УДК 32

РАБОТА УПРАВЛЕНИЯ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. СЫКТЫВКАРА: ОПЫТ АНАЛИЗА

Лобанова В.А.
Сыктывкарский государственный университет
студентка V курса факультета истории и международных отношений, специальность: Связи с общественностью

Аннотация
В данной статье приводится опыт анализа работы управления по связям с общественностью и информации в органах местного самоуправления г. Сыктывкара.

Ключевые слова: паблик рилейшнз, пресс-служба, СМИ


WORK MANAGEMENT OF PUBLIC RELATIONS AND MEDIA IN LOCAL GOVERNMENT, THE CITY OF SYKTYVKAR: ANALYSIS EXPERIENCE

Lobanova V.A.
Syktyvkar State University
V year student of faculty of history and international relations, specialization: Public Relations

Abstract
This article provides an analysis of the experience of the management of public relations and media in local government, the city of Syktyvkar.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лобанова В.А. Работа управления по связям с общественностью и информации в органах местного самоуправления г. Сыктывкара: опыт анализа // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/666 (дата обращения: 02.06.2017).

Связи с общественностью – деятельность в сфере управления, обеспечивающая эффективную коммуникацию субъекта с общественностью на основе двухстороннего обмена информацией, достижения баланса интересов и взаимной выгоды.

Связи с общественностью в Республике Коми находятся на начальном этапе развития. Принятый в 1997 году «Закон о местном самоуправлении в Республике Коми» кардинально изменил ситуацию в регионе. На его основании было создано муниципальное образование  «Город Сыктывкар». Закон предоставил возможность жителям столицы  участвовать  в решениях вопросов местного значения по линии власть-общество-гражданин.

Цель работы – выявить механизмы функционирования Управления по связям с общественностью и информации (далее – Управление) в органах местного самоуправления г. Сыктывкара.

При написании работы использован метод включенного наблюдение – многие сведения о работе Управления почерпнуты автором в период учебно-ознакомительной и производственной практики (2010-2011 гг.).

Для начала представим общую характеристику Управления по связям с общественностью и информации в органах местного самоуправления г. Сыктывкара. Появление Управления в администрации  МО ГО «Сыктывкар», совпало со вступлением на должность Главы администрации Романа Валерьевича Зенищева (14 апреля 2006 г.). В Управлении прослеживается четкая иерархическая структура: начальник, заместитель начальника, главный специалист (в Управлении он же и  пресс-секретарь), которые находятся в подчинении у заместителя Главы администрации по связям с общественностью.

Как структурное подразделение администрации г. Сыктывкара Управление реализует свою политику в двух направлениях: работа со СМИ  и работа с общественными организациями. Целевые программы Управления помогают приблизить горожан к участию в местном самоуправлении, налаживают систему информационной работы с населением.

Сегодня служба общественных связей  – неотъемлемая часть  органов местного самоуправления. Вместе с тем до сих пор у местных руководителей отсутствует адекватное понимание того факта, что служба по связям с общественностью – это особая служба. Представляя власть и будучи ее политическим и технологическим инструментом, она вместе с тем представляет граждан, население, общественные формирования, то есть является своего рода посредником, коммуникатором во взаимоотношениях властных структур и населения, управляющих и управляемых, что выявляет особую специфику этой деятельности и что требует от руководителей органов власти особого отношения к ней.

Подчеркнем, что формальные названия занятых выполнением функций служб по связям с общественностью («департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации», «пресс-служба», «информационно-аналитический отдел» и т.п.) не имеют большого значения. Важно отметить, что все службы по связям с общественностью  должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов (диалого-паритетный тип связей с общественностью) и не должны быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию (пропагандистский тип связей с общественностью) [5, 188].

Любая организация существует в некоторой внешней среде. Организация сама порождает свою внешнюю среду, свои целевые группы.  Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии.

Управление информации Администрации г. Сыктывкара  работает с конкретными целевыми аудиториями.

1. Работа с общественными организациями. Организуются круглые столы, встречи с общественными организациями города, на которых  представители общественных организаций встречаются с главой или его заместителями, обсуждают различные возможности решения местных проблем.

2. СМИ. Проводятся пресс-конференции, брифинги, встречи с руководителями администрации. На них приглашаются представители местных, республиканских  газет, радио и ТВ. Ежедневно рассылаются пресс-релизы и иные информационные материалы в различные СМИ.

3. Жители. Анализируются письма граждан, их обращения в приемную, проводится контент-анализ прессы и последующая корректировка рабочих планов службы PR.

Для взаимодействия с конкретными целевыми аудиториями необходимо проведение организационно-творческих мероприятий, главными целями которых являются:

- определение эффективности форм публичной политики администрации и оценка методов её проведения в зависимости от поставленных конкретных задач;

- обоснование выбора форм и методов практической деятельности, который отвечал бы сформулированным администрацией целям на конкретном этапе реализации городских преобразований;

- обоснование выбора механизмов обратной связи для необходимой корректировки публичной политики администрации и содержания проводимых преобразований.

Развёрнутая модель коммуникации предполагает в ней 5 элементов:

1)    источник информации (в данном случае им всегда является городская администрация);

2)    передатчик, получивший информацию (журналист, участник публичной акции, конкретный человек, ставший объектом благотворительной акции администрации и т.п.) и закодировавший её (в виде материала СМИ, выступления на рабочем совещании, пересказа соседу или сослуживцу и т.п.);

3)    канал связи (СМИ, производственное или иное совещание или собрание, а также слухи или так называемое «сарафанное радио»);

4)    приёмник (тот, кто раскодировал информацию, например, житель города, и передал дальше);

5)    адресат (всё население города). Приёмник и адресат часто выступают в одном лице.

Важнейшим операционным понятием в этой модели является обратная связь, то есть сведения о реакции адресата на поступившую к нему информацию. Весь процесс осуществляется на фоне социальной обстановки, оказывающей влияние на каждый из названных элементов [4, 37-43].

В зависимости от того, кто выступает в качестве канала связи, организационно-творческие мероприятия делятся на несколько групп: работа через СМИ; публичные акции; нетрадиционные формы; формирование имиджа города во внешних контурах; обратная связь.

Преимущественную долю в связях с общественностью в органах местного самоуправления занимает взаимодействие со СМИ. Это необходимое условие эффективной деятельности муниципальной службы. Необходимость взаимодействия с различными СМИ обуславливается, с одной стороны, тем, что население, оказавшее на выборах доверие определенным лицам, должно знать, чем занимаются его избранники, с какими проблемами сталкиваются ежедневно и как пытаются их решать. С другой стороны, СМИ, являющиеся мощнейшим инструментом формирования общественного мнения, сегодня сами могут выступать как самостоятельный политический институт общества, с которым нельзя не считаться. Здесь уместно вспомнить, что система новых, альтернативных СМИ сложилась именно на базе критического отношения к власти, более того, на грани конфликтного отражения на их страницах деятельности управленческих органов. И такая критическая оценка деятельности власти оказалась востребована читателями, жителями. Это тем более заметно в отношении органов местного самоуправления, на которых сегодня возложена большая ответственность.

Главным принципом работы со СМИ является соучастие, как активное взаимодействие, которое выражается, во-первых, в постоянной подготовке исходящей информации о деятельности местной администрации для СМИ и, во-вторых, в активном формировании отношения СМИ к этой информации, максимально близкой к целям органов местного самоуправления.

В этом контексте очень важно, чтобы журналисты, а вслед за ними и жители, получали информацию не только о направлениях или итогах работы, но и о проблемах, их причинах, о вариантах и механизмах их решения. Вместе с тем, в конечном итоге, СМИ вправе представлять своим читателям, слушателям собственную интерпретацию полученной информации.

Органы местного самоуправления могут использовать несколько методов содействия СМИ в процессе распространения информации о данной структуре.

Представители СМИ должны быть обеспечены календарем мероприятий, реализуемые муниципальной организацией. Календарь полезен в связи с тем, что позволяет редакторам и репортерам распределить работу по освещению деятельности данной организации. Календарь менее информативен, чем новостной релиз или анонс события, которые при запросе журналистами раскрывают сущность и проблему каждого из мероприятий.

Также полезно распространять программу собрания или встречи директоров (повестки дня), на которые приглашаются журналисты в качестве пассивных или активных участников. Журналисты, анализируя повестку дня, решают на каких встречах или собраниях они будут присутствовать и информируют об этом ответственного за мероприятие.

За несколько дней до встречи высылаются материалы по истории вопроса, что позволяет репортерам изучить проблематику вопроса и сформулировать тезисы, которые будут озвучены на встрече. Необходимо распространить как можно больше информации. Результатом будет получение населением точной, полноценной и всеобъемлющей информации о проблеме.

Специалисты Управлений (Отделов, Департаментов) должны организовать личную встречу журналистов с избранными представителями (депутатами) и менеджерами топ – уровня, у которых можно получить экспертную оценку проблемы.

После проведения мероприятия необходимо договориться о телефонном звонке, во время которого репортеры прокомментируют событие и его организацию, затребуют дополнительные материалы или попросят организовать интервью [2, 93].

Однако практика показывает, что определённая группа СМИ не всегда публикует информационные сообщения о позитивных событиях, касающихся деятельности администрации. Тем не менее, какой-либо «дискриминации» в предоставлении информации ни для одного  СМИ Управление информации администрации г. Сыктывкара не допускает.

Основными формами работы Управления информации администрации МО ГО «Сыктывкар» через СМИ считаются: брифинг, пресс-конференции, авторское выступление, инициированная тема. Особенностью этого направления является то, что передатчиками при прохождении информации выступают журналисты, а каналами связи являются печатные издания, радио и телевидение.

Управление информации городской администрации готовит эти мероприятия сама, однако она лишена возможности воздействовать на приёмник и адресат информации, полагаясь лишь на профессионализм и добросовестность журналистов и редакторов СМИ.

Если говорить в целом, то между Управлением информации сыктывкарской администрации и сотрудниками республиканских и муниципальных средств массовой информации установлены партнёрские отношения. По актуальным и злободневным темам города оперативно организовываются и проводятся пресс-конференции и брифинги, «круглые столы», встречи, семинары  с участием главы администрации МО ГО «Сыктывкар» и его заместителей. (Например, семинар педиатров Северо-Запада ФО, работа комиссии над гимном города, подготовка к паводку и т.д.). В ходе их проведения обсуждается широкий круг проблем, пути их решения. Зачастую общение с журналистами приводит к пониманию необходимости высветить тот или иной вопрос, какую-либо актуальную тему. Живое общение с журналистами незаменимо для создания благоприятного имиджа городского руководства через СМИ.

Ежедневно Управление информации обеспечивает городские и республиканские СМИ разъяснительными и информационными материалами о деятельности органов исполнительной власти городского округа, о реализации городских целевых программ в сфере экономики, социальной и культурной жизни.  Организуются съёмки и комментарии для СМИ, рассылаются информационные карты, ведётся работа над подготовкой различных программ на телеканале «Юрган» (например, «Сыктывкарская неделя», «Личный приём», «Рабочий полдень»). Это так называемые авторские выступления представителей администрации в печати, по радио и ТВ, которые имеют наименьшее количество нежелательных искажений информации с точки зрения интерпретаций. Данная форма работы позволяет городскому руководству воздействовать непосредственно на значительную часть адресата информации, исключив такое звено, как передатчик.

Нередко местная печать в регионах  пользуется большей популярностью, нежели центральная, поэтому полезны контакты с журналистами местных газет. Специалисты управления ежедневно взаимодействуют с журналистами районных, республиканских, российских изданий в целях полного и объективного освещения деятельности Главы администрации и администрации, заместителей Главы администрации. По мере необходимости готовятся и рассылаются в СМИ пресс-релизы по актуальным городским проблемам, основным направлениям и результатам работы администрации и Совета городского округа. (Например, пресс-релизы о лучшем детсаде Сыктывкара,  о чистке дворовых территорий, разъяснения о повышении арендной платы в Сыктывкаре и пр.). Многие пресс-релизы затем публикуются на официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар».

В настоящее время сайт не просто является модным атрибутом городской администрации. Он представляет собой его структурное подразделение, выполняющее определённые функции, направленные на формирование и улучшение имиджа администрации в сети Интернет, повышение эффективности интеракций с общественностью. Сайт администрации МО ГО «Сыктывкар» содержит официальные документы, пресс-релизы, анонсы предстоящей недели, а также новости в режиме реального времени.

Что касается аккредитации журналистов в администрации Сыктывкара, то таковой процедуры здесь нет. Разрешён доступ всем республиканским и городским СМИ. Лишь на некоторых мероприятиях (например, встреча VIP-персоны) возможно ограничение доступа журналистов. В таком случае допускаются постоянные и надёжные СМИ.

И всё же, несмотря на множество PR-инструментов, основу работы Управления информации со СМИ составляют подготовка и распространение пресс-релизов, справок и анонсов, комментариев, ответы на вопросы журналистов по телефону.

Для того, чтобы органы власти могли эффективно функционировать и взаимодействовать с населением, они должны быть, в первую очередь, информированы и сами обладать возможностью информировать. Следовательно, необходима реализация развитых и разнообразных связей, организованных в двух направлениях: от органов власти (управляющих) к гражданам (управляемым) – осуществление прямой связи и, наоборот, от населения к власти – осуществление обратной связи.

Поэтому задача органов власти во взаимоотношениях со своей общественностью состоит в том, чтобы она (общественность в широком смысле слова, то есть внешняя среда) не получала случайной, бесцельной информации, и информационный поток был полностью интегрирован с управленческими решениями. Каждое общественно-значимое управленческое действие властных структур должно получать информационную поддержку – до населения должны доводиться своевременные разъяснения от соответствующих служб городской администрации о своих намерениях, действиях и ожидаемом эффекте от этих действий [1, 45].

Приоритетным направлением в работе с населением является деятельность, направленная на вовлечение этой группы в реализацию государственной программы. Население в своих поступках руководствуется личностными предпочтениями и обстоятельствами. Следует помнить о базовых информационных потребностях граждан. Перечислим лишь важнейшие:

  • перспективы социально-экономического развития;
  • ситуация в сфере занятости;
  • уровень заработной платы, цен на основные товары и услуги;
  • распределение муниципального жилья, льготных лекарств, социальных денежных выплат и материальной помощи;
  • уровень преступности, меры по стабилизации криминальной ситуации;
  • проблемы молодежи и подростков;
  • экологическая ситуация в регионе;
  • состояние дел в сфере досуга, культуры, спорта.

Для многих государство – это нечто, что можно проигнорировать до тех пор, пока не затрагивается интересы их улицы, школы детей или собственного дома.

Важно иметь в виду, что роль муниципальных связей с общественностью в ситуации общественных реформ возрастает, поскольку реформы, в первую очередь в системе местного самоуправления, касаются каждого человека, это процесс обновления общества, социальной среды обитания людей, что неизбежно должно сопровождаться параллельным изменением общественного и индивидуального сознания. Жителей муниципалитетов необходимо постепенно готовить к этим переменам в их жизни и делать их активными участниками данного процесса.

В связи с этим цель связей с общественностью муниципальной власти в условиях реформирования местного самоуправления должна состоять еще и в том, чтобы добиться успеха реформы путем ее поддержки населением и его активного участия в реформировании. К сожалению, четкого понимания того и другого у населения пока нет.

Взаимоотношения между администрацией города и населением можно условно разделить на три категории: рутинные, позитивные и внешние. Для каждой категории возможно создание плана взаимоотношений или даже стратегического плана действий.

Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы муниципального органа, например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги, штрафы, получение лицензий и пр.

Позитивные включают в себя функции государства обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе.

Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.

Важной формой встреч с населением являются собрания, на которых представитель государственной структуры знакомится с общественным мнением по конкретному вопросу непосредственно в процессе его представления. Негативным аспектом данной формы встреч является невозможность соблюдать, к примеру, повестку дня и следовать во всем предусмотренной процедуре, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения.

Существуют и альтернативные способы взаимодействия с населением:

Референдумы, пакеты “Добро пожаловать”, предлагающие скидки на городские коммунальные услуги, ежегодные доклады, новостные письма, публикации, кабельное телевидение или компьютеризированное общение, награды, получаемые гражданами и награды от групп населения, получаемые чиновниками, связи с местными ассоциациями, организованная деятельность в парках и других общественных местах, культурные мероприятия и пр.

Если говорить конкретно о существующих и приемлемых для муниципальных служащих технологиях коммуникации с населением, то, прежде всего, следует уяснить, что эти технологии известны и в той или иной степени изначально используются в повседневной деятельности муниципалитетов, причем профессионально (но этим фактом не отрицается возможность появления новых эффективных PR-технологий). Более того, применение многих из них предусмотрено должностными инструкциями и, следовательно, является обязательным при организации деятельности местных органов власти [1, 45].

Для приближения муниципальной власти к населению Управлением информации МО ГО «Сыктывкар» используются технологии социального партнёрства всех заинтересованных в стратегическом развитии городского округа субъектов экономики, независимо от форм собственности, общественных организаций, политических партий и движений. Это позволяет максимально использовать человеческий потенциал, знать и учитывать интересы различных групп населения, обеспечивать взаимодействие, объединяя усилия всех при претворении в жизнь стратегии развития муниципального образования, обеспечивая открытость и гласность инновационной работы, включая городское сообщество в реализацию стратегии развития города.

Большое внимание уделяется вопросам развития социальной активности населения города Сыктывкара для решения злободневных социально-экономических, культурно-нравственных и воспитательных задач, совершенствование системы взаимодействия «Власть города – общественный сектор».

Привлечение общественности к разработке и реализации городских программ, нормативных документов – это одно из важнейших направлений работы городской администрации. В 2007 г. был создан Межведомственный совет по координации деятельности отделов и управлений администрации МО ГО «Сыктывкар», ведомств и общественных организаций по реализации законодательства РФ и РК в сфере реабилитации инвалидов. На заседаниях Совета рассматриваются следующие вопросы: «О ходе выполнения ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», «О работе управления ЖКХ по планированию работ по благоустройству города с учётом требований законодательства по безбарьерной среде жизнедеятельности» и др. Все вопросы, рассматриваемые на Советах, освещаются в СМИ.

Значимым направлением в работе Управления является информирование горожан о деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар». В этих целях используются следующие механизмы вовлечения населения в деятельность органов местного самоуправления.

Совместно с Сыктывкарским филиалом Общественной приёмной Главы РК, начиная с июля 2006 года, организуются и проводятся информационные дни администрации МО ГО «Сыктывкар». Например, «Потребительский рынок сегодня: торговля, сфера услуг, потребительское кредитование»; «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общественная и пожарная безопасность в Сыктывкаре. Меры предосторожности в период паводка».

В рамках единого информационного дня  проводятся «прямые линии» с руководством и специалистами администрации городского округа [3]. Тематика прямых линий выбирается в соответствии с потребностями жителей города:

- о работе коммунальных служб города в зимний период;

- о реализации Законодательства РФ о семье и детях;

- о защите прав потребителей в сфере ЖКХ;

- о работе администрации по реализации национальных программ «Доступное жильё» и «Дом для молодой семьи»;

- медицинское обслуживание населения и пр.

Не вызывает сомнения тот факт, что темы «прямых» линий актуальны и волнуют жителей столицы Республики Коми. По результатам каждого информационного дня составляется протокол, а вопросы, взятые на контроль, передаются для решения в соответствующие управления и отделы  администрации. Жители столицы о проведении информационных дней администрации города заблаговременно информируются через газеты «Панорама столицы», «Республика», радио «Европа + Коми», утренний выпуск телепрограммы «Вести-Коми», а также через объявления администраций пос. Седкыркещ, Краснозатонский, В. Максаковка, Верхний и Нижний Чов. На информационных днях постоянно присутствуют представители СМИ. По итогам «прямых» линий ведется мониторинг СМИ. Опыт работы администрации города по организации и проведению информационных дней был рекомендован Общественной приемной Главы РК ее филиалам по всей республике. Кроме того, работники Управления принимают участие в подготовке и проведении «прямых» линий депутатами городского Совета.

В Сыктывкаре имеет место программа «Знак внимания». Ко всем ветеранам ВОВ, которые отмечают юбилейные даты, с поздравлениями и подарками приезжают глава администрации муниципального образования и его заместители. Эта акция положительно воспринимается пожилыми людьми, которые чувствуют внимание и заботу администрации, признание их заслуг перед городом, гордость за их детей, родственников и бывших коллег. При организации этих юбилеев делаются звонки в организации, откуда ветеран вышел на пенсию и, по возможности, организуется поздравление от предприятий. В городской газете «Панорама столицы» публикуются репортажи о каждом ветеране, создана специальная рубрика.

Есть и другие формы работы Управления информации с населением. В городской газете «Панорама столицы», учредителем которой является администрация Сыктывкара, публикуется информация о ходе реализации национальных проектов и городских программ, постановления администрации МО ГО «Сыктывкар».

Структуры администрации проводят публичные слушания по общественно-значимым вопросам, круглые столы. Эти мероприятия позволяют администрации держать руку на пульсе общественного мнения, адекватно реагировать на наиболее ценные и разумные суждения населения по важным вопросам городской жизни.

Также в сыктывкарской администрации имеют место быть презентационные мероприятия. В них непосредственное участие принимает значительная часть городского населения – празднование Дня города, тематические общегородские акции и т.п. Их характерная особенность – сочетание прагматического и рекреативного факторов. Любой желающий может прийти на такую акцию и также в любой момент с неё уйти. Проводятся городские конкурсы плакатов, слоганов и пр. к юбилею города, юбилею республики. Презентационные мероприятия способны при необходимости заполнить рекреативный вакуум и способствовать формированию городской среды.

В целях информирования населения города Сыктывкара о программах, действующих на территории Республики Коми, МО ГО «Сыктывкар», по вопросам содействия занятости населения, развития предпринимательства, по надобности формируются консультативные группы по вопросам содействия занятости населения, развития предпринимательства и различных форм самозанятости. Консультативные группы выезжают с программой в посёлки, входящие в ведение МО ГО «Сыктывкар» (Седкыркещ, Максаковка, Краснозатонский и др.).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при реализации любой концепции развития местного самоуправления деятельность администрации будет только тогда эффективна, когда главным принципом ее повседневного взаимодействия с общественностью (населением) станет действенное соучастие как надежный фундамент открытости и гласности в деятельности органов местного самоуправления для всего муниципального сообщества. Без этого условия работать органам местного самоуправления в условиях перманентного экономического кризиса и интенсивной политизации общества практически невозможно.

Немаловажными внешними целевыми аудиториями администрации МО ГО «Сыктывкар» являются общественные объединения, молодёжные организации, политические партии.

В настоящее время общественно-политическая обстановка в Республике Коми и в г. Сыктывкаре характеризуется как относительно стабильная. В Республике Коми действует 7 региональных отделений политических партий («Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко»). Лидерами политической активности являются региональные отделения политических партий: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия». Все региональные отделения политических партий имеют местные отделения в городе Сыктывкаре.

Общественные объединения служат посредником между государством и населением, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, города, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность.

Политические партии, общественные организации свободно осуществляют свою деятельность, принимают активное участие в общественно-политической жизни, в федеральных, региональных и муниципальных выборах.

В целях предупреждения экстремизма, Управлением информации организована работа с общественными и религиозными организациями, политическими партиями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории городского округа.

Деятельность Управления информации осуществляется с учётом приоритетных направлений взаимодействия с общественными объединениями: укрепление доверия граждан к органам власти, участие организаций и объединений граждан в разработке и проведении в жизнь политики администрации городского округа; укрепление этноконфессиональных отношений; выявление социально-значимых инициатив общественных организаций.

В целях выявления реальных перспектив совместной работы с общественными организациями сформирован муниципальный реестр общественных организаций, осуществляющих деятельность на территории города Сыктывкара. В целях совершенствования механизма воздействия и более эффективной, а главное, результативной работы, по возможности проводятся встречи с руководителями организаций.

Одним из приоритетных направлений работы созданного Межведомственного Совета по координации деятельности отделов и управлений администрации МО ГО «Сыктывкар», ведомств и общественных организаций стало конкретное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов в сфере реабилитации инвалидов.

Также имеется Координационный совет при Главе администрации МО ГО «Сыктывкар» по проблемам семьи, детей, женщин, который был создан для обеспечения согласованных действий муниципальных органов власти и неправительственных женских организаций в области улучшения положения женщин и детей. (На заседаниях Совета рассматривались вопросы о состоянии охраны труда и уровне женского травматизма на предприятиях торговли, здравоохранения и пр.) [3].

Регулярно проводятся встречи с представителями общественных объединений. Проводятся заседания активов Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр» и ОО «Сыктывкар» с Главой администрации МО ГО «Сыктывкар»  по вопросам формирования местного национального колорита Сыктывкара как столицы Республики Коми; организуются встречи Главы администрации с Советом ветеранов журналистов по вопросам расширения информационного пространства города.

Ежеквартально проводятся информационно-деловые встречи с председателями первичных организаций,  с активом Совета ветеранов города Сыктывкара, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы (проблемы лекарственного обеспечения ветеранов, организация проезда и пр.). На данных встречах не только задаются вопросы, но и предлагаются конкретные пути решения тех или иных проблем.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» проводятся также совместные мероприятия с общественными объединениями, политическими партиями. Проведены различные  вечера памяти профессоров, писателей. Например, вечер памяти Калистрата Жакова. Постоянно Управление принимает участие совместно с КРО ПП «Единая Россия» в презентациях, проведении и награждении победителей различных республиканских проектов. Устраиваются торжественные вечера, юбилеи национально-культурных автономий, фестивали, церемонии вручения сертификатов на получение материнского капитала и т.д.

Совместно с молодежными общественными организациями проводятся городские игры КВН с участием учебных заведений города.

Ежегодно в апреле и мае ко Дню Победы совместно с Управлением социальной зашиты и Советом МО ГО «Сыктывкар» организуются личные приёмы Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» ветеранов ВОВ, мероприятия, посвящённые празднованию победы в ВОВ, с вручением памятных подарков. В 2010 г. проводилась масштабная акция по поздравлению каждого ветерана войны с вручением юбилейных медалей («65 лет Победы в Великой Отечественной войне») как в торжественной обстановке, так и на дому.  Акция по вручению юбилейных медалей ветеранам Великой Отечественной войны освещалась во всех региональных и городских средствах массовой информации.

Регулярно оказывается и практическая помощь общественным организациям города, особенно ветеранским, пенсионным и организациям инвалидов.

Важным направлением работы Управления является взаимодействие с политическими партиями, движениями, союзами, в том числе участие в общественно-политических мероприятиях, проводимых на территории городского округа. Постоянно поступают  уведомления о проведении публичных мероприятий для согласования времени и места проведения, готовятся  ответы и  распоряжения о назначении уполномоченного лица.  Сотрудники Управления посещают публичные мероприятия, организованные различными общественными организациями и гражданами.

Центром публичной активности населения традиционно является город Сыктывкар: в 2009 г. 58,5 % всех мероприятий состоялись в столице республики, в 2010 г. – 60%.  Необходимо отметить, что в 2010 г. в Сыктывкаре активизировалась публичная активность граждан, преимущественно молодёжи, с целью привлечения внимания общественности к актуальным проблемам, в форме «флешмобов».

Рост публичных акций в 2010 г. обусловлен, во-первых, возрастающей политической активностью политических партий в преддверии выборов очередного электорального цикла, во-вторых, наличием актуальной социальной проблематики, которая активно используется различными политическими силами, в-третьих, появлением новых лидеров, способных организовать протестные мероприятия.

Как видим, администрация МО ГО «Сыктывкар» старается вести диалог и с молодёжью, и с общественными организациями, и активно работает с политическими партиями.

Таким образом, Управление информации в администрации МО ГО «Сыктывкар» использует различные виды коммуникационных технологий взаимодействия с внешними целевыми аудиториями. Это и непосредственные контакты руководителей и сотрудников администрации МО ГО «Сыктывкар» с населением и общественными объединениями; организация постоянного взаимодействия руководителей и сотрудников местной администрации со СМИ; взаимодействие с общественностью муниципального образования; подготовка и проведение специальных PR-акций, формирующих благоприятный имидж местной администрации.

Анализ работы Управления информации с внешней общественностью позволяет сформулировать рекомендации, выполнение которых способно восполнить пробел в информированности жителей муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления, наладить конструктивный диалог власти и местного сообщества. Для этого необходимо:

- преобразовать Управление информации в Отдел или Сектор по связям с общественностью и СМИ и увеличить штат Управления. В Управлении информации на сегодняшний день работают 4 специалиста, которые в силу своей немногочисленности не в состоянии охватить все целевые аудитории.

- провести масштабное социологическое исследование уровня информированности населения о деятельности органов местного самоуправления;

- создать информационный бюллетень МО ГО «Сыктывкар»;

- внести изменения в структуру сайта Администрации Сыктывкара. Создать раздел “Обратная связь”;

- провести ряд PR-мероприятий, создать блоки PR-проектов для изменения имиджа муниципального образования, создание корпоративного духа города, ощущение причастности к местному самоуправлению.

Таким образом, потребность во взаимодействии с гражданами, общественными организациями, политическими партиями, средствами массовой информации столь велика, что службы «паблик рилейшнз» становятся органичным элементом всей системы государственного и муниципального управления,  политической структуры общества.


Библиографический список
  1. Долгополов А. Пресс-службы органов местного самоуправления в Российской Федерации: попытка функционального подхода // Электронная Россия: пути развития.  М.,  2009. № 5.
  2. Мисюра, Н. Проект «Общество, власть, СМИ, пресс-служба – стороны конструктивного диалога» // Пресс-служба. 2009. № 6.
  3. Официальный сайт администрации МО ГО «Сыктывкар» [Электронный ресурс].- URL:  http://www.syktuvkar.ru
  4. Тарасов, А. Основные функции и методы работы пресс-служб администраций малых и средних городов России // Пресс-служба. 2006. № 7.  5. Чумиков А.Н. Креативные технологии Паблик рилейшнз. М.: Инфра-М, 1998.


Все статьи автора «Valentina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: