ПРОЯВЛЕНИЕ МАНИФЕСТАЦИОНИЗМА В МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ

Цыганков А.С.

Ключевые слова: Религиоведение, Философия религии


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыганков А.С. Проявление манифестационизма в монотеистических религиях // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/563 (дата обращения: 03.06.2017).

Монотеистические религии, такие как: иудаизм, христианство и ислам со своей специфической системой мировоззрения, логически следуют за более ранними мировоззренческими концепциями, а именно, за мировоззренческими концепциями манифестационизма.

В процессе своего становления, монотеистические религии пытаются выхолащивать из своих основ манифестационистское начало, изначально присущее им. Но, как правило, данные попытки зачастую заканчиваются неудачно, и наблюдается некое возвращение к предшествующей мировоззренческой системе.

Для более глубокого рассмотрение феномена «возврата» монотеизма к манифестационизму, будут проанализированы категории времени и вечности в манифестационизме и монотеизме, их проявление и осмысление.

Манифестационизм – смысл этой парадигмы в том,  что между явлениями реальности и бытийными основами реальности, не существует принципиального зазора, непроходимой границы. Это некая потенциальная божественность всего и вся.

Общей чертой всей парадигмы манифестационизма является сакроцентризм  т. е.  в центре всего мироздания стоит сакральное. Сакральное по определению Рене Генона – это отношение к миру как к открытой системе, каждый элемент которой напрямую восходит к божественному началу, проявляющему себя сквозь этот элемент[1].

Исходя из этой особенности манифестационистского толкования природы мира, можно сказать что, главной категорией для него выступает вечность, а не время. Поскольку мир для манифестационизма творится из первобожества, которое сакрально и вечно по своей природе, содержит в себе как прошлое, так и настоящее с будущим, следовательно, весь мир является вечным и сакральным.

Сама вечность Традиции обладает актуальным характером, она – это то, что есть здесь и сейчас. Вечность может быть открыта любому существу, которое полностью приобщится к ней через это открытие. Невечности как таковой не существует, вечность может лишь скрывать себя, но только для того, чтобы ее обнаружили.

Хотя категория времени не является первостепенной для манифестационизма, она все же присутствует в его структуре, это так называемое «циклическое время». Оно не является поступательным, так как его истоками является вечность, которая не может быть ущербной, чтобы что-то накапливать или что-то терять.

Циклическое время движется от сакрального центра (в этом центре находится сама вечность, и начинается движение циклического времени) к периферии, где время завершает свой путь и выходит на новый виток по средствам сакрального центра. Сакральный центр – вечность, периферия – не вечность.

Цикл времени структурирован главной задачей сущего – реинтеграцией, возвратом к началу, к вечному.

Таковы в самых общих чертах отношения к времени и вечности, которые свойственны идее манифестационизма.

В монотеизме категории времени и вечности обретают другое, отличное от категорий манифестационизма значение. Это обусловливается абсолютно иной природой монотеистического мира.

Если в манифестационизме мир творится ex Deo (из бога), то в монотеизме этот акт совершается ex nihilo (из ничто). Таким образом, весь феноменальный мир по своей природе не сакрален, а всего лишь сакрализирован через бытие Бога. Такой мир указывает на своего создателя, но сам таковым не является.

Из этого соотношения творца и твари (мира) выводится характерное монотеизму понимание категорий вечности и пространства.

Вечность в монотеизме в строгом смысле принадлежит только Богу. В русском церковно-славянском языке возникает даже два термина обозначающих вечность: «вечность» и «предвечность». «Вечность» в узком смысле – это вся длительность мира, куда включаются все события мировой истории[3].

«Предвечность» – описание того состояния, в котором пребывает Бог. Строгая терминология в священных текстах не выдержана, но смысл использования термина «предвечный» указывает, что настоящая вечность качественно принадлежит только Богу.

Что касается категории времени, то она также меняет свое значение. Время в монотеизме размыкает свою циклическую замкнутость и становится линейным временем священной истории. Время становится сакрализованным, оно растянуто между двумя точками, первая из которых это акт творения, а вторая – конец света. Именно в этих двух точках становится возможным прямое взаимодействие твари с творцом. Раз начавшись, такое время имеет только одну перспективу – однажды закончится раз и навсегда.

Так в первом приближении выглядят категории времени и вечности в монотеистических религиях.

Рассмотрев в общем виде мировоззренческие позиции манифестационизма и монотеизма по отношению к категориям вечности и времени, можно перейти к отдельным проявлениям структур манифестационизма касающихся интересуемых нас категорий, в системе монотеистических религий.

Как правило, выдержать до конца всю логику представления о ничтожности времени не может ни одна классическая теология религии. кроме некоторых версий протестантизма и исламского салафизма, вахаббизма. Так как, если придерживаться строгой логики монотеизма, то конец света это полное исчезновение всего.

У Гейдара Джемаля современного исламского мыслителя, который позиционирует себя как теоретик крайне выхолощенного креационизма, есть логически завершенная трактовка сущности Аллаха, в интересующем нас аспекте. «Аллах есть абсолютная смерть» и «и столкновение с Аллахом – это прекращение всего и утверждение трансцендентности и единственности Творца»[2].

Но, обычно, такое логически завершенное понимание монотеизма, встречается редко.

В иудаизме о конце времени говорится крайне мало, чтобы не нарушать чистоты единобожия, но в каббале мы вновь встречаемся с учением о мировых циклах и космических периодах.

В XIII в. в сочинении “Сефер Темуна” формируется идея, что каждая из сефирот, управляет своим космическим циклом, длящимся шесть тысяч лет. В начале седьмого тысячелетия космический цикл завершается “юбилеем”, и начинается новый цикл.

Вскоре появляется еще более радикальная концепция, принадлежащая Бахье бен Ашеру, который утверждает, что весь космический процесс длится не менее 18 000 юбилеев.

Исаак из Акры измеряет космические циклы астрономическими числами, а Исаак Абрабанель и его сын Иуда стали утверждать, что за каждым метациклом (после юбилея) происходит новое творение из ничего, и весь процесс повторяется[5].

В христианстве манифестационистская тенденция возврата к цикличности, проявляет себя в апокрифах. Апокриф об Адаме и Еве  —   относящийся к ветхозаветному апокрифическому циклу. Повествует о возвращении Сифа, третьего сына Адама, обратно в рай. Примечательно так же что этот апокриф отразился в украинских народных сказаниях и песнях.

Коран в своей классической трактовке, утверждает, что после конца света будет опять новый мир. Хадисы поясняют: «Старое человечество исчезнет, наступит конец времен, приход махди, Страшного Суда, а потом опять возникнет маленький Муххамед на листочке. Он будет крошечный, а потом вырастет» [4].

Подводя итог, можно сказать, что доведенный до логического завершения монотеизм ставит перед человеком крайне сложную задачу, которая заключается в признании не только конечности его феноменального мира, но и признание невозможности  возрождения этого мира. Вероятно, именно поэтому, от монотеистической концепции вечности и времени часто происходит «возврат» к манифестационистской.


Библиографический список
  1. Генон. Р. Различные работы (сборник). //http:// modernlib.ru/books/rene_genon
  2. Джемаль. Г. Революция пророков. М.,2003
  3. Дугин А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М., 2009
  4. Имам Мухаммад Ал-Бухари. Сахих// http://hadis.vchechne.ru/sb/index.html
  5. Тоpчинов. Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехники и трансперсональные состояния. СПб.: Центp “Петеpбypгское Востоковедение”, 1998


Все статьи автора «Alex»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: