СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ

Беркут К.А.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Беркут К.А. Создание положительного образа региональной полиции с помощью интернет-сайтов // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/154 (дата обращения: 02.06.2017).

Реформа МВД, которая началась еще в 2010 году, внесла изменения, сравнимые по масштабу с последствиями событий 1917 года. Образ российской полиции (бывшей милиции) – это результат прошлого опыта взаимодействия граждан с этим органом и, одновременно, показатель существующего на настоящий момент отношения к нему. За последние годы, сталкивались по какому-либо делу с правоохранительными органами (милиция, прокуратура, суд) около одной трети всех взрослых россиян. По результатам опроса ВЦИОМ 24-27 марта 2011 года, большинство из них расценивает действия правоохранительных органов в этих случаях как несправедливые.

«Forbes Russia» в январском номере за 2011 год опубликовал «Рейтинг недоверия», в котором в процентном соотношении населения, не доверяющего полиции (милиции), Россия занимает первое место с отрывом от второго (Франция) на 26%.  Остальные страны имеют разрыв всего в несколько процентов.

Общепризнанно, что положительный образ полиции позволяет ей успешнее решать многие проблемы, более эффективно осуществлять свои ос­новные функции. Сегодня одной из самых актуальных задач является обеспечение всемерной поддержки обществом решаемых правоохранительной системой в современных условиях стратегических задач, которые были сформулированы в выступлении В.В.Путина на расширенном заседании правительства с участием глав субъектов РФ еще 13 сентября 2004 года: «Это вопросы обеспечения единства страны, укрепления государственных структур и доверия к власти, создания эффективной системы внутренней безопасности» [www.rg.ru]. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» подтверждает, что государство обеспокоено деятельностью МВД,  все изменения и коррективы вносятся Правительством, «принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации» [Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»].

Самое главное для обоснования важности темы – это Федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции», который был принят Государственной Думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года. Вся эта реформа показывает, что власть понимает, что многие проблемы требуют неотложного решения.  Стоит признать, что система МВД настолько сложна, настолько коррумпирована, что работа PR-технологий уже не эффективна. Но пока плавно идет изменение самой структуры, перед пресс-службой стоит задача формировать положительный образ.

Первый шаг реформы – это переименование милиции в полицию. Для многих россиян полиция – это ведомство, где его «сотрудники делят людей на избранных и отверженных», что толкает полицейских на жестокость и нарушение гражданских прав. Получается, что полиция уже имеет негативный образ, который необходимо изменять.

В этом процессе изменения образа с негативного на позитивный эффективны сайты организаций. Отделам полиции необходимо использовать этот PR-метод активнее. Тем более что правительством разработана Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 года №Пр-212. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Постепенно даже небольшие подразделения правоохранительных органов создают свои web-страницы. Эти сайты создаются в соответствии с разработанным правительством порядком, который описывает общие требования к ресурсам и их информационному взаимодействию с населением. Мы не будем рассматривать столичные или областные сайты полиции, поскольку пресс-служба этих ведомств уже наладила работу в этом направлении, а вот небольшие межрайонные отделы еще только начинают заниматься наполнением собственных сайтов.

Сайт Межмуниципальное Управление внутренних дел «Тобольское».

Сайт был создан 20 января 2009 года по инициативе начальника МУВД города Тобольска Захарова М.А, подполковника милиции.

Вообще, цель создания сайта МУВД в Интернете – предоставление информации об УВД, то есть информирование населения о состоянии преступности на территории города Тобольска и Тобольского района, ориентировка по разыскиваемым преступникам, а также безвести пропавших, справочная информация, советы гражданам, контактная информация.

И прежде чем приступить непосредственно к анализу средств создания положительного образа МУВД, назовем техническое оснащение сайта. Название анализируемого домена http://uvd.newtob.ru/. Язык сайта – русский. Количество html страниц – 10:

  1. главная (домашняя) страница (с отображением последней новости, а также ссылками на другие ресурсы МВД России)
  2. начальник УВД (информация, фотографии)
  3. руководство (заместители начальника, информация, фотографии)
  4. структура УВД
  5. информация об участковых уполномоченных милиции (адреса участковых пунктов, контактные телефоны, фотографии)
  6. пресс-служба (новости УВД, информация о преступлениях, архив новостей, а также история возникновения милиции в Тобольске по наши дни)
  7. вакансии, условия поступления на службу
  8. извещение о проведении конкурса на оказание услуг по открытию банковских счетов сотрудникам для совершения операций приема  и выплат денежного довольствия, заработной платы, социальных выплат и пособий с использованием расчетных карты
  9. контакты (телефоны, номера кабинетов, график приема граждан руководством, электронный ящик доверия)
  10. розыск (ориентировки по разыскиваемым преступникам, а также без вести пропавших)

С каждой страницы сайта возможен переход (установлена гиперссылка) на главную страницу. Имеется карта сайта. Возможность доступа к информации всем заинтересованным лицам, вне зависимости от их местонахождения.

Вообще, средства для создания именно положительного образа используются не правильно, упускается много ключевых моментов для формирования «доброй славы». Например, через личность руководителя можно раскрыть непосредственно образ самой организации. На сайте не имеется никакой  подробной информации о начальнике МУВД, только его звание, контактный телефон и график приема граждан. Надо учитывать, что если была указана подробная информация о заслугах начальника, его награды, послужной список – все это бы создало благоприятный образ для всей организации, так как надежный и респектабельный руководитель задает соответствующий тон организации.  На странице имеется фотография начальника, формат которой слишком велик, просмотреть ее можно только с помощью «прокрутки», это создает дисгармонию при просмотре страницы. Руки начальника на снимке сложены «в замок», поэтому не видно обручального кольца. Но как пишет в своей книге Л.Браун, что «наличие у бизнесмена или политика обручального кольца благоприятно влияет на партнеров и избирателей, так как создается впечатление, что этому человеку можно доверять, что он хороший семьянин, и успешно ведет свои дела»[1]. Именно поэтому на политических плакатах многих политиков идет акцент на изображение кольца на правой руке (например, плакаты В.В.Путина и Д.А.Медведева). Также Л.Браун пишет, что «рабочее место должно быть аккуратным, потому что всегда люди обращают внимание на порядок и дисциплину». На фотографии начальника на столе много различных графиков, которые можно воспринимать двояко: это и постоянная, сложная, кропотливая работа, но в тоже время все это можно воспринимать как «завал» в работе. Лучше, если на столе будет находиться Конституция РФ (создается впечатление, что он знает закон и чтит его).

Также к информации о личности руководителя необходимо добавить характеристику персонала, отношение персонала к работе и его внешний вид, то есть описание заместителей. На сайте имеется перечень первых заместителей начальника, но информация о них разнородна. В основном это график приема граждан, контактный телефон. Отсутствует послужной список, совершенно не раскрывается их личность. Информация о служебной деятельности имеют только двое из заместителей: дата и место рождения, образование, предыдущие должности. Фотографии заместителей имеют разные параметры, плохое качество, разнородность в позах и отсутствие формы неблагоприятно влияют на общее впечатление о руководящем составе.

Благоприятно повлияло бы наличие информации о семейном положении руководителей отделов. Но здесь надо быть осторожным, потому что информация, в которой говорится, что сотрудник женат и имеет детей, может не совсем правильно интерпретироваться (подобные примеры есть на официальном сайте ГУВД Тюменской области). Как пишут в своей книге К.Д.Герасимов и В.В.Новиков, «подобная информация сообщает целый набор возможных альтернатив: 1.сотрудник – добропорядочный семьянин, 2. он не может уделять работе достаточное внимание». И как наиболее идеальный вариант приводится фраза «Семья Т.Т. помогает ему в его трудной и беспокойной работе».

Также отсутствует характеристика многих сотрудников, например, участковых. О них дается небольшая информация о звании, участке обслуживания, указаны номера сотовых телефонов. В самом порядке подачи информации отсутствует четкость, то есть в одном случае сначала идет должность, в другом указаны фамилия, имя, отчество. Номер сотового телефона может быть указан как в начале информации об участковом, так и в конце. Все это оставляет впечатление неаккуратности и халатности в составлении информации, что не может дать положительный результат при просмотре web-страницы.

Что касается истории самой организации, то здесь возникает нелогичность в ее содержании. Страничка с «Историей» раньше содержала фото здания, и большой текст, напечатанный мелким кеглем. После небольшого изменения содержания сайта, «История» содержит выписку из газеты   «Известия» №256 от 12 ноября 1922 г, в которой описывается первое празднование годовщины милиции Советской власти (Приложение 3). В этом пункте лучше рассказать о создании милиции именно в городе Тобольске, о вступлении нового начальника на должность руководителя организации, информацию о прежних руководителях, их заслуги. Сюда же можно включить рассказ о традициях организации, репутации, благодарностях от вышестоящих органов.

Благоприятно на образ компании влияет наличие внешней атрибутики, эмблемы. В положении о создании сайта указано наличие эмблемы МВД, фотографий самого здания МУВД, а также здания Тобольского кремля (Приложение 4). На деле же на главной странице имеется только эмблема МУВД, других внешних атрибутов не имеется.

На сайте публикуются новости УВД, которые обновляются каждую неделю. Это является положительным моментом, так как вся информация в этом случае исходит напрямую от источника и является более точной и достоверной. Но к этому можно прибавлять и ссылки на СМИ, в которых публикуется информация о МУВД, и с которыми милиция тесно сотрудничает, чтобы у граждан создавалось впечатление, что деятельность милиции открыта и доступна для населения, и организация несет социальную ответственности перед обществом – качество работы, направленность на граждан, забота о них.

Очень часты грамматические ошибки и несвязные предложения. Это, конечно, напрямую не влияет на создание образа, но оставляет неприятное ощущение халатного отношения к наполнению сайта. Например:

Межмуниципальным УВД «Тобольское» разыскивается несовершеннолетняя ушедшая из спецучреждения Кошукова Екатерина Валерьевна, 1992 г.р., которая 8.12.2008 года ушла из «Социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тобольска» и до настоящего времени ее местонахождение не известно.

 

Из положительных моментов можно отметить наличие кадровой политики организации, то есть набор сотрудников в органы внутренних дел, как Тобольска, так и Тюмени. Указаны требования: возраст, образование. Даны сведения о заработной плате, премиях, льготах, компенсациях.

Показана структура учреждения с подробным описанием всех отделов и подразделений. Также на сайте указана контактная информация (телефон приемной, электронный ящик доверия, телефон доверия УВД, телефон доверия ГИБДД).

Можно также включать информацию о тренингах сотрудников, финансовом благополучии (оснащении милиции), чтобы показать, что в работе милиции нет завала, происходит постоянная модернизация.

Что касается удобства пользования сайтом, то на нем легко можно получить интересующую информацию, есть гиперссылки на различные разделы и ссылки на Областной сайт ГУВД, ГУ МВД по УрФО, и официальный сайт МВД России.

Посредством данного Интернет-сайта также можно было бы оперативно отвечать на вопросы, возникающие у граждан. А чтобы избежать многократных разъяснений по решению одних и тех же задач, на сайте можно  сформировать базу часто задаваемых вопросов.

На сайте используется мало средств, с помощью которых можно создать положительный имидж. По большей части, люди, занимающиеся информационным наполнением сайта, не задумываются о возможностях влияния на массовое сознание граждан и формировании благоприятного отношения к себе.

Социальные, политические и экономические реформы, проводимые в России в последние годы, обновление и совершенствование законодательства, курс на укрепление основ гражданского общества ставят непростые задачи перед полицией – важнейшим институтом государственной власти, призванным обеспечивать правопорядок в стране, соблюдение прав и свобод граждан, противостоять преступности. Активизация «человеческого фактора» в самом ведомстве и привлечение внимания к его работе широкого круга общественности является мощным резервом для совершенствования деятельности всей системы МВД, повышения эффективности её работы. Полиции, как новой структуре, необходимо сразу занять верную позицию к открытости для сотрудничества с общественностью, более доступной для граждан и СМИ.

 



Все статьи автора «Christine Berkut»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: