г. Президиум Петропавловского Горсовета принимает решение о создании каланчи на вышке бывшей татарской мечети и строительстве 4 пожарных водоемов на окраине города каждый емкостью по 60 кубометров. Кроме того власти принимают решение об улучшении быта работников пожарной охраны. За счет средств местного бюджета производилось страхование жизни пожарных. Распоряжением начальника жил.управления №100 от 10 марта 1938 г. по договору на условиях бесплатного пользования сроком до конца года передается 2 – х этажный дом по третьему строительному кварталу ( угол улиц Пролетарской и Советской). Этот дом существует до сих пор. Все надворные также перешли введение пожарной охраны.

В 1930 г. стало возможным перевести всю пожарную охрану на трех сменное дежурство, вместо круглосуточного. В начале 30-х годов  на вооружение пожарных частей поступают мотоциклы Л-300, с встроенным моторным насосом мощностью 700 литров воды в минуту (располагался в коляске). Скорость мотоцикла с полной нагрузкой достигала 60 километров в час. Экипаж состоял из трех человек. В последующей истории мотоцикл использовался в основном для перевозки сотрудников пожарной охраны. Особенно в сельской местности.

9 июня 1939 г. Президиум Петропавловского Горсовета принимает Постановление об организации дополнительной пожарной части. В нем указывалось, что существующая пожарная часть с ее вооружением не обеспечивает промышленность города, а так же жилых построек в виду обширного масштаба города, а потому необходимо организовать вторую пожарную часть, разбив город на два района обслуживания. Просить обл. исполком ходатайствовать перед СНК о строительстве в г. Петропавловске центральной пожарной части, а также для утверждения штата пожарной части с вооружением по представленному проекту.

В 1940 г. создается ГПЧ – 2, общая численность ГПО стала составлять 127 человек. К этому времени в городе имелись малочисленные пожарные команды с плохим вооружением. На вооружении в ГПО были в ГПК 1 – а/м и 3 а/у. В ГПК – 2 1 а/м и 1 а/у. На элеваторе была 1 мотопомпана мясокомбинате 1 а/м и на железной дороге пожарный поезд.

В апреле 1935 г. было принято постановление СНК по регулированию указанных взаимодействий. В октябре этого же года ГУПО разъяснило, что в оперативном отношении все команды подчиняются ГПО НКВД, поэтому на территории города руководство тушения возлагается на начальника ГПО или заместителя.  На заседании Президиума Петропавловского городского Совета, заслушивались руководители предприятий и намечались соответствующие действия. Так в марте 1939 г. были заслушаны руководители элеватора, кожзавода, пивзавода, типографии, горпочтамта и других организаций. В эти годы уделяется внимание созданию ДПО.

В 1940 г. начальники дежурных смен стали называться начальниками караулов, а начальники автоходов – командирами отделений.

Тяжело было работать в годы Великой Отечественной войны. Специалистов было мало, личный состав во многом был из числа женщин, которым приходилось садиться за руль. Техника оставалась прежней. Улицы города были в плохом состоянии. Выезжали на пожар как правило, на пару – автонасос и цистерна [3, 215-218].

Сегодня, почти век спустя, в системе ГКЧС и МВД происходят реорганизации, государственная противопожарная  служба входит в состав ГКЧС, перемены продолжаются, Комитет  переименовывается в  Агентство по ЧС.

В 2002 году Государственная противопожарная служба приобретает статус Управления, через  три года Государственная противопожарная служба становится самостоятельной организацией – ФГУ «СП и АСР», а инспекция переходит в ДПС.

В настоящее время Государственным  Учреждением «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» укрепляется материально-техническая база, повышается квалификация и профессионализм личного состава.


Библиографический список
  1. Ходеев В. Музей пожарной охраны. – М.: Новости. – 2000
  2. Голубев С.Г. Пожарное дело в СССР. – М.: Стройиздат. 1986.
  3. Трачук М.П. Из истории развития пожарной охраны в России. – Львов: Изд – во Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. 1959.


Все статьи автора «Савенкова И.В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: