УДК 33

РОССИЙСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРАХ

Осипов А.С.

Ключевые слова: ценообразование


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Осипов А.С. Российское ценообразование в цифрах // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/161 (дата обращения: 20.11.2016).

Ценообразование в цифрах

Самые решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ “О мерах либерализации цен”. Этим указом предписывалось с 02.01.92 г. перейти “в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги”. В январе 1992 г. цены были отпущены… Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование.

Таблица 1[1]. Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 1991-2009гг. (на конец периода, в %)

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
к предыдущему месяцу
Январь 106,2 345,3 125,8 117,9 117,8 104,1 102,3 101,5 108,4 102,3 102,8 103,1 102,4 101,8 102,6 102,4 101,7 102,3 102,4
Февраль 104,8 138,0 124,7 110,8 111,0 102,8 101,5 100,9 104,1 101,0 102,3 101,2 101,6 101,0 101,2 101,7 101,1 101,2 101,7
Март 106,3 129,9 120,1 107,4 108,9 102,8 101,4 100,6 102,8 100,6 101,9 101,1 101,1 100,8 101,3 100,8 100,6 101,2 101,3
Апрель 163,5 121,7 118,7 108,5 108,5 102,2 101,0 100,4 103,0 100,9 101,8 101,2 101,0 101,0 101,1 100,4 100,6 101,4 100,7
Май 103,0 111,9 118,1 106,9 107,9 101,6 100,9 100,5 102,2 101,8 101,8 101,7 100,8 100,7 100,8 100,5 100,6 101,4 100,6
Июнь 101,2 119,1 119,9 106,0 106,7 101,2 101,1 100,1 101,9 102,6 101,6 100,5 100,8 100,8 100,6 100,3 101,0 101,0 100,6
Июль 100,6 110,6 122,4 105,3 105,4 100,7 100,9 100,2 102,8 101,8 100,5 100,7 100,7 100,9 100,5 100,7 100,9 100,5 100,6
Август 100,5 108,6 126,0 104,6 104,6 99,8 99,9 103,7 101,2 101,0 100,0 100,1 99,6 100,4 99,9 100,2 100,1 100,4 100,0
Сентябрь 101,1 111,5 123,0 108,0 104,5 100,3 99,7 138,4 101,5 101,3 100,6 100,4 100,3 100,4 100,3 100,1 100,8 100,8 100,0
Октябрь 103,5 122,9 119,5 115,0 104,7 101,2 100,2 104,5 101,4 102,1 101,1 101,1 101,0 101,1 100,6 100,3 101,6 100,9 100,0
Ноябрь 108,9 126,1 116,4 114,6 104,6 101,9 100,6 105,7 101,2 101,5 101,4 101,6 101,0 101,1 100,7 100,6 101,2 100,8 100,3
Декабрь 112,1 125,2 112,5 116,4 103,2 101,4 101,0 111,6 101,3 101,6 101,6 101,5 101,1 101,1 100,8 100,8 101,1 100,7 100,4
Годы 260,4 2608,8 939,9 315,1 231,3 121,8 111,0 184,4 136,5 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8

Как видно из приведенных данных, темп роста цен до 1998 г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи с объявлением дефолта последовал оглушающий скачок цен, и уже в течение более десяти лет цены продолжают расти, пусть и темпы роста уменьшаются с каждым годом.

Сложившаяся ситуация была совсем непохожа на то, что происходило ранее в экономике государства. Рост цен был довольно незначительным.

Таблица 2. Индексы потребительских цен (1970 = 100)

1975 1980 1985 1990
Все товары и платные услуги населению 102 113 121 138
в том числе:
продовольственные товары 102 110 119 140
непродовольственные товары 99 109 113 125
платные услуги населению 110 135 148 172

Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения – лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа.

Дальнейшее изменение экономического положения страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами улучшения государственной политики в области ценообразования.

О проблемах ценообразования на рынке недвижимости прямо говорит статистика. Даже несмотря на то, что цены на жильё в России одни из самых высоких в мире, они продолжали до последнего времени неуклонно расти. В условиях мирового финансового кризиса цены на недвижимость снизились лишь на 7-12%.

Таблица 3. Индексы цен на первичном рынке жилья по Российской Федерации (на конец периода; в процентах к концу предыдущего периода)

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Все квартиры 156,9 146,3 113,1 125,1 122,5 118,8 118,5 117,5 147,7 123,4 110,3 92,4
в том числе:
типовые квартиры 155,0 143,9 111,2 121,5 122,0 118,9 117,4 119,2 150,6 116,8 113,2 91,7
квартиры улучшенной планировки 157,5 141,9 113,5 126,5 123,8 115,9 121,2 119,0 149,4 121,9 111,4 92,8
элитные квартиры 175,8 147,8 112,7 119,0 116,5 127,7 113,7 112,3 139,0 127,9 105,4 93,1

Таблица 4. Индексы цен на вторичном рынке жилья по Российской Федерации (на конец периода; в процентах к концу предыдущего периода)

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Все квартиры 191,3 129,6 116,3 132,0 125,3 118,8 124,1 118,0 154,4 120,6 115,3 89,0
в том числе:
типовые квартиры 189,3 125,0 117,4 135,5 127,1 120,5 126,3 118,2 155,6 121,2 115,0 87,5
квартиры улучшенной планировки 193,1 126,4 115,3 130,5 124,5 116,4 122,5 119,0 152,7 119,8 115,2 89,9
элитные квартиры 202,8 149,8 107,8 123,3 114,5 115,4 114,5 111,4 164,7 116,8 113,5 92,2
квартиры низкого качества 180,1 132,7 117,9 124,5 127,7 119,5 119,5 115,9 154,3 117,4 114,7 90,4

Исходя из данных о структуре потребительских расходов населения, можно сделать вывод: за последние 5 лет россияне стали тратить меньше на продовольственные товары, но больше – на непродовольственные, при относительно постоянном уровне средств, затраченных на разного рода услуги.

Таблица 5. Структура потребительских расходов населения для расчета
индекса потребительских цен
в процентах
Наименование товарных групп 2006 2007 2008 2009 2010
Все товары и  услуги 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Продовольственные товары 42,71 40,21 39,11 37,70 37,97
Мясопродукты 10,71 10,28 9,81 9,59 9,64
Рыбопродукты 1,88 1,87 1,76 1,82 1,90
Масло и жиры 1,60 1,37 1,40 1,26 1,21
Молоко и молочная продукция 2,84 2,68 2,82 2,54 2,64
Сыр 0,99 0,96 1,18 0,93 0,97
Яйца 0,72 0,63 0,61 0,56 0,51
Сахар 1,14 0,92 0,73 0,59 0,68
Кондитерские изделия 2,33 2,28 2,23 2,21 2,33
Чай, кофе 1,03 0,95 0,90 0,91 0,98
Хлеб и хлебобулочные изделия 2,50 2,23 2,04 1,96 1,99
Макаронные и крупяные изделия 1,12 0,99 0,94 0,91 0,90
Плодоовощная продукция, включая картофель 3,96 3,83 3,83 3,57 3,61
Алкогольные напитки 7,12 6,63 6,33 5,85 5,78
Общественное питание 2,28 2,23 2,23 2,73 2,45
Прочие 2,49 2,36 2,30 2,27 2,38
Непродовольственные товары 33,74 35,13 35,99 37,37 36,25
Одежда и белье 5,19 5,27 5,13 5,55 5,48
Меха и меховые изделия 0,56 0,74 0,70 0,72 0,65
Трикотажные изделия 1,29 1,30 1,32 1,31 1,34
Обувь кожаная, текстильная и комбинированная 2,52 2,55 2,52 2,53 2,54
Моющие и чистящие средства 0,74 0,67 0,68 0,74 0,82
Парфюмерно-косметические товары 1,36 1,35 1,34 1,27 1,44
Галантерея 0,79 0,80 0,85 0,85 0,92
Табачные изделия 0,83 0,72 0,68 0,65 0,69
Мебель 2,17 2,21 2,21 2,43 2,34
Электротовары и другие бытовые приборы 2,18 2,07 1,99 1,94 1,76
Печатные издания 0,50 0,49 0,47 0,45 0,48
Телерадиотовары 1,15 1,20 1,01 1,00 0,95
Персональные компьютеры 1,13 1,05 0,92 1,01 0,88
Средства связи 0,87 0,80 0,73 0,63 0,53
Строительные материалы 1,83 2,07 2,19 1,80 1,62
Легковые автомобили 4,24 4,99 6,34 7,30 5,66
Бензин автомобильный 1,91 2,00 2,10 2,12 2,38
Медицинские товары 1,43 1,62 1,52 1,56 2,07
Прочие 3,05 3,23 3,29 3,51 3,70
Услуги 23,55 24,66 24,90 24,93 25,78
Бытовые услуги 2,71 2,69 2,82 2,80 2,76
Услуги пассажирского транспорта 3,31 3,26 3,26 3,38 3,09
Услуги связи 2,66 3,19 2,96 2,96 3,14
Жилищно-коммунальные услуги 8,90 8,83 8,57 7,89 8,81
Жилищные услуги 2,78 2,75 2,74 2,57 2,61
Услуги гостиниц и прочих мест проживания 0,11 0,10 0,12 0,14 0,15
Коммунальные услуги 6,01 5,98 5,71 5,18 6,05
Услуги дошкольного воспитания 0,28 0,35 0,35 0,36 0,43
Услуги образования 2,02 2,50 2,49 2,27 2,27
Услуги организаций культуры 0,26 0,30 0,33 0,35 0,41
Санаторно-оздоровительные услуги 0,54 0,45 0,56 0,66 0,51
Медицинские услуги 1,02 1,17 1,29 1,20 1,34
Прочие 1,85 1,92 2,27 3,06 3,02

Кроме того, интересно посмотреть на изменение потребительских цен в общемировом разрезе. Бросается в глаза, что наиболее стремителен рост цен в странах бывшего Советского Союза: России, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Украине.

Таблица 6.  Изменение потребительских цен в отдельных странах мира (прирост, снижение (-); в процентах к предыдущему году)

2004 2005 2006 2007
Россия2) 11,7 10,9 9,0 11,9
Австрия 2,2 2,3 1,4 2,1
Азербайджан 6,7 9,6 8,3 16,7
Армения 7,0 0,6 2,9 4,4
Беларусь 18,1 10,3 7,0 8,4
Бельгия 2,1 2,8 1,8 1,9
Венгрия 6,8 3,6 3,9 7,9
Германия 1,6 2,0 1,7 2,2
Греция 2,9 3,5 3,2 3,0
Грузия 5,7 8,2 9,2 9,2
Дания 1,2 1,8 1,9 1,7
Ирландия 2,2 2,4 4,0 4,9
Испания 3,0 3,4 3,5 2,8
Италия 2,2 1,6 2,1 1,8
Казахстан 6,9 7,6 8,6 10,8
Канада 1,8 2,3 2,0 2,2
Киргизия 4,1 4,3 5,6 10,2
Китай 4,0 1,8 1,5 4,8
Нидерланды 1,1 1,7 1,1 1,6
Норвегия 0,5 1,6 2,3 0,7
Польша 3,5 2,1 1,0 2,3
Португалия 2,3 2,2 3,1 2,8
Республика Молдова3) 12,4 11,9 12,7 12,3
Румыния 11,9 9,0 6,6 4,9
Словакия 7,5 2,7 4,4 2,8
Словения 3,6 2,5 2,5 3,6
Соединенное Королевство (Великобритания) 3,0 2,8 3,2 4,2
США 2,6 3,4 3,3 2,8
Таджикистан 6,8 7,8 11,9 21,5
Турция 10,6 9,6 8,8
Украина 9,0 13,5 9,1 12,8
Финляндия 0,2 0,9 1,6 2,6
Франция 2,1 1,8 1,7 1,5
Чешская Республика 2,9 1,8 2,6 2,9
Швейцария 0,9 1,1 1,1 0,8
Швеция 0,4 0,4 1,4 2,2
Япония 0,0 -0,3 0,3 0,0

Наконец, самые новые данные по ценообразованию в России показывают, что цены и тарифы по-прежнему растут, причём в некоторых областях (например, в сфере железнодорожных перевозок) причины повышения цен остаются неясными.

Таблица 7. Индексы цен и тарифов в 2009 году

К предыдущему месяцу Декабрь 2009г.
к
декабрю 2008г.
Справочно
декабрь 2008г.
к декабрю 2007г.
октябрь ноябрь декабрь
Индекс потребительских цен 100,0 100,3 100,4 108,8 113,3
Индекс цен производителей
промышленных товаров
99,1 99,5 100,5 113,9 93,0
Индекс цен производителей
сельскохозяйственной продукции
101,1 100,4 100,5 98,2 102,5
Сводный индекс цен
строительной продукции
100,0 100,3 100,0 100,1 116,9
Индекс тарифов на грузовые
перевозки
85,3 120,2 100,1 117,4 132,3
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц 100,0 100,0 100,0 102,1 111,5

 

 

 

Индексы цен и тарифов
в декабре 2008 и 2009 годов
на конец периода, в % к декабрю предыдущего года

В декабре 2009г. рост цен производителей промышленных товаров незначительно опередил увеличение потребительских цен.

График прироста индексов потребительских цен по месяцам за последние два года всё же настраивает на оптимистичный лад: темп роста индексов за вторую половину прошлого года и начало текущего снизился.


[1] Здесь и далее по материалам сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru

 

Ценообразование в цифрах

Самые решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ “О мерах либерализации цен”. Этим указом предписывалось с 02.01.92 г. перейти “в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги”. В январе 1992 г. цены были отпущены… Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование.

Таблица 1[1]. Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 1991-2009гг. (на конец периода, в %)

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

к предыдущему месяцу
Январь

106,2

345,3

125,8

117,9

117,8

104,1

102,3

101,5

108,4

102,3

102,8

103,1

102,4

101,8

102,6

102,4

101,7

102,3

102,4

Февраль

104,8

138,0

124,7

110,8

111,0

102,8

101,5

100,9

104,1

101,0

102,3

101,2

101,6

101,0

101,2

101,7

101,1

101,2

101,7

Март

106,3

129,9

120,1

107,4

108,9

102,8

101,4

100,6

102,8

100,6

101,9

101,1

101,1

100,8

101,3

100,8

100,6

101,2

101,3

Апрель

163,5

121,7

118,7

108,5

108,5

102,2

101,0

100,4

103,0

100,9

101,8

101,2

101,0

101,0

101,1

100,4

100,6

101,4

100,7

Май

103,0

111,9

118,1

106,9

107,9

101,6

100,9

100,5

102,2

101,8

101,8

101,7

100,8

100,7

100,8

100,5

100,6

101,4

100,6

Июнь

101,2

119,1

119,9

106,0

106,7

101,2

101,1

100,1

101,9

102,6

101,6

100,5

100,8

100,8

100,6

100,3

101,0

101,0

100,6

Июль

100,6

110,6

122,4

105,3

105,4

100,7

100,9

100,2

102,8

101,8

100,5

100,7

100,7

100,9

100,5

100,7

100,9

100,5

100,6

Август

100,5

108,6

126,0

104,6

104,6

99,8

99,9

103,7

101,2

101,0

100,0

100,1

99,6

100,4

99,9

100,2

100,1

100,4

100,0

Сентябрь

101,1

111,5

123,0

108,0

104,5

100,3

99,7

138,4

101,5

101,3

100,6

100,4

100,3

100,4

100,3

100,1

100,8

100,8

100,0

Октябрь

103,5

122,9

119,5

115,0

104,7

101,2

100,2

104,5

101,4

102,1

101,1

101,1

101,0

101,1

100,6

100,3

101,6

100,9

100,0

Ноябрь

108,9

126,1

116,4

114,6

104,6

101,9

100,6

105,7

101,2

101,5

101,4

101,6

101,0

101,1

100,7

100,6

101,2

100,8

100,3

Декабрь

112,1

125,2

112,5

116,4

103,2

101,4

101,0

111,6

101,3

101,6

101,6

101,5

101,1

101,1

100,8

100,8

101,1

100,7

100,4

Годы

260,4

2608,8

939,9

315,1

231,3

121,8

111,0

184,4

136,5

120,2

118,6

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

111,9

113,3

108,8

Как видно из приведенных данных, темп роста цен до 1998 г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи с объявлением дефолта последовал оглушающий скачок цен, и уже в течение более десяти лет цены продолжают расти, пусть и темпы роста уменьшаются с каждым годом.

Сложившаяся ситуация была совсем непохожа на то, что происходило ранее в экономике государства. Рост цен был довольно незначительным.

Таблица 2. Индексы потребительских цен (1970 = 100)

1975

1980

1985

1990

Все товары и платные услуги населению

102

113

121

138

в том числе:

продовольственные товары

102

110

119

140

непродовольственные товары

99

109

113

125

платные услуги населению

110

135

148

172

Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения – лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа.

Дальнейшее изменение экономического положения страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами улучшения государственной политики в области ценообразования.

О проблемах ценообразования на рынке недвижимости прямо говорит статистика. Даже несмотря на то, что цены на жильё в России одни из самых высоких в мире, они продолжали до последнего времени неуклонно расти. В условиях мирового финансового кризиса цены на недвижимость снизились лишь на 7-12%.

Таблица 3. Индексы цен на первичном рынке жилья по Российской Федерации (на конец периода; в процентах к концу предыдущего периода)

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все квартиры

156,9

146,3

113,1

125,1

122,5

118,8

118,5

117,5

147,7

123,4

110,3

92,4

в том числе:

типовые квартиры

155,0

143,9

111,2

121,5

122,0

118,9

117,4

119,2

150,6

116,8

113,2

91,7

квартиры улучшенной планировки

157,5

141,9

113,5

126,5

123,8

115,9

121,2

119,0

149,4

121,9

111,4

92,8

элитные квартиры

175,8

147,8

112,7

119,0

116,5

127,7

113,7

112,3

139,0

127,9

105,4

93,1

Таблица 4. Индексы цен на вторичном рынке жилья по Российской Федерации (на конец периода; в процентах к концу предыдущего периода)

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все квартиры

191,3

129,6

116,3

132,0

125,3

118,8

124,1

118,0

154,4

120,6

115,3

89,0

в том числе:

типовые квартиры

189,3

125,0

117,4

135,5

127,1

120,5

126,3

118,2

155,6

121,2

115,0

87,5

квартиры улучшенной планировки

193,1

126,4

115,3

130,5

124,5

116,4

122,5

119,0

152,7

119,8

115,2

89,9

элитные квартиры

202,8

149,8

107,8

123,3

114,5

115,4

114,5

111,4

164,7

116,8

113,5

92,2

квартиры низкого качества

180,1

132,7

117,9

124,5

127,7

119,5

119,5

115,9

154,3

117,4

114,7

90,4

Исходя из данных о структуре потребительских расходов населения, можно сделать вывод: за последние 5 лет россияне стали тратить меньше на продовольственные товары, но больше – на непродовольственные, при относительно постоянном уровне средств, затраченных на разного рода услуги.

Таблица 5. Структура потребительских расходов населения для расчета

индекса потребительских цен

в процентах

Наименование товарных групп

2006

2007

2008

2009

2010

Все товары иуслуги

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Продовольственные товары

42,71

40,21

39,11

37,70

37,97

Мясопродукты

10,71

10,28

9,81

9,59

9,64

Рыбопродукты

1,88

1,87

1,76

1,82

1,90

Масло и жиры

1,60

1,37

1,40

1,26

1,21

Молоко и молочная продукция

2,84

2,68

2,82

2,54

2,64

Сыр

0,99

0,96

1,18

0,93

0,97

Яйца

0,72

0,63

0,61

0,56

0,51

Сахар

1,14

0,92

0,73

0,59

0,68

Кондитерские изделия

2,33

2,28

2,23

2,21

2,33

Чай, кофе

1,03

0,95

0,90

0,91

0,98

Хлеб и хлебобулочные изделия

2,50

2,23

2,04

1,96

1,99

Макаронные и крупяные изделия

1,12

0,99

0,94

0,91

0,90

Плодоовощная продукция, включая картофель

3,96

3,83

3,83

3,57

3,61

Алкогольные напитки

7,12

6,63

6,33

5,85

5,78

Общественное питание

2,28

2,23

2,23

2,73

2,45

Прочие

2,49

2,36

2,30

2,27

2,38

Непродовольственные товары

33,74

35,13

35,99

37,37

36,25

Одежда и белье

5,19

5,27

5,13

5,55

5,48

Меха и меховые изделия

0,56

0,74

0,70

0,72

0,65

Трикотажные изделия

1,29

1,30

1,32

1,31

1,34

Обувь кожаная, текстильная и комбинированная

2,52

2,55

2,52

2,53

2,54

Моющие и чистящие средства

0,74

0,67

0,68

0,74

0,82

Парфюмерно-косметические товары

1,36

1,35

1,34

1,27

1,44

Галантерея

0,79

0,80

0,85

0,85

0,92

Табачные изделия

0,83

0,72

0,68

0,65

0,69

Мебель

2,17

2,21

2,21

2,43

2,34

Электротовары и другие бытовые приборы

2,18

2,07

1,99

1,94

1,76

Печатные издания

0,50

0,49

0,47

0,45

0,48

Телерадиотовары

1,15

1,20

1,01

1,00

0,95

Персональные компьютеры

1,13

1,05

0,92

1,01

0,88

Средства связи

0,87

0,80

0,73

0,63

0,53

Строительные материалы

1,83

2,07

2,19

1,80

1,62

Легковые автомобили

4,24

4,99

6,34

7,30

5,66

Бензин автомобильный

1,91

2,00

2,10

2,12

2,38

Медицинские товары

1,43

1,62

1,52

1,56

2,07

Прочие

3,05

3,23

3,29

3,51

3,70

Услуги

23,55

24,66

24,90

24,93

25,78

Бытовые услуги

2,71

2,69

2,82

2,80

2,76

Услуги пассажирского транспорта

3,31

3,26

3,26

3,38

3,09

Услуги связи

2,66

3,19

2,96

2,96

3,14

Жилищно-коммунальные услуги

8,90

8,83

8,57

7,89

8,81

Жилищные услуги

2,78

2,75

2,74

2,57

2,61

Услуги гостиниц и прочих мест проживания

0,11

0,10

0,12

0,14

0,15

Коммунальные услуги

6,01

5,98

5,71

5,18

6,05

Услуги дошкольного воспитания

0,28

0,35

0,35

0,36

0,43

Услуги образования

2,02

2,50

2,49

2,27

2,27

Услуги организаций культуры

0,26

0,30

0,33

0,35

0,41

Санаторно-оздоровительные услуги

0,54

0,45

0,56

0,66

0,51

Медицинские услуги

1,02

1,17

1,29

1,20

1,34

Прочие

1,85

1,92

2,27

3,06

3,02

Кроме того, интересно посмотреть на изменение потребительских цен в общемировом разрезе. Бросается в глаза, что наиболее стремителен рост цен в странах бывшего Советского Союза: России, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Украине.

Таблица 6. Изменение потребительских цен в отдельных странах мира (прирост, снижение (-); в процентах к предыдущему году)

2004

2005

2006

2007

Россия2)

11,7

10,9

9,0

11,9

Австрия

2,2

2,3

1,4

2,1

Азербайджан

6,7

9,6

8,3

16,7

Армения

7,0

0,6

2,9

4,4

Беларусь

18,1

10,3

7,0

8,4

Бельгия

2,1

2,8

1,8

1,9

Венгрия

6,8

3,6

3,9

7,9

Германия

1,6

2,0

1,7

2,2

Греция

2,9

3,5

3,2

3,0

Грузия

5,7

8,2

9,2

9,2

Дания

1,2

1,8

1,9

1,7

Ирландия

2,2

2,4

4,0

4,9

Испания

3,0

3,4

3,5

2,8

Италия

2,2

1,6

2,1

1,8

Казахстан

6,9

7,6

8,6

10,8

Канада

1,8

2,3

2,0

2,2

Киргизия

4,1

4,3

5,6

10,2

Китай

4,0

1,8

1,5

4,8

Нидерланды

1,1

1,7

1,1

1,6

Норвегия

0,5

1,6

2,3

0,7

Польша

3,5

2,1

1,0

2,3

Португалия

2,3

2,2

3,1

2,8

Республика Молдова3)

12,4

11,9

12,7

12,3

Румыния

11,9

9,0

6,6

4,9

Словакия

7,5

2,7

4,4

2,8

Словения

3,6

2,5

2,5

3,6

Соединенное Королевство (Великобритания)

3,0

2,8

3,2

4,2

США

2,6

3,4

3,3

2,8

Таджикистан

6,8

7,8

11,9

21,5

Турция

10,6

9,6

8,8

Украина

9,0

13,5

9,1

12,8

Финляндия

0,2

0,9

1,6

2,6

Франция

2,1

1,8

1,7

1,5

Чешская Республика

2,9

1,8

2,6

2,9

Швейцария

0,9

1,1

1,1

0,8

Швеция

0,4

0,4

1,4

2,2

Япония

0,0

-0,3

0,3

0,0

Наконец, самые новые данные по ценообразованию в России показывают, что цены и тарифы по-прежнему растут, причём в некоторых областях (например, в сфере железнодорожных перевозок) причины повышения цен остаются неясными.

Таблица 7. Индексы цен и тарифов в 2009 году

К предыдущему месяцу

Декабрь 2009г.
к
декабрю 2008г.

Справочно
декабрь 2008г.
к декабрю 2007г.

октябрь

ноябрь

декабрь

Индекс потребительских цен

100,0

100,3

100,4

108,8

113,3

Индекс цен производителей
промышленных товаров

99,1

99,5

100,5

113,9

93,0

Индекс цен производителей
сельскохозяйственной продукции

101,1

100,4

100,5

98,2

102,5

Сводный индекс цен
строительной продукции

100,0

100,3

100,0

100,1

116,9

Индекс тарифов на грузовые
перевозки

85,3

120,2

100,1

117,4

132,3

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц

100,0

100,0

100,0

102,1

111,5

Индексы цен и тарифов
в декабре 2008 и 2009 годов
на конец периода, в % к декабрю предыдущего года

В декабре 2009г. рост цен производителей промышленных товаров незначительно опередил увеличение потребительских цен.

 

График прироста индексов потребительских цен по месяцам за последние два года всё же настраивает на оптимистичный лад: темп роста индексов за вторую половину прошлого года и начало текущего снизился.


Список использованной литературы

1.Региональная экономика: Учебник / Под. ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2.Региональная экономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. -Ростов н/Д Феникс, 2005.

3.Сайт российской статистки.


[1] Здесь и далее по материалам сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru


Библиографический список
  1. Региональная экономика: Учебник / Под. ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Региональная экономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. -Ростов н/Д Феникс, 2005.
  3. Сайт российской статистки.


Все статьи автора «antoosipov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация